Методические особенности изучения темы «Сложные предложения» в 4 классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 01.05.2018

Статья просмотрена: 2485 раз

Библиографическое описание:

Фаттакова, Э. Б. Методические особенности изучения темы «Сложные предложения» в 4 классе / Э. Б. Фаттакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 299-302. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49906/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются подходы к изучения сложного предложения в современной школе, а также приводится анализ программ по русскому языку, соответствующих ФГОС НОО и предусматривающих изучение сложных предложений в начальной школе. Данная работа кратко анализирует особенности проведения опытно-экспериментальной работы на предмет изучения эффективности факультативного курса «Сложное предложение» в 4 классе.

Ключевые слова: синтаксис, сложное предложение.

Изучение сложного предложения как отдельная научная тема начала рассматриваться в XIX веке и продолжается до сих пор, причем особое внимание уделяется методике преподавания синтаксиса сложного предложения.

Изучением данной проблемы занимались отечественные и современные ученые: В. А. Телков, М. Т. Баранов, И. В. Текучева, Г. А. Золотова, В. А. Белошапкова, Н. П. Капоныкина, Н. А. Щербакова, В. В. Давыдова и др.

Если начинать рассмотрение вопроса об изучении сложных предложений с исторического аспекта, то структура изучения общепринятой темы «Сложное предложение» в методике преподавания русского языка в первую очередь ссылается на работу Ф. И. Буслаева, включающей рассмотрение подтем «Сочетание предложений по способу подчинения», «Синтаксис предложений по способу сочинения», первая включает рассмотрение придаточных и определительных предложений»; «Согласование относительных местоимений, причастий». Изучение синтаксиса предложений по способу сочинения автор методики производил путем рассмотрения вопросов образования сложных предложений по способам соединения, противоположения, причинности (винословное сочетание предложений) [3, с. 133]. Современный исследователь В. А. Телков, указывая русские грамматические школы Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни и Ф. Ф. Фортунатова (названия направлений: логико-грамматическая, психологическая и формалистическая) подмечает их четкую и систематичную форму учения о сложном предложении. По этой причине теории указанных авторов легли в основу учебников их последователей, построенных по одному и тому же семантическому принципу [4, с.22].

Понятия и методики преподавания синтаксиса сложного предложения нашли отражение и в современных программах обучения русскому языку.

Методика обучения М. Т. Баранова теме «Сложные предложения» основана на рассмотрении средств связи в сложных предложениях. С точки зрения количественного состава сложных предложения, входящего в него, выделяют сложные синтаксические конструкции. Методика предполагает также рассмотрение интонационной структуры и применение морфолого-синтаксических упражнений. Для закрепления материала автор рекомендует использовать задания, связанные с составлением предложений указанных структур (схем), а также совершенствовать работу над пунктуацией в сложных предложениях [1, с. 56–63].

В. А. Белошапкова определяет науку о синтаксисе как сложное явление, в котором существуют разные направления и концепции. Автор считает, что синтаксис изучает как правило связывания слов, так и такие предложения, для которых эти же правила также применимы. К объектам синтаксиса исследователь относит словосочетание, предложение и сложное предложение. [2, с. 56].

Другие исследователи определяют сложное предложение как обладающее схожими с простым предложением чертами и имеющее специфические свойства, которые отличают его от простого предложения. Как и простое предложение, сложное имеет синтаксическую конструкцию, получившее интонационное и порядковое оформление. Однако, синтаксическая природа сложного предложения вполне отличается от такового в простом предложении, поскольку сложное предложение состоит из компонентов, образующего сложные предложения.

А. В. Текучев предлагает при введении в тему «Сложные предложения» разобрать состав простых предложений по членам предложения, а изучение сложного предложения предварить тем, что оно состоит из комплекса сложных предложений, указать условия их образования, указав на соответствующие правила, которые необходимо соблюдать. Дальше необходимо вводить понятия интонации и ее роль в предложении, место союзов и союзных слов в сложном предложении.

Обучение синтаксису сложного предложения в начальной школе является проблематичным, поскольку ФГОС предусматривает этот вопрос как пропедевтику к данной теме. Однако следует отметить, что разные современные программы предполагают разный объем материала по данной теме. В связи с этим нами были проанализированы следующие программы: УМК «Гармония», УМК «Начальная школа XXI века», УМК «Школа 2100» и УМК «Перспективная начальная школа».

Так, в основе программы М. С. Соловейчик «Гармония» лежит принцип развивающего обучения, уделено большое внимание развитию речи, написанию конкретных реальных жанров, а не просто однотипных сочинений. В данной программе изучение сложных предложений начинается в 4 классе на которое отводится 6 часов.

