Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование научно-исследовательской компетентности как элемент преемственности среднего общего и высшего профессионального образования

Педагогика
21.07.2019
277
Поделиться
Библиографическое описание
Шкатова, А. В. Формирование научно-исследовательской компетентности как элемент преемственности среднего общего и высшего профессионального образования / А. В. Шкатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61719/.


Статья посвящена проблеме формирования научно-исследовательской компетентности, как элемента преемственности среднего общего и высшего профессионального образования. Представлены понятия научно-исследовательской компетентности и деятельности. Обозначены виды научно-исследовательских работ обучающихся школ и вузов. Отражены результаты изучения опыта студентов и выпускников вузов по участию в научно-исследовательской деятельности на этапе школьного обучения, и выявление значение данного опыта на этапе обучения в высшей школе.

Ключевые слова: преемственность образования, научно-исследовательская компетентность, научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа.

Преемственность в образование — один из основных ориентиров современного образования. Образовательный стандарт поддерживает такие аспекты преемственности как согласование целей и задач воспитания и обучения, совершенствование форм организации обучения, нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса, технологическая преемственность образовательного процесса и т. д. Однако, если действующие механизмы достаточно хорошо зарекомендовали себя на этапах дошкольного, начального и среднего образования, то преемственность среднего общего и высшего профессионального образования имеет более частный характер.

Одним из элементов преемственности среднего общего и высшего профессионального образования выступает научно-исследовательская компетентность. Данный факт обусловлен тем, что современный студент должен отличаться сформированной научно-исследовательской компетентностью, развитие которой должно осуществляться уже на этапе среднего общего образования. Важность развития данной компетентности на этапе школьного обучения обусловлена другим ориентиром отечественного образования — готовность к непрерывному самообразованию.

Анализ исследования Е. Н. Лекмоцевой позволяет определить, что под научно-исследовательской компетентностью можно понимать способность решать разные типы научно-исследовательских задач. Данная способность отражается в готовности на уровне, обеспечивающем эффективное решение исследовательских задач [1].

Е. П. Чураева отмечает, что научно-исследовательская компетентность формируется в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности. Под научно-исследовательской деятельностью понимается специфическая деятельность человека, направленная на получение нового, научно обоснованного знания [4].

Понятие научно-исследовательской деятельности является фундаментальным в педагогике и трактуется как форма организации образовательного процесса в целом и самостоятельной учебной деятельности в частности, которая есть интегративным феноменом, поскольку имеет способность к самоорганизации, обусловленной логикой научного исследования и личностным отношением к исследуемой проблеме [3].

Образовательная программа высшего образования предусматривает реализацию студентами самостоятельной научно-исследовательской работы, начиная с момента начала обучения в вузе. Формами такой работы являются выполнение рефератов и докладов, участие в семинарах, написание курсовых и выпускных работ и т. д. На этапе среднего образования, которое также предусматривает участие школьников в научно-исследовательской деятельности, предусмотрено выполнение обучающимися таких видов работ как рефераты, доклады и научные проекты. Следовательно, выполнение научно-исследовательских работ в школе должно способствовать формированию научно-исследовательской компетентности, влияющей на качество выполнения работ на этапе вузовского образования.

Как показывает опыт работы школьного учителя, требования к качеству научных работ школьников и студентов вузов кардинально отличаются. При этом, даже в рамках одной школы требований учителей к выполнению, оформлению и презентации работ могут отличаться. Данный факт приводит к тому, что на этапе обучения в школе у обучающихся определяется отсутствие мотивации к выполнению качественной научной работы, отсутствие необходимости выражения своего мнения по изучаемой проблеме. Вследствие чего у выпускника школы научно-исследовательской компетентность формируется частично. На этапе обучения в вузе, когда студент сталкивается с необходимостью выполнять научную работу его опыта и знаний является недостаточно. В связи с этим, определятся необходимость поиска механизмов формирования такой научно-исследовательской компетентности для обучающихся получающих среднее общее образование, которая бы отвечала всем требованиям вуза.

