Преемственность в преподавании русского языка в 4–5-х классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 04.12.2021

Статья просмотрена: 1004 раза

Библиографическое описание:

Богатенкова, Я. А. Преемственность в преподавании русского языка в 4–5-х классах / Я. А. Богатенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86355/ (дата обращения: 28.05.2024).



В статье обосновывается актуальность проблемы преемственности в преподавании русского языка в 4–5 классах. Автором отмечается тот факт, что происходящие в современном образовании изменения оказывают как положительное влияние, так и порождают ряд проблем. Автор раскрывает особенности сохранения преемственности в преподавании русского языка, а также предлагает методические рекомендации по преемственности преподавания русского языка в 4–5 классах.

Ключевые слова: преемственность, преемственность в обучении, преемственность преподавания, русский язык, учащиеся 4–5 классов.

В настоящее время одной из актуальных проблем остается проблема непрерывности и преемственности образования. Перед педагогами образовательных организаций стоит вопрос о содержательной и методической концепции непрерывного образования. Переход учащихся из начального в среднее звено является одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе — один из труднейших периодов школьного обучения.

Изменения, происходящие в школьном образовании, приводят к нарушению взаимосвязи между начальной и средней ступенями школы, преемственности учебных программ и учебников, появлению разнообразных новых программ по общеобразовательным дисциплинам. Следует отметить, что такие изменения одновременно оказывают как положительное влияние, так и порождают ряд проблем. Частым явлением выступает отсутствие связи между вводимым новым предметов и других курсов, не рассматривая его значение в формировании ключевых умений и навыков, которые необходимы школьнику для обучения. Поэтому вопрос преемственности в преподавании школьных предметов является важным в современной действительности.

Преемственность в обучении представляет собой установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения [1].

Основная цель работы по преемственности заключается в объединении усилий педагогического коллектива образовательной организации с целью снижения признаков дезадаптации у учащихся, повышения их эмоционального благополучия, сохранения их здоровья и, как следствие, — повышение уровня качества образования [2].

Особое место среди других учебных предметов занимается русский язык, который представляют собой базу не только для освоения других дисциплин, но и для процесса социализации школьников в целом.

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе связана с его главными функциями: язык служит человеку средством, с помощью которого он оформляет и выражает мысли; коммуникативным средством, позволяющим общаться членам общества между собой; средством, с помощью которого человек может выражать чувства и настроение [3].

Можно выделить ряд единых требований к осуществлению преемственности в преподавании русского языка в 4–5 классах:

– ознакомление учителей начальных классов с программой 5 класса, учителей русского языка с основными требованиями к знаниям и умениям учащихся начальных классов;

– посещение учителями 4 классов I полугодии уроков учителей русского языка в 5 классах с целью изучения организации учебной деятельности;

– посещение по II полугодии учителями русского языка, принимающими 5 класс, уроков учителей 4 классов для ознакомления с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста;

– включение элементов опережающего обучения в тематическое планирование 4 классов;

– поддержание контакта учителями, выпустившими 4 класс, с классным руководителем и учителем русского языка с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях;

– проведение последнего родительного собрания в 4 классе совместно с будущим классным руководителем.

Сохранение преемственности в преподавании русского языка между 4 и 5 классами должно выражаться:

– в таком отборе материала для изучения, при котором осуществлялся бы учет общего развития учеников, их подготовленности по предмету в целом и конкретных знаний, умений и навыков по отдельным частным вопросам программы, доступности данного материала для сознательного усвоения его обучающимися;

– в таком построении уроков по русскому языку в методическом отношении, чтобы совокупность форм, методов, примеров, упражнений, языка учителя, способов объяснения нового не резко расходились (особенно на первых порах) с теми, к которым привыкли ученики начальной школы, а также обеспечивалась постепенность перехода к новым, более сложным для школьников формам работы.

Проанализировав программы и учебники по русскому языку 4 и 5 класса, предлагаем учителям методические рекомендации по преемственности преподавания.

В 4 классе при изучении простого предложения учащиеся разбирают его без второстепенных членов. В 5 классе учителя должны иметь в виду, что в 4 классе разбор простого предложения осуществляется без выделения второстепенных членов; расстановка знаков препинания при обращениях в начальной школе проводится в ознакомительном порядке.

Рекомендуется в 4 классе работать с однородными членами предложения при использовании терминологии. В 5 классе следует учитывать, что изучение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений проводится в начальной школе на уровне ознакомления.

В 4 классе необходимым является ознакомление учащихся с записью звуко-буквенного анализа слов, которая дается в 5 классе. В 5 классе учитель должен понимать, что в начальной школе для разбора слов по составу не берутся слова типа «основание, лисий, взялся, быстрее».

В 4 классе учителю необходимо научить школьников единому со средней школой морфологическому разбору частей речи. В 5 классе дается следующая схема разбора частей речи: 1. Часть речи — значение, вопросы. 2. Морфологические признаки: начальная форма; постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные признаки: падеж, число. 3. Синтаксическая роль.

