В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения содержания и методик современного образования, в т. ч. среднего профессионального. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития теоретической и методической базы для повсеместного внедрения научно-технической деятельности в сфере образования.
Ключевые слова: научно-техническое творчество, творческий поиск, образование, исследовательская деятельность, методика преподавания.
Современный этап развития среднего профессионального образования в России характеризуется процессами поиска и внедрения новых методик и форм обучения, которые позволили бы подготовить специалистов высокого уровня. При этом совершенно оправданным можно назвать внедрение личностно ориентированных подходов в обучении, ведь только на уважении человека и развитии всех его способностей может строиться формирование профессионала, призванного реализовать свои умения и навыки в условиях быстро меняющегося мира. Развитие личности реализуется в том числе через научно-техническое творчество, направленное на познание и изменение окружающего мира.
Феномен творчества в философии, психологии и социологии трактуется довольно широко. Так, под творчеством понимается процесс, результатом которого является созданием чего-то нового и не существовавшего раньше в другой любой отрасли [1]. В различных философских течениях творчество определяется и как торжество абсурдной страсти (А.Камю), и в качестве инструмента переоценки ценностей (Ф.Ницше). Однако, наиболее перспективным определением, указывающим на роль творчества в развитии личности, с точки зрения автора, является определение Н. А. Бердяева: творчество есть процесс выработки качественно нового отношения личности к себе и миру объектов [2] Следует признать, что процесс создания новых концепций или материальных объектов безусловно сопровождается изменениями в картине мира человека. В этом смысле творчество, образование и воспитание имеют определённые общие черты.
Научно-техническое творчество следует рассматривать как специфическую форму человеческой деятельности, направленную и на познание, и на созидание, являющуюся безусловно необходимой для существования общественного прогресса. Все законы и принципы современного естествознания появились благодаря творческому поиску и экспериментальным успехам, более масштабным, чем учебная деятельность учащейся молодёжи, но преследующим, в сущности, одинаковые цели. Отсюда следует необходимость адекватной оценки роли и места научно-технического творчества в учебном процессе.
Этот вопрос остаётся актуальным благодаря тенденциям развития современной образовательной парадигмы, выражающимся в постепенном отказе от консервативных, устаревших методик. Репродуктивные технологии обучения, заключающиеся в воспроизведении уже известной информации, не обладают потенциалом развития личностных качеств и познавательных способностей, т. к. не стимулируют познавательные способности обучающихся в полной мере. «Знаниевый подход» постепенно заменяется и вытесняется «системно-деятельностным» [3].
Подобные изменения могут стать веской причиной внедрения в образовательный процесс важнейших элементов научно-технического творчества, такие как проведение теоретических исследования, эксперименты, моделирование и решение технических задач, создание устройств или законченных теорий для возможного реального применения. Именно благодаря деятельности, построенной на этих принципах, учащиеся имеют потенциальную возможность самостоятельно или под руководством преподавателей получить новые и углубленные знания об мире и будущей профессиональной деятельности, убеждаются на практике в ложности или истинности известных или созданных в процессе познания теоретических предположений, приобретают умения и навыки, обусловленные сущностью общих и профессиональных компетенций.
Необходимо отметить, что в основе технической и научной деятельности молодёжи лежит решение творческих задач разнообразных типов, уровней сложности, которые могут не требовать специфических начальных знаний. Это позволяет обеспечить равный доступ обучающихся к информационным ресурсам, свободно определять свою роль и цели в рамках исследовательского процесса.
Формы научно-технического творчества можно условно разделить на три большие группы: индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальные могут быть реализованы в виде выполнения конкретного теоретического или практического исследования одним студентом, групповые, как правило, подразумевают создание коллектива для достижения определённых целей (создание новой технологии, концепции), к массовым можно отнести лекции, конференции и фестивали, итогом которых станет обмен информацией или создание единого объекта (сборника статей с результатами деятельности участников и участниц, различных медиа-ресурсов).
Большое внимание следует уделить месту педагога в процессе творческого поиска обучающихся и соответствующей деятельности. Она должна быть направлена на организацию форм взаимодействия, основной целью которых выступают формирование самостоятельности в поиске и постановке задач, навыков обработки информации и коллективной работы. Недопустимо при этом проявлять авторитарные черты, подчиняя направление исследований собственным взглядам на проблему. Следует выступать в качестве научного руководителя, обеспечивающего консультативную помощь и опираться на собственный педагогический опыт и признанные научные источники в качестве теоретической базы исследовательской работы.
Однако, следует отметить, что теоретические основы научно-технического творчества недостаточно проработаны. Отсутствуют единые методические указания [4] для организации исследовательской и созидательной деятельности. Действенной методикой могли бы стать новые формы самостоятельной работы учащихся и научно-практические конференции, но содержание всех этих мероприятий зачастую сводится к банальному повторению уже известных фактов. В некоторых случаях происходит дискредитация самой идеи творческого поиска, её подменяют принудительным участием в мероприятиях со строго заданной тематикой и смыслом.
Литература:
- Соловьев М. С., Латкин В. В. Творчество и креативность // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-i-kreativnost (дата обращения: 02.06.2020).
- Амелюшкина Светлана Михайловна Понятие «Творчество»: вчера и сегодня // Вестник КГУ. 2008. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-tvorchestvo-vchera-i-segodnya (дата обращения: 02.06.2020).
- Магомедов Ш. А., Исламбекова И. С. Педагогические технологии в системе среднего общего образования // МНКО. 2014. № 6 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-v-sisteme-srednego-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 02.06.2020).
- Мальцева Анна Андреевна, Барсукова Наталья Евгеньевна, Клюшникова Елена Валерьевна О системе практико-ориентированного научно-технического творчества // Высшее образование в России. 2017. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sisteme-praktiko-orientirovannogo-nauchno-tehnicheskogo-tvorchestva (дата обращения: 02.06.2020).