Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

Научный руководитель
Педагогика
16.10.2024
39
Поделиться
Библиографическое описание
Богданова, И. И. Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей / И. И. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118362/.


В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическая основа методической работы в дошкольных образовательных организация. Также представлено теоретическое рассмотрение понятий «саморазвитие» и «профессиональное саморазвитие». Определены компоненты профессионального саморазвития воспитателя для обеспечения методической работы. Охарактеризованы ожидаемые результаты методической работы.

Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, методическая работа, педагог, воспитатель .

Внедрение в систему дошкольного образования новых требований и стандартов в воспитании и образования детей свидетельствует о том, что воспитатели должны систематически развивать свои профессиональные умения, навыки в работе. Что свидетельствует о том, что дошкольные образовательные организации должны разработать и предоставить благоприятные условия, благодаря которым воспитатели будут стремиться к профессиональному саморазвитию. Благодаря созданным условиям воспитатели должны стремиться самостоятельно, целенаправленно, систематически развиваться.

Главная задача, в нашем исследование — это повышение уровня профессионального саморазвития воспитателей в реализации методической работы. Методическая работа выступает организационной основой для создания таких условий, при которых воспитатели будут стремиться к саморазвитию.

Исследователи в вопросе о методической работе в дошкольных организациях (Л. Н. Атмахова, К. Ю. Белая, Л. В. Красильникова, Н. В. Микляева, Т. Н. Садыкова, Т. А. Сваталова, О. А. Соломенникова и др.) подчеркивают, что она способствует качеству и эффективности образования благодаря внедрения в работу инновационных методик, средств, форм, технологий. [8, 193]

Задачи методической работы:

– повышение теоретической и психолого-педагогической подготовки;

– работа по изучению образовательных программ, календарного планирования, изменений в государственных стандартах;

– внедрение в работу новых технологий, форм, методов обучения и воспитание;

– оказание помощи воспитателям научно-методической и диагностической;

– консультативная помощь в организации самообразования;

– повышение профессионально-педагогической культуры. [9, 44]

Теоретический анализ исследования саморазвития предлагает нам в эпоху Античности — базой развития человека были концептуальные основания; в эпоху Просвещения — саморазвитие — это выражение самовоспитания (Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердер, К. А. Гельвеций); классическая немецкая философия — проблема саморазвития стимулировалась гуманистическими и антропологическими идеями (И. Кант, Г.-В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг). [5, 56]

Зарубежные психологи такие как З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Рождерс и др. представляли в теорию саморазвития личности; В.Э Франкл и Л. Р. Хаббард в своих концепциях стремление к смыслу своего существования приводит саморазвитие; в теориях Э. Берна, Т. Харриса, М. Рокич саморазвитие происходит благодаря изменению социальных установок, а также построение собственной жизни [5, 56].

Л. С. Выготский рассматривает саморазвитие как процесс самодвижения, в котором источниками развития происходит столкновение интересов между новыми возможностями и старой ситуацией развития. [2, 13]

К. Абульханова-Славская считает, что развитие своих способностей приоритетно, в связи с этим становится самостоятельным формулированием стратегии жизни человека [7, 65].

«Саморазвитие — это сознательный процесс личностного и профессионального становления педагога с целью его наибольшей самореализации» — считает И. И. Богданова в своем исследовании [4, 7].

В совей статье Боброва А. И. и Чурсинова О. В. говорят, что: «Профессиональное саморазвитие педагога можно охарактеризовать как непрерывный процесс качественного, самостоятельного, целенаправленного раскрытия педагогом своих потенциальных возможностей и способностей, позволяющий наиболее эффективно осуществлять различные виды профессиональной деятельности» [3, 41].

Стремление к профессиональному саморазвитию будет полностью зависеть от личностных качеств воспитателя, от его мотивации и рефлексии к саморазвитию, а также от внешних социальных условий. [4, 7]

В процессе профессионального саморазвития деятельность педагога основывается на структуре мотивов и источников. В большей степени источником и движущей силой для саморазвития воспитателя является потребность в самосовершенствование. Следовательно, воспитателю необходимо формировать умения, навыки, а также профессионально создавать себя, для того чтобы соответствовать естественным условиям для успешной деятельности такими как профессионализм, мобильность, ответственность, коммуникабельность, рефлексия [1, с. 138].