В 5 классе учителя должны учитывать то, что графически орфограммы изображаются по учебникам начальной школы.

Учителям начальных классов можно предложить рекомендации, отражающие реализацию работы по преемственности преподавания, в том числе русского языка, которые обеспечат успешность в среднем звене, в целом:

– приучение школьников начинать работу на уроке по звонку, быстро включаясь в выполнение заданий, не давая отдельным учащимся дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, окончание урока со звонком;

– использование форм и методов организации уроков, которые требуют от всех учащихся активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы;

– осуществление работы со справочниками и словарями, приучение готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам;

– реализация работы по формированию у школьников навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

Таким образом, проблема преемственности в преподавании в целом, русского языка в частности, на сегодняшний день является актуальной. Можно с уверенностью утверждать о том, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но решить вопросы преемственности можно только при условии того, что над ними будут работать как начальная, так и средняя школа, осуществляя тесное сотрудничество.

Литература:

  1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. –213 с.
  2. Преемственность в образовании // Педагогическое обозрение. — 2011. — № 9. — С. 2.
  3. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. Пособие. — М., Просвещение, 1979. — 431 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, класс, начальная школа, преемственность преподавания, учитель, класс учителя, положительное влияние, проблема преемственности, простое предложение, реализация работы.


Ключевые слова

преемственность, русский язык, преемственность в обучении, преемственность преподавания, учащиеся 4–5 классов

Похожие статьи

Проблема преемственности ФГОС начального и общего...

Учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.

За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно.

Обучение младших школьников построению предложения

Ключевые слова: начальная школа, русский язык, развитие речи, предложение как единица речи.

Таким образом, для учителей начальных классов несомненную пользу представляет опыт проделанной в

II тип упражнений — коммуникативная преемственность предложений.

Преемственность дошкольного образовательного учреждения...

Преемственность — это процесс двусторонний. Преподавание в школе базируется на тех знаниях, умениях и навыках, которые имеются у детей

Взаимодействие педагогов-психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими учителями начальной школы...

Преемственность в реализации системно-деятельностного...

Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, основная школа, учитель, проблема преемственности, класс, начальное звено, педагогический...

Проблема реализации принципа преемственности в работе...

Аронина, А. И. Проблема преемственности между подготовительной группой детского сада и первым классом школы в системе эстетического

Детский сад, начальная школа, ребенок, школа, преемственность, ступень образования, образовательный процесс, образовательная...

Преемственность использования технологий обучения при...

В ходе опытно-экспериментальной работы в начальных классах и средних классах МОУ

Данные таблицы 2 представляют преемственность в применении форм деятельности

Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научить его самого себя, т.е...

Преемственность в обучении филологическим дисциплинам...

Ежова, Е. В. Преемственность в обучении филологическим дисциплинам между основной и средней школой в аспекте ФГОС / Е. В

Проблема восприятия информации, представленной в разных видах, в том числе в виде текста (и, как следствие, проблема создания собственного...

Обобщение и диссеминация педагогического опыта.

Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие

Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу специфики формата...

Методические особенности изучения темы «Сложные...»

Учащиеся начальных классов усваивают материал по моделям предложений, например. Формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку. Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения.

Похожие статьи

Проблема преемственности ФГОС начального и общего...

Учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.

За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно.

Обучение младших школьников построению предложения

Ключевые слова: начальная школа, русский язык, развитие речи, предложение как единица речи.

Таким образом, для учителей начальных классов несомненную пользу представляет опыт проделанной в

II тип упражнений — коммуникативная преемственность предложений.

Преемственность дошкольного образовательного учреждения...

Преемственность — это процесс двусторонний. Преподавание в школе базируется на тех знаниях, умениях и навыках, которые имеются у детей

Взаимодействие педагогов-психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими учителями начальной школы...

Преемственность в реализации системно-деятельностного...

Преемственность в реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, основная школа, учитель, проблема преемственности, класс, начальное звено, педагогический...

Проблема реализации принципа преемственности в работе...

Аронина, А. И. Проблема преемственности между подготовительной группой детского сада и первым классом школы в системе эстетического

Детский сад, начальная школа, ребенок, школа, преемственность, ступень образования, образовательный процесс, образовательная...

Преемственность использования технологий обучения при...

В ходе опытно-экспериментальной работы в начальных классах и средних классах МОУ

Данные таблицы 2 представляют преемственность в применении форм деятельности

Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научить его самого себя, т.е...

Преемственность в обучении филологическим дисциплинам...

Ежова, Е. В. Преемственность в обучении филологическим дисциплинам между основной и средней школой в аспекте ФГОС / Е. В

Проблема восприятия информации, представленной в разных видах, в том числе в виде текста (и, как следствие, проблема создания собственного...

Обобщение и диссеминация педагогического опыта.

Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие

Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу специфики формата...

Методические особенности изучения темы «Сложные...»

Учащиеся начальных классов усваивают материал по моделям предложений, например. Формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку. Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения.

Задать вопрос