Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются специальные педагогические методы и приемы, которые необходимо включать в образовательную практику с целью обогащения образовательного опыта младших школьниковиэффективного эмоционально-эстетического развития.
Ключевые слова: методы, формы, младшие школьники, начальные классы, развитие личности, эмоциональная сфера, эстетическая сфера.
Современное образование все больше акцентирует внимание на развитии не только когнитивных, но и эмоционально-эстетических аспектов личности. Развитая эмоциональная сфера и богатое эстетическое восприятие играют важную роль в формировании гармоничной личности.
При развитии эмоциональной сферы личности огромное значение имеет эстетическое воспитание. Восприятие прекрасного влияет на эмоциональное состояние и способно побуждать сильные эмоциональные переживания. С эстетическим развитием приходит эмоциональный опыт и расширение познания о существующем окружающем нас мире и процессах, происходящих в нем. Главная ценность эстетического воспитания в развивающем потенциале, в возможности стимулировать интеллектуальную деятельность и творчество детей.
Научная база в области психологии и педагогики отмечает, что младший школьный возраст наиболее благоприятный для целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом развитии и формировании личности ребенка. Ученые подчеркивают ведущую роль педагогического эстетико-воспитательного воздействия с целью постижения эстетических явлений, понимания красоты и прекрасного.
Искусство является одним из самых эффективных средств отражения и освоения действительности, оказывающее влияние на эстетическое развитие личности и творческий потенциал человека. Воспитательная функция искусства заключается в воздействии на ум и сердце, формировании строя чувств и мыслей ребенка.
Явление катарсиса объясняет влияние искусства на психику человека. Катарсис — освобождение эмоционального напряжения через интенсивные переживания и эмоциональные реакции, вызванные искусством. Данное явление впервые было упомянуто в работах Аристотеля, который изучал воздействие трагического произведения на зрителя [4, с. 384]. Катарсис очень важен в воспитательном воздействии искусства на личность. Это связано с тем, что воздействие искусства отлично от дидактического нравоучения и основывается на эстетическом идеале через полярные образы (положительный и отрицательный).
В исследованиях XX века искусство выступает образной памятью человека и является единственной формой фиксации человеческого опыта через эмоциональный отклик при помощи средств, выработанных культурным развитием.
Методологическую основу процесса развития эмоционально-эстетического восприятия составляют подходы:
- Культурно-исторический подход включает в себя изучение и освоение культурного наследия, истории, традиций и культурных ценностей [3, с. 573].
- Эмоционально-эмпатический подход базируется на эмоциональном восприятии и воздействии искусства на личность, а также на развитии эмоционального отклика и эмпатии.
- Творческий подход концентрируется на творческом самовыражении, развитие способностей и умений в изобразительной деятельности, на развитии творческого потенциала.
- Деятельностный подход предполагает активное участие учащихся в творческой деятельности, экспериментировании с различными видами искусства, создании собственных произведений искусства.
- Интегративный подход объединяет в себе различные аспекты искусства (музыку, изобразительное искусство, литературу, театр и др.) и используется для комплексного развития эстетического восприятия и творческих способностей.
Опора на данные подходы позволяет вызвать у детей широкий спектр переживаний нравственных идей и активизировать личностный опыт обучающихся.
Прежде чем рассмотреть группу методов развития эмоционально-эстетического развития, обратимся к уровням восприятия искусства.
Стихийно-эмоциональный уровень предполагает непосредственную эмоциональную оценку искусства через эмоциональные реакции и чувства. На этом уровне ребенок в первую очередь реагирует эмоционально на произведение искусства, без глубокого анализа.
Художественно-ассоциативный охарактеризован как «диалог искусств» и включает в себя анализ и интерпретацию искусства через постижение художественных образов.
Духовно-ценностный уровень связан с переживанием ценностей и поиском глубоких смыслов в искусстве. В рамках данного уровня происходит внутренний диалог произведением искусства, однако, по мнению многих исследователей, такой диалог возможен при условии развитой личной рефлексии и самостоятельному творческому видению.
В рамках педагогической практики и психологических исследований, на основании обозначенных уровней восприятия искусства, существуют ряд методов:
- Метод актуализации личного (визуального, эмоционального, сенсорного, бытового, социального) опыта предполагает, что усвоение и понимание новой информации эффективно при связи ее с собственным опытом. Метод включает в себя проведение дискуссий, рефлексивных практик, использование кейсов (текст до 20–30 страниц) из художественной литературы или реальной жизни, а также задания, которые стимулируют учащихся делиться своими собственными опытами и выводами.