Поддержка профессионального саморазвития воспитателей периодически корректируется, изменяется, развивается в соответствии с объективными и субъективными условиями развития образования.

Содержание методической работы по повышению уровня профессионального саморазвития опирается на интересы и потребности педагогов, на интересы педагогического сообщества (программа развития ДОО), на интересы социума (концепция развития, ФГОС ДО).

В нашем исследовании мы пришли к идее, которая включена в следующие положения:

1) Самосовершенствование воспитателя своих профессиональных качеств и умений на основе процессов саморазвития.

2) Условия, которые стимулируют потребность и мотивы саморазвития воспитателей, которые развивают творческий потенциал и приводят к осознанию инновационного поиска в работе с детьми.

3) Переосмысление воспитателей профессиональной деятельности и проектировка профессиональной реальности.

Целевая направленность методической работы к профессиональному саморазвитию воспитателей дошкольных организаций должна основываться на условиях компонентов саморазвития, таких как мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой и рефлексивно-оценочный.

Выделенные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет сформировать единую методическую работу в дошкольной образовательной организации, обеспечивающую системность, целесообразность, информационность, субъектность, самоуправляемость профессионального саморазвития педагогов, достижение ими высокого уровня.

Ожидаемы результаты методической работы влияющие на профессиональное саморазвитие воспитателей: мотивационно-ценностный критерий: осознание смысла и важности педагогической деятельности, потребность в профессиональном саморазвитии, желание в самореализации, появление мотивов самообразования, способность достижения профессионального роста; когнитивно-деятельностный критерий: появление новых знания, умения, навыков профессиональной деятельности, использование новых технологий работы с детьми, способность к самоорганизации, интерес к научной, творческой и познавательной деятельности; эмоционально-волевой критерий: положительное восприятие себя как как профессионала, упорство в осуществлении процесса саморазвития и самообразования, эмоциональная устойчивость; рефлексивно-оценочный критерий: осознание ценности профессиональной деятельности, самооценка, способность к саморазвитию, оценке профессиональных достижений, способность моделировать действия по саморазвитию.

Таким образом, построенная методическая работа с условиями стратегических и тактических целей и задач способствует повышению уровня профессионального саморазвития.

Теоретические положения и выводы, представленные в нашем исследовании, дополняют теорию и методологию дошкольного образования в решении вопроса профессионального саморазвития воспитателей в дошкольных образовательных организациях.

Литература:

  1. Аматаева Э. Ж., Профессиональное саморазвитие преподавателя как психолого-педагогическая проблема // Шаг в науку. 2019. № 4. С. 137–139.
  2. Афанасенкова Е. Л., Васягина Н. Н., Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2019. № 2 С. 10–30
  3. Боброва И. А., Чурсинова О. В. Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 10–1. С. 41–43.
  4. Богданова И. И., Профессиональное саморазвитие педагогов как психолого-педагогическая проблема // Научные труды Московского Гуманитарного университета. 2024. № 2. С. 4–8
  5. Блинова В. Л., Блинова Ю. Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. — Казань: ТГГПУ, 2009. — 222
  6. Гуцу Е. Г., Кочетова Е. В., Смирнова М. А., Заботина О. В., Магомедова Г. З. (2020) Исследование факторов, стимулирующих и препятствующих профессиональному саморазвитию педагогов детского сада // Современные проблемы науки и образования. № 6.
  7. Илькова А. П., Киселева М. Ш., Профессиональное саморазвитие педагога как научная проблема // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2018. Том Часть 1. С. 64–67.
  8. Красильникова Л. В., Волкова Е. В., Балачкина А.Е, Система методических мероприятий по повышению готовности воспитателей к инновационной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75–2. С. 192–195.
  9. Сидельникова С. В., Роль методической работы в повышении профессиональной компетентности воспитателей ДОУ // Инновации в образовании (Казахстан). 2023. № 6(70). С. 43–46.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 22.08.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
саморазвитие
профессиональное саморазвитие
методическая работа
педагог
воспитатель
Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 288-290):
Часть 5 (стр. 283-351)
Расположение в файле:
стр. 283стр. 288-290стр. 351

Молодой учёный