В связи с этим, предлагается принятие следующих мер:

1) Введение единых требований к подготовке и оформлению научно-исследовательских работ обучающихся школ (по примеру вузовских требований);

2) Изменение приоритетов (выполнение одной качественной работы по одному учебному предмету, вместо нескольких, но не отвечающих требованиям);

3) Разработка и введение курса «Основы исследовательской деятельности», который направлен на формирование тех компетенций, которые позволят выполнять качественные научно-исследовательские работы.

Необходимость данных мер определена в рамках онлайн-исследования, организованного на платформе Google Формы. В исследование приняло участие 168 студентов и выпускников вузов. 29,8 % респондентов закончили школу 1–2 года назад, 14,9 % — 3–5 лет назад, 11,9 % 6–9 лет назад и 43,5 % более 10 лет назад.

Исследование показало, что 95,8 % респондентов на этапе школьного обучения выполняли научно-исследовательские работы (НОУ, рефераты, доклады, проекты и др.). При этом, большая часть респондентов (44 %) отмечает, что учитель, курирующий выполнение работы, сопровождал исследование, отвечал на вопросы, показывал примеры при возникающих трудностях. 43,5 % респондентов отметили, что учитель им не помогал (работы выполнялись самостоятельно).

Важно отметить характер исследовательской деятельности, реализуемой респондентами на этапе школьного обучения. Большее количество респондентов (44,6 %) указали на следующий характер работы: поиск, обработка и обобщение теоретических материалов из различных источников (в том числе и печатных). 31 % респондентов отмечают, что работа заключалась в поиске и редактирование информации из интернет-источников. Наиболее эффективный вид работы, включающий самостоятельное исследование (опрос, тестирование и др.) реализовывало лишь 24,4 % опрошенных.

Отметим, что 58,3 % опрошенных указывают на то, что опыт школьной исследовательской деятельности при выполнении научно-исследовательских работ на этапе получения высшего образования оказался полезным. Несмотря на это, выполняя работы в вузе респонденты сталкивались с рядом проблем:

– 10,1 % указали на проблему, связанную с неумением работать с информацией из различных источников;

– 16,1 % отметили проблемы, связанные с обработкой и оформлением информации в электронном виде (пакет Microsoft Office);

– для 22 % проблемы связаны с прохождением антиплагиата;

– 23,2 % указали на сложности, связанные с отсутствием понимания требований к выполнению работ, отраженных в методических рекомендациях;

– 28,6 % отметили сложности с пониманием методологического аппарата (цель, задачи, гипотеза и др.).

Резюмируя результаты опроса можно отметить следующее:

  1. Большая часть студентов и выпускников вузов на этапе обучения в школе выполняли научно-исследовательские работы, но преимущественно теоретического характера. При этом, учитель либо частично курировал выполнение работы, либо не помогал вообще. Однако, респонденты отмечают, что опыт выполнения таких работ в школе помог при выполнении работ в вузе.
  2. На этапе обучения в вузе, выполняя научно-исследовательские работы студенты сталкиваются с рядом проблем различного характера. Большая часть респондентов указала на сложности с пониманием методологического аппарата и общих требований к работе.

Таким образом, прослеживается связь по направлению формирования научно-исследовательской компетентности на этапах среднего общего и высшего профессионального образования и подтверждается необходимость совершенствования системы формирования научно-исследовательской компетентности в школе.

Литература:

  1. Лекомцева Е. Н. Научно-исследовательские компетенции бакалавра // Ярославский педагогический вестник. — 2009. — № 3. — C. 92–96.
  2. Михайлова В. Б. Преемственность в обучении математике между начальными и средними классами // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — 2016. — С. 238–241.
  3. Полякова В. Я. Научно-исследовательская деятельность — высшая форма организации самостоятельной учебной деятельности учащихся старшей школы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 9. — С. 227–230.
  4. Чураева Е. П. Теоретико-методологический аспект процесса формирования научно-исследовательской компетентности студентов-филологов // Вектор науки ТГУ. — 2013. — № 4. — C. 302–306.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
преемственность образования
научно-исследовательская компетентность
научно-исследовательская деятельность
научно-исследовательская работа
Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 147-149):
Часть 2 (стр. 93-169)
Расположение в файле:
стр. 93стр. 147-149стр. 169

Молодой учёный