- Метод ассоциативного сопоставления включает в себя накопление знаний и развитие эстетического восприятия через сопоставления и аналогии. Через метод учащиеся могут связывать и анализировать различные аспекты искусства, такие как цвет, форма, композиция, эмоциональное воздействие и символика, а также устанавливать связи между различными произведениями искусства. Метод включает в себя проведение творческих занятий. Нередко творческие занятия в данном методе используют сопоставление живописных и музыкальных произведений.
- Метод интерпретации содержания используется для анализа и понимания содержания различных текстов, произведений искусства, символов или других объектов, которые могут быть предметом изучения. Этот метод включает в себя детальное и глубокое изучение содержания с целью выявления скрытых значений, идей, эмоций и контекста, которые могут быть закодированы в изучаемом объекте. В контексте эстетического развития, метод интерпретации содержания может быть использован для анализа и понимания содержания произведений искусства, включая живопись, скульптуру, литературу, музыку и театральные постановки. Учащиеся могут изучать и интерпретировать содержание искусства, выявляя его смысловые и эмоциональные аспекты, а также анализируя контекст, в котором оно было создано.
Отдельное внимание требует группа игровых методов, основанных на использовании игр и игровых элементов для достижения образовательных целей. В контексте эстетического развития, игровые методы могут быть использованы для стимулирования творческого мышления, развития художественного вкуса и эстетического восприятия учащихся. Игровые методы могут выступать как введением к уроку, для того чтобы заинтересовать учащихся новой темой, так и способом закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Эстетическое развитие, которое подтягивает за собой эмоциональное развитие, зависит от взаимосвязанной работы педагога и учащихся. При подборе приёмов и методов педагог должен опираться на возрастные особенности и современные педагогические принципы. Методы эстетического развития должны быть осознанными и целенаправленными. При этом, используя тот или иной метод, учителю необходимо выражать свои чувства и уметь показывать обучающимся своё отношение к объекту.
Эмоционально-эстетическое развитие может быть организовано за счет использования различных форм работы. Доктор педагогических наук и профессор социально-гуманитарного и художественной-эстетического образованиям В. Н. Банников предлагает следующую «классификацию форм работы с младшими школьниками:
— по принципу управления деятельностью — ведётся под прямым и косвенным руководством учителя;
— по количеству обучающихся — фронтальная, групповая, индивидуальная;
— по видам деятельности — занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников» [1, с. 16].
В эмоционально-эстетическом развитии отдельная роль отводится внеурочной деятельности. Существуют следующие формы организации внеурочной образовательной деятельности по эмоционально-эстетическому развитию: кружковая работа, клубная работа по интересам, встречи с интересными творческими людьми, походы в музеи и др. «Во внеурочной деятельности обучающиеся усваивают и учатся сознательно использовать изобразительные и выразительные средства. В создании своих работ обучающиеся опираются на свой творческий опыт и фантазируют» [3, с. 15].
Некоторые возможные виды внеурочной работы по эстетическому развитию включают:
- Художественные кружки: организация занятий по рисованию, лепке, живописи, аппликации и другим видам творчества.
- Музыкальные группы или ансамбли: формирование музыкальных коллективов для изучения и исполнения музыкальных произведений.
- Театральные студии: проведение занятий по актерскому мастерству, постановке и исполнению театральных постановок.
- Экскурсии и посещение культурных мероприятий: организация посещений музеев, выставок, театров, концертов и других культурных мероприятий.
- Внеурочные мастер-классы и семинары: приглашение профессиональных художников, музыкантов, актеров и других специалистов для проведения мастер-классов по различным видам искусства.
Использование методов и приемов зависит от того, какие задачи ставит педагог. Задача эмоционально-эстетического развития заключается в формировании у учащихся младших классов способности воспринимать, понимать и ценить красоту окружающего мира, развитие эмоциональной чувствительности, духовного благородства и сердечности. Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания цели и самостоятельных действий. Обеспечение полноценного эмоционально-эстетическое развития младшего школьника возможно только в комплексном сочетании всевозможных методов и приемов.
Литература:
- Банников В. Н. Народное искусство и художественное творчество. Начальная школа. 2016; № 10: С. 16–21.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, — 1986. 573 с.;
- Догадина А. В. Эстетическое воспитание младших школьников. Классный руководитель. 2016; № 4: С. 14–17.
- Шестаков В. П. Катарсис: метаморфозы трагического сознания /сост. и общ. ред. К29 В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007. — 384 с.,