На обложке
изображен Дмитрий Гусев —
физик-ядерщик, герой советского художественного фильма режиссера Михаила Ромма
«Девять дней одного года» (1962 г.), роль которого исполнил актер Алексей
Баталов.
Действие
киноповести происходит в 1960-е годы. Молодые ученые-ядерщики — одержимый
экспериментатор Дмитрий Гусев и скептически настроенный теоретик Илья
Куликов — давние друзья, влюбленные в одну девушку по имени Леля.
Гусев возглавляет научные изыскания, начатые его учителем Синцовым, который
в результате эксперимента получил смертельную дозу радиации. Облучен
и Гусев. Врачи предупреждают об опасности, но, понимая важность своей работы,
ученый продолжает опыты.
После ряда неудач
он обращается за помощью к Куликову, талантливому теоретику. Гусев верит,
что его новая установка станет прорывом на пути к управляемому
термоядерному синтезу. При проведении эксперимента, закончившегося успешно,
Гусев получает новую дозу облучения около 200 рентген. Он скрывает это ото
всех, даже от Лели, ставшей его женой, которая неверно истолковывает его
замкнутость.
Работу продолжает
Куликов. Он полагает, что открытый Гусевым эффект — значительный вклад
в науку. Тем не менее анализ результатов экспериментов показывает, что
к термоядерному синтезу открытие имеет косвенное отношение, хотя стало
важным событием для астрофизики. Гусев решает бороться до конца и настаивает
на проведении ему операции по пересадке костного мозга.
Для фильма
с рабочим названием «365 дней» Михаил Ромм собрал совершенно новую команду
людей, с которыми он ранее не работал.
На главные роли
были приглашены популярные актеры Юрий Яковлев и Алексей Баталов. Перед
самым началом съемок Яковлева, попавшего в автомобильную аварию, пришлось
заменить Иннокентием Смоктуновским. На главную женскую роль была приглашена
молодая и малоизвестная актриса театра «Современник» Татьяна Лаврова. Роль
Лели стала для Татьяны главной в ее кинокарьере, в дальнейшем она
посвятила себя главным образом театру.
«Я с огромным
интересом работал над образом Дмитрия Гусева. Жизнь этого ученого-атомщика
заполнена упорным, осмысленным и притом совершенно не бросающимся в глаза
подвигом. Роль Гусева особенно привлекает меня тем, что он — человек
сегодняшнего дня, глубоко интеллигентный, можно сказать — человек новой
советской формации», — говорил о своей роли Алексей Баталов. Актер
также свидетельствовал, что ряд задуманных авторами мрачных деталей был
выключен из фильма по цензурным требованиям. Так, был исключен эпизод, где
Гусев приходит на могилу матери; исключено указание на то, что к финалу
болезнь приводит Гусева к слепоте.
События, которые
легли в основу сценария, до известной степени реальны. Научным
консультантом в картине был лауреат Нобелевской премии по физике 1958 года
Игорь Тамм. Конец 1950-х и начало 1960-х — время значительных успехов
в области управляемого термоядерного синтеза. Тогда начались смелые
эксперименты советских ученых на установке МТР. Случай с так называемыми
«фальшивыми нейтронами» получил широкую огласку, но в реальности управляемой
термоядерной реакции, о которой так мечтал герой фильма Гусев, тогда не
произошло.
Фильм был назван лучшим
в 1962 году, а также получил несколько кинематографических премий,
в том числе за рубежом.