Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.12.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Головков, С. Д. Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в Российской Федерации / С. Д. Головков, А. М. Савин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 182-185. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86234/ (дата обращения: 20.01.2022).



В настоящей статье рассматривается вопрос, связанный с целесообразностью принятия и доработанностью ФЗ «О саморегулируемых организациях». Приводятся аргументы как со стороны актуальности и своевременности данного нормативного акта, так в его пробельности.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, некоммерческие организации, микрофинансовые организации, ответственность, служебная и коммерческая тайна.

Саморегулируемые организации — некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определённой отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определённого вида.

Главная идея, которую преследуют саморегулируемые организации — это переложить надзорные и контрольные функции за деятельностью субъектов в конкретной отрасли с государства на непосредственных участников рынка. Это позволило бы сократить бюджетные расходы, а также сместить внимание государственного надзора в сторону надзора за результатом деятельности вместо надзора за самой деятельностью. Контроль коллег — участников саморегулируемых организаций призван быть более профессиональным и эффективным, а также менее коррупционным. Саморегулируемые организации являются эффективной альтернативой контролю со стороны государства за участниками финансово-хозяйственной деятельности в рыночных условиях [4].

Согласно 17 статьи ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность имеет отношение к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Выдача, приостановление и аннулирование лицензий происходит по законодательству РФ о лицензировании некоторых видов деятельности. При получении лицензии на осуществление аудиторской деятельности в ней ставится дата, которая соответствует дате принятия решения о выдаче лицензии. Иногда при оказании некоторых видов сопутствующих аудиту услуг необходимо получить соответствующую лицензию, без которой аудиторские компании и индивидуальные аудиторы не имеют права оказывать услуги. Выдачей лицензий занимается Минфин РФ [5].

Для получения лицензии соискателю лицензии необходимо представить в лицензирующий орган следующие документы: заявление на выдачу лицензии; копии свидетельств о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе, о гос. регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица; документ, который подтверждает оплату лицензионного сбора; копии учредительных документов, лицензий и квалификационных аттестатов аудитора; информация о ФИО, должности, гражданстве и стране проживания сотрудников организации.

Если копии предоставляемых документов будут не заверены нотариусом, то они обязательны к предоставлению с предъявлением оригинала. Минфин РФ принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 60 дней после принятия заявления со всеми необходимыми документами. А также осуществляет проверку деятельности лицензиатов с целью проверки по соблюдению лицензионных требований и условий. В результате проверки требуется составить акт в 2-х экземплярах, один из которых нужно передать лицензиату. Если при проверке будут обнаружены нарушения лицензионных требований и условий, то в течение месяца после поверки Минфин РФ должен передать лицензиату предупреждение, в котором будут указаны выявленные нарушения и сроки их устранения. Если у лицензиата измениться почтовый адрес, а у индивидуального аудитора или аудиторской организации изменятся данные, которые будут внесены в реестр лицензий, то они обязаны об этом проинформировать Минфин РФ в течении 15 дней [11].

СРО — это саморегулируемая организация. СРО аудиторов — это некоммерческая организация, которая создается на условиях членства, организованном для обеспечения аудиторской деятельности. 1 июля 2010 года вышел обновленный вариант ФЗ «Об аудиторской деятельности». Обновление заключается в том, что вместо лицензирования сейчас актуально саморегулирование. Поэтому на сегодняшний день нужно стать членом СРО в области аудита, для того чтобы заниматься аудитом. Для того чтобы некоммерческой организации получить статус аудиторского СРО, ей необходимо попасть в реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Обязательные условия СРО: в состав СРО минимально должно входить 700 человек и 500 коммерческих организаций; наличие четких и однозначных правил; создание компенсационного фона, который будет обеспечивать финансовые издержки членов СРО, а в случае необходимости нести имущественную ответственность какого-либо члена СРО. В компенсационный фонд вносятся денежные средства от членов СРО. Минимальный внос составляет 3000 рублей, а со страховкой ежегодный минимальный взнос должен составлять 30 000 рублей на каждого члена.