Программа С. Ф. Иванова «Начальная школа XXI век» реализует принцип — «один урок-одна цель», то есть на одном уроке может уделяться внимание либо правописанию, либо развитию речи, либо знакомству учеников с основами лингвистических знаний. По завершении обучения по данной программе ученики могут перейти к изучению любого программного комплекса по русскому языку, установленной в той или иной средней школе, что обеспечивает принцип преемственности.

В программе Н. А. Чураковой «Перспективная начальная школа» на изучение сложных предложений отводится 5 часов. Несмотря на малое отведенное количество часов, УМК «Перспективная начальная школа» представляет комплексно разработанных упражнений по работе со сложным предложением по принципу «от простого к сложному».

Разработчики программы «Школа 2100» ставят целями развитие и совершенствование речевых видов деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение), а также формирование у учащихся элементарной лингвистической компетенции. Изучение сложных предложений в данной программе начинается с 3 класса (7 ч.) и далее продолжается в 4 классе (22 ч.).

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что пристальное внимание уделяется изучению сложного предложения в программе по русскому языку «Школа 2100».

Далее нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого являлось выявление уровня эффективности разработанного и проведенного нами факультативного курса по теме «Сложное предложение», опережая программу «Перспективная начальная школа». В нем приняли участие младшие школьники: учащиеся 4 класса Тукузской СОШ (экспериментальная группа) и Казанской СОШ (контрольная группа) в составе 20 человек. Работа с экспериментальной группой состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

В исследовании проводилась диагностика, включающая в себя 8 заданий. В ней проверялись: знание понятия «сложное предложение», «предложение с однородными членами»; умение находить грамматическую основу предложения; умение находить сложное предложение в тексте; умение отличать сложное предложение от простого; умение составлять сложное предложение из простых, знание пунктуации в сложных предложениях.

Исходя из полученных данных, мы пришли к следующим выводам:

‒ самыми успешными оказались результаты в заданиях на нахождение грамматической основы в предложении и нахождение предложения с однородными членами;

‒ задания, в которых было допущено наибольшее количество ошибок, направлены на нахождение сложного предложения и на пунктуацию;

‒ в процессе выполнения работы учащиеся Казанской школы, наряду с учащимися Тукузской школы, затруднились в выполнении одних и тех же заданий.

Полученный низкий уровень сформированности знаний контрольной и экспериментальной групп по теме «Сложное предложение» подтвердил необходимость работы, направленной на ознакомление и формирование синтаксических умений экспериментальной группы.

Чтобы предупредить возможные проблемы в дальнейшем изучении сложного предложения по предлагаемому программному материалу «Перспективная начальная школа», нами был разработан факультативный курс согласно методике преподавания вышеуказанной программы. Наш курс состоял из десяти взаимосвязанных и последовательных тем, направленных на повышение уровня знаний по теме «Сложное предложение» с учетом требований ФГОС НОО. Предлагаемый нами курс предполагает рассмотрение ранее изученных разделов русского языка: «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация», «Развитие речи» с использованием различных форм и методов работы с учащимися (фронтальная работа, парная и групповая работа, самостоятельная работа; совместное и индивидуальное исследование, анализ текстов, работа со схемами, творческая работа и многие другие).

Разработанный факультативный курс по теме «Сложное предложение» оказал весьма эффективное влияние на учащихся Тукузской школы, в отличие от группы учащихся Казанской школы, где проведение данного курса не предполагалось. Следовательно, разработка и внедрение факультативного курса «Сложное предложение» с учетом опережающего обучения по программе «Перспективная начальная школа» направлена на успешное овладение знаниями четвероклассников по теме «Сложное предложение».

Литература:

  1. Баранов М. Т. Программы общеобразовательных учреждений: русский язык 5–9 классы [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. — М.: Просвежение, 2006. — 321 с.
  2. Белошапкова В. А. Современный русский язык, синтаксис / В. А. Белошапкова. — М.: Учитель, 1997. — 322 с.
  3. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка [Текст] / Ф. И. Буслаев. — М.: Наука педагогики,1992. — 266 с.
  4. Телкова В. А. Учение о сложном предложении и его компонентах в учебниках буслаевской школы [Текст]/ В. А. Телкова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2009. — Т. 2. — № 2. — С. 20–23.
Основные термины (генерируются автоматически): сложное предложение, предложение, русский язык, простое предложение, факультативный курс, экспериментальная группа, изучение, программа, Казанская школа, начальