Методические основы учебного проектирования и конструирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.12.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Сопруненко, И. В. Методические основы учебного проектирования и конструирования / И. В. Сопруненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 427-428. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86187/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье раскрываются проблемы проектной и конструкторской деятельности, которые являются новыми для современности. В то время как в практике обучения и воспитания метод проектов известен уже достаточно давно, теоретический анализ проектной деятельности как средства обучения и воспитания не был реализован, его рассмотрение шло по описательному пути, по линии определения границ влияния на формирование знаний, умений, навыков учащихся.

Ключевые слова: проектирование, конструирование, практические, воспитательные, образовательные цели.

Под проектированием как видом профессиональной деятельности преподавателя следует понимать разработку им соответствующего проекта технологии обучения — дидактического описания педагогической системы, реализация которой предполагается в рамках учебного процесса.

Конструктивная деятельность преподавателя связана с отбором, композицией, разработкой учебного материала, т. е. созданием материального основания для осуществления разработанного проекта на практике.

Проектирование и конструирование технологии обучения имеет вполне определенную цель — создание преподавателем специальной профессионально ориентированной обучающей среды, дающей ему возможность в рамках учебной дисциплины организовать педагогическое взаимодействие со студентами для достижения дидактических целей [1, с. 100].

Практика показывает, что при проектировании и конструировании профессионально ориентированной технологии обучения наиболее целесообразным является следующий алгоритм действий преподавателя [2, с. 234]:

— определение диагностических целей обучения, описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата;

— обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста;

— выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также и системы смысловых связей между его элементами;

— определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности;

— разработка процессуальной стороны обучения: представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач;

— поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

— выявление логики организации педагогического взаимодействия с обучающимися на уровне субъект-субъектных отношений с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности;

— выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности.

Основным содержанием работы должна быть разработка, проектирование устройств, механизмов с последующим их изготовлением.

Сама по себе, даже наиболее прогрессивная и перспективная форма работы ещё не обеспечивает высоких результатов воспитания и обучения. Для достижения успеха, прежде всего, необходимо ясное понимание основной цели и задач, чёткое определение критериев оценки работы.

Ценность работы правильнее всего определяется исходя из того, какие ЗУН переносит школьник на свою практическую деятельность. Если говорить об узкопрофессиональных навыках (слесарные, монтажные, работы с приборами и т. д.), то их учащиеся могут получить на обычных уроках технологии в школе, а затем на практикумах в училищах и техникумах. Овладение такими навыками ещё не определяет творческого подхода к работе.

Важно подчеркивать необходимость глубокого понимания действия основных законов механики, использовать знания учащихся о правилах построения кинематических и электрических схем, об источниках энергии, двигателях и механизмах.

В процессе учебного проектирования открываются возможности для использования обучающимся своих знаний о физико-технических и химических свойствах материалов, здесь же используются и совершенствуются практические навыки учащихся в ручной и механической обработке различных материалов.

Оформление технической документации на различные изделия требует от учащегося знаний основ технического черчения, практических навыков выполнения технических рисунков, эскизов, чертежей.

Для достижения успеха необходимо осознать и сформулировать принципы, определяемые закономерностями развития техники и технологии, закономерностями самого процесса учебного проектирования.

Главным содержанием работы учащихся должно быть проектирование в решении конструкторских, технологических и организационных технических задач в процессе разработки и практического изготовления опытного образца различных изделий.

Основными целями работы с учащимися при учебном проектировании:

Общеобразовательные цели

— Помочь обучающимся овладеть методами познания, освоения и совершенствования техники, научить устной и письменной технической речи со всеми присущими ей качествами (простота, ясность, наглядность, полнота). Помочь обучающимся овладеть минимумом научно-технических сведений, знаний, нужных для активной познавательной деятельности, для решения практических задач, возникающих в повседневной жизни.

Воспитательные цели

— Воспитание личности, воспитание устойчивого интереса к методам технического проектирования, конструирования, моделирования: нравственное и эстетическое воспитание (уважение к людям труда, чувство красоты и так далее), воспитание интереса к содержанию работы новаторов, изобретателей; развитие технического мышления учащихся, воспитание у них культуры труда.

Практические цели

— умение применять полученные навыки для решения практических задач;

— умение самостоятельно восполнять недостающие знания, работать с литературой;

— умения пользования различными приборами, инструментами, аппаратами. Вышеперечисленные цели достигаются на основе четко сформулированных педагогических принципов:

— организация работы должна обеспечивать максимум самостоятельности школьников в «открытии» закономерностей развития техники;

— дидактический — материал должен способствовать развитию технического мышления обучающихся;

Из выше сказанного можно сделать вывод, что учебное проектирование и конструирование является неотъемлемой частью технологического процесса по изготовлению изделий.

Литература:

  1. Соловьянюк, В. Г. Педагогические аспекты технологий обучения. — БирГПИ, 2007. 120с.
  2. Подласый, И. П. Педагогика. Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. — М., 2003. 376 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебное проектирование, достижение успеха, задача, педагогическое взаимодействие, проектирование, учебный материал.


Ключевые слова

проектирование, конструирование, практические, воспитательные, образовательные цели
Задать вопрос