Саморегулируемая организация аудиторов (далее — СОА) представляет собой некоммерческую организацию, основанную на принципе членства в целях обеспечения соответствия проведения аудиторских проверок требованиям действующих законодательных и правовых актов. Деятельность такой организации регламентируется в соответствии с ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях». Стоит отметить, что СОА непосредственно проводит контроль качества аудиторов, входящих в ее состав. В отношении аудиторский организаций, проводящий обязательный аудит, в контроле качества участвует Федеральное Казначейство (максимум один раз в два года). Реализация внешней проверки в обязательном порядке подлежит документированию. Результаты такой проверки оформляются в виде письменного отчета и в обязательном порядке размещаются в общем доступе на официальном сайте уполномоченных органов [10].

В ходе выполнения внешнего контроля проведенного аудита проверяется соответствие проведенной аудиторской проверки требования следующих регламентирующих документов: Кодекса профессиональной этики аудиторов, ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Внешний контроль аудита реализуется в строгом соответствии двум принципам: Принцип независимости; Принцип профессиональной компетенции.

Правовая основа аудита в РФ в настоящее время заключается в совокупности документов: ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г., постановления Правительства РФ, документы ведомств и министерств, правила (стандарты) аудиторской деятельности.

В ФЗ «Об аудиторской деятельности»: даны определения понятий аудит и аудиторская деятельность, федеральных правил аудита и установлена их обязательность; представлен список прочих услуг, которые могут предоставлять аудиторы и аудиторские организации; определены требования к аудиторам (аудиторским организациям), к саморегулируемым организациям аудиторов, а также к аттестации аудиторов и основания для аннулирования аттестата; выделены экономические субъекты, у которых должен проводиться обязательный аудит; существуют требования, по которым необходимо соблюдать конфиденциальность (аудиторскую тайну) и независимость при проведении аудита; установлен статус аудиторского заключения и ответственность за его ложное предоставление; необходимость контроля за проведением качественного аудита; указаны права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и экономических субъектов, у которых проводится проверка, а также саморегулируемых организаций; установлена компетенция федерального органа, который осуществляет гос. регулирование аудиторской деятельности [9].

В России существует система нормативного регулирования аудиторской деятельности, которая включает в себя четыре уровня. Каждый такой уровень содержит определенные виды документов, область регулирования и степень их разработанности [6]. Закон об аудите. Данный закон имеет отношение к основным законодательным актам и устанавливает место аудита в финансово-хозяйственной деятельности. Нормативные акты министерств и ведомств. Эти документы определяют правила организации и проведения аудита по отношению к некоторым отраслям, организациям и вопросам финансов, налогообложения, хозяйственного права, бухгалтерского учета. Внутренние стандарты аудиторской деятельности. Эти стандарты разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при этом за основу берутся международные стандарты и практики аудита. Информация, содержащаяся в документах, и их вид являются приоритетом аудиторских фирм и их ноу-хау. С помощью таких стандартов определяется качество работы и престиж аудиторских фирм.

В Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2022 года, говорится о том, что регулирование деятельности по оказанию аудиторских услуг, должно быть направлено на выстраивание модели, которая в свою очередь учитывала бы интересы всех сторон, обеспечивала повышение эффективности регулирования данного процесса. В основе такой модели — целесообразное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества.

В управлении органов государственной власти в данном вопросе, прежде всего, должны быть отнесены вопросы [8]:

– выработка государственной политики в области аудиторской деятельности;

– государственный контроль за соблюдением законодательства в области аудиторской деятельности;

– отслеживание факторов, которые определяют риски нестабильности в системе деятельности по оказанию аудиторских услуг.

Следует отметить, что общественная значимость стандартов аудиторской деятельности, нуждается в широком признании, которое основывается в свою очередь на доверии, и уверенности в их качестве, к разработке стандартов все чаще должны подключаются профессиональные организации аудиторов.

Профессиональные сообщества могут решать ряд вопросов, в том числе: подготовка предложений по совершенствованию правовых основ аудиторской деятельности; участие в разработке нормативных правовых актов в области аудиторской деятельности, а также их дальнейшее разъяснение; разработка и популяризация методических рекомендаций и информационных материалов в области аудиторской деятельности.

