Актуализация творческого потенциала студентов в образовательном процессе аграрного вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 18.03.2018

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Тамочкина, О. А. Актуализация творческого потенциала студентов в образовательном процессе аграрного вуза / О. А. Тамочкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48764/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается характеристика творческого потенциала личности как необходимой внутренней структуры будущего современного специалиста. Представлена авторская модель развития творческого потенциала у студентов педагогических специальностей аграрного вуза, апробированная в реальных социокультурных условиях. Дано описание модели, состоящей из целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативно-оценочного блоков, отражающих специфику теоретической и практической профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: творческий потенциал, творческая самореализация, модель развития творческого потенциала.

На современном рынке труда востребованы молодые специалисты, обладающие профессиональной компетентностью, уверенные в собственной эффективности, стремящиеся к достижению успеха в работе и жизни. Подготовка таких специалистов немыслима без обращения к творчеству, творческой самореализации, развитию творческого потенциала. Данная идея нашла закономерное воплощение в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (44.03.01), где указывается необходимость профессиональной подготовки компетентного творческого педагога с целью реализации «способности проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития» (ПК-10) [9].

Не вызывает сомнения тот факт, что одним из ключевых понятий в научной литературе, используемых для понимания личности как многогранной системы в контексте её развития и продуктивной реализацией внутренних сил и резервов, является «творческий потенциал». Обращение к научной литературе показало, что под творческим потенциалом педагога понимается внутренняя структура, позволяющая педагогу творчески саморазвиваться и самореализовываться [1, c. 142–143]. Т. Г. Браже творческий потенциал рассматривает как совокупность способностей личности, её знаний, умений и такой важной характеристики, как чувство новизны [2, с. 5–6]. Дальнейший анализ научных источников помог расширить представления о творческом потенциале педагога за счёт выделения в нём таких важных аспектов, как: совокупность возможностей для инновационных решений разнообразных педагогических проблем [7, c. 5]; понимания творческого потенциала как базовой основы формирования креативной компетенции, проявляемой в поиске и разработке инновационных подходов в образовании [3]; развития творческого потенциала за счёт активного использования дивергентных способов мышления, а также преобладания продуктивных элементов деятельности над репродуктивными [4, 6]; признания особой роли в структуре творческого потенциала направленности на создание нового продукта [5]; рассмотрение творческого потенциала как обязательной структуры для достижения успеха в педагогической профессии [10].

Важность проблемы развития творческого потенциала актуализировала разработку авторской практико-ориентированной модели развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей вуза.

Уточним, что термин «модель» (от латинского — modulus — образец) понимается как «образец изготовления чего-либо, схема, устройство, конструкция, воспроизводящая строение чего-либо» [8, с. 316]. Смысл построения моделей виделся в том, что данная конструкция призвана проектировать состояние объекта в будущем, соотнося его с реальным начальным состоянием. Кроме того, в модель были заложены пути и механизмы достижения запланированного результата. Таким образом, можно сказать, что модель простраивалась в виде определённой сложной системы, воспроизводящей движение от реального объекта (оригинала) с его многообразными связями к идеальному запланированному в модели теоретически обоснованному прогнозированному состоянию объекта, включающему новые связи.

В контексте проблематики нашего исследования модель развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей в условиях обучения в аграрном вузе понимается нами как специально спроектированная дидактическая система, направленная на мотивированное наращивание иразвитие творческого потенциала студентов (рисунок 1).

Модель состоит из четырёх блоков: целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативно-оценочного. Целевой блок определяет стратегические, тактические и оперативные цели, достижение которых создаёт возможность для студентов к переходу на высокий уровень развития творческого потенциала, позволяющий стать креативно компетентным, успешным педагогом, востребованным на рынке труда.

Содержательный блок модели необходим для того, чтобы сделать процесс развития творческого потенциала студентов научно обоснованным и практико-ориентированным. Данный блок подразумевает оснащение студентов как теоретическими знаниями о

Целевой блок: достижение высокого уровня развития творческого потенциала (ТП) студентов, формирование креативной компетентности

Задачи: развитие интереса к творческой деятельности; развитие творческих способностей, умений, личностных качеств; повышение уровня самостоятельности студентов при решении творческих задач; развитие интеллекта, обеспечивающего эффективность творческой деятельности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Информационно-теоретическая подготовка студентов

Творческая деятельность, творческая самореализация

Практическая подготовка студентов

ОРГАНИЗАЦИОННО-

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Стадии развития ТП: 1) анализ исходного состояния ТП; 2) проектирование творческого самопреобразования; 3) реализация изменений в себе

Формы развития ТП: аудиторные (лекции, семинары), внеаудиторные (занятия кружка, проекты, акции, фестивали), внеучебные (сетевое взаимодействие, курсы, тренинги)

Методы: игровой, проблемный, исследовательский, педагогической поддержки

Средства: учебные книги, методические пособия, справочники, интернет

Результативно-оценочный блок: повышение уровня развития ТП

1 стартовый уровень развития ТП

2 прогрессивный уровень развития ТП

3 оптимальный уровень развития ТП

Рис. 1. Модель развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей в условиях обучения в аграрном вузе

сущности творчества, творческих способностях, творческой деятельности (информационно-теоретическая подготовка), так и непосредственное формирование умений и опыта творческой деятельности (практическая подготовка студентов).