Таким образом в целях развития системы обязательных требований к аудиторским организациям, аудиторам необходимо [7]:

  1. Совершенствование законодательства России об аудиторской деятельности, то есть необходимо наладить согласованность между федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые содержат в себе нормы по регулированию аудиторской деятельности, с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;
  2. Закончить принятие нормативно правовых актов, которые обеспечат признание международных стандартов аудита, непосредственно для их применения на территории РФ, а также необходимо усовершенствовать текст таких стандартов на русском языке, организовать систему внесения изменений в них и поддерживать их в актуальном состоянии;
  3. Наладить систематическую актуализацию правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов в соответствии с этическими стандартами, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров;
  4. Обеспечить предсказуемость регулирования аудиторской деятельности на основе широкого общественного обсуждения инициатив в данной сфере.

Рекомендации в области аудиторской деятельности предназначены для правильного применения обязательных требований, уменьшения расходов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов на организацию работы, а также распространения передового опыта оказания аудиторских услуг, результатов исследований и разработок в области аудиторской деятельности.

Развитие данной формы регулирования аудиторской деятельности предполагает:

а) стимулирование деятельности обобщению практики аудиторской деятельности, выявление и распространение качественной практики, оказание саморегулируемым организациям по аудиторской деятельности, помощи своим членам во внедрении вышеуказанной практики;

б) оказание активной методологической поддержки малых и средних аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, в том числе и в вопросах использования и применения международных стандартов аудита, формирование аудиторской выборки, определение уровней существенности, распространение качественного международного опыта применения указанных стандартов;

в) разработка и внедрение различных инструментов и механизмов по регулированию аудиторской деятельности.

Таким образом, с целью повышения прозрачности процедур регулирования аудиторской деятельности и уровня информированности участников рынка аудиторских услуг о подготавливаемых и принимаемых решениях по вопросам регулирования аудиторской деятельности, следует провести внедрение общей информационной системы регулирования аудиторской деятельности на федеральном уровне. Данная система должна обеспечить, среди прочего, возможность централизации информационных ресурсов участников рынка аудиторских услуг, исключение повторения процедуры сбора и обработки информации, переход к электронному юридически значимому документообороту, достигнуть максимального раскрытия информации о регулируемой сфере деятельности, создание платформы для изучения и обсуждения вопросов, касающихся развития института аудита, текущих проблем касательно правового регулирования данной сферы.

Литература:

  1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 01.12.2014г. № 403-ФЗ // СЗ РФ. — 08.12.2014г. — № 49 (часть VI). — Ст.6912; www.pravo.gov.ru — 02.11.2021г.
  2. О саморегулируемых организациях: федеральный закон от 01.12.2007г. № 315-ФЗ // СЗ РФ. — 03.12.2007г. — № 49.– Ст.6076; www.pravo.gov.ru — 04.11.2021г.
  3. Об аудиторской деятельности: федеральный закон от 30.12.2008г. № 307-ФЗ // СЗ РФ. — 05.01.2009г. — № 1. — Ст.15 www.pravo.gov.ru — 23.11.2021г.
  4. Захарова, А. Э. Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций кредитных кооперативов в Российской Федарции // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. — 2020. — № 2. — С. 119–123.
  5. Рогов, Г. Новая система регулирования аудиторской деятельности // Адвокатская газета. — 2021. — 18 мая [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/novosti/audit.reg
  6. Булгакова, Л. О. Аудиторская деятельность. Право и экономика. — М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2020 — С. 102–103.
  7. Гамбаров, Ю. С. Курс гражданского права. Общая часть. — М.: Статус, 2020. — 560 с.
  8. Жарылгасова, Б. Т. Международные стандарты аудита: Учеб. пособие.- М.: КНОРУС, 2019– 400 с.
  9. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности:учеб, пособие для бакалавров. — М.: Юридическая литература, 2020. — 404 с.
  10. Лабынцев, Н. Т. Аудит: теория, методология, практика: Учебник.–М.: Эксмо, 2019. — 507 с.
  11. Сонина, А. Что делать, после реформирования системы аудиторской деятельности // Российское агентство правовой и судебной информации. — 15.09.2021г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://rapsinews.ru/international/publication/20100425/250013671.html
Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, Минфин РФ, некоммерческая организация, стандарт, государственная власть, международный стандарт аудита, обязательный порядок, профессиональная этика аудиторов, саморегулируемая организация, финансово-хозяйственная деятельность.


Задать вопрос