Организационно-деятельностный блок модели раскрывает технологическое обеспечение процесса развития творческого потенциала студентов по двум направлениям. Первое направление обосновывает постадийное развитие творческого потенциала. В связи с этим, студенты последовательно включаются сначала в анализ исходного состояния собственного творческого потенциала (диагностика «Я-реальное»), затем — в проектирование творческого самопреобразования (конструирование «Я — идеальное») и уже после этого приступают к реализации изменений в себе.

Второе направление тесно перекликается с первым, поскольку прохождение обозначенных стадий невозможно без определенных знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. В связи со сказанным выше в модель заложены определённые формы, методы и средства развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей аграрного вуза.

Основными формами развития творческого потенциала являются следующие:

‒ аудиторные (отдельные лекции, семинары) в рамках предметов «Педагогика», «Психология», «Иностранный язык», факультатива «Творческий потенциал современного педагога», содержание которых непосредственно затрагивает вопросы креативности, творчества, решения проблемно-творческих педагогических задач, творческой деятельности, творческой самореализации;

‒ внеаудиторные (занятия кружка «Творческое саморазвитие и самореализация выпускника педагогических специальностей аграрного вуза», педагогическая практика, участие в творческих проектах, акциях, фестивалях);

‒ внеучебные (сетевое взаимодействие, курсы, тренинги творческой направленности).

Среди методов модели акцент сделан на игровом, проблемном, исследовательском, педагогической поддержки, которые, на наш взгляд, также максимально ориентированы на включение личности в творческую деятельность и поддержку у студентов активности, инициативности, самобытности, индивидуальности.

Последний блок модели — результативно-оценочный. Данный блок соотносит поставленные цели с полученными в конце эксперимента результатами. Индикатором результативности в модели выступают уровни развития у студентов творческого потенциала (первый «стартовый», второй «прогрессивный», третий «оптимальный»). Данные уровни отражают постепенное наращивание структурных составляющих творческого потенциала студента: мотивов к творчеству, самовыражению, личной значимости творческого потенциала; сформированность теоретических и методических знаний о сущности творчества, творческой деятельности; наличие компетенций (объединение знаний, умений, личностных качеств с опытом творческой деятельности) для включения в творческую профессиональную деятельность; сформированность эмоционально-волевых составляющих (стабильность творческой активности при возникновении затруднений) к развитию собственного творческого потенциала; контроль/самоконтроль успешности развития творческого потенциала.

Подводя итог всему вышеизложенному, следует сказать, что развитие творческого потенциала у студентов педагогических специальностей вуза является необходимым условием их дальнейшей творческой самореализации в профессии педагога, а значит данный процесс способствует повышению качества профессиональной подготовки в высшей школе.

Литература:

  1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: в 2 кн. / Андреев В. И. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. К.1. 566 с.
  2. Браже Т. Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы: методические рекомендации. Ленинград: АПН СССР, 1986. 80 с.
  3. Буренина В. И. «Креативная компетенция» и «творческий потенциал» педагога: сравнительный анализ терминов // Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 10–19.
  4. Веретенникова Л. К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: дис…док. пед. наук. Казань: КГУ. 340 с.
  5. Даринская Л. А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография / Даринская Л. А. СПб.: АППО, 2005. 293 с.
  6. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ / Кулюткин Ю. Н. СПб.: СПбГУПМ, 2001. 84 с.
  7. Мартишина Н. В. Ценностные характеристики творческого потенциала педагога // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. Рязань. 2012. № 36. С. 5–14.
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Ожегов С. И. М.: Оникс, 2007. 1200 с.
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)», раздел V «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71300970/#ixzz4zKJIf9vH (Дата обращения: 24.11.2017).
  10. Тузова Н. Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации // Молодой ученый. 2017. № 25 (159). С. 316–319. [Сайт]. URL: info@moluch.ru
Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, творческая деятельность, творческий потенциал студентов, аграрный вуз, творческая самореализация, модель развития, исходное состояние, научная литература, педагогическая поддержка, профессиональная подготовка.


Ключевые слова

творческий потенциал, творческая самореализация, модель развития творческого потенциала

Похожие статьи

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования

В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения со...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Интегрированная клиническая практика — инновационный инструментарий профессионально-педагогического образования бакалавров в области безопасности жизнедеятельности

В статье обоснована с научно-методологических и организационно-технологических позиций перспективная модель интегрированной клинической практики будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Научно-методологический уровень модели образован стратег...

Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»

Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Похожие статьи

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования

В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения со...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Интегрированная клиническая практика — инновационный инструментарий профессионально-педагогического образования бакалавров в области безопасности жизнедеятельности

В статье обоснована с научно-методологических и организационно-технологических позиций перспективная модель интегрированной клинической практики будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Научно-методологический уровень модели образован стратег...

Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»

Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Задать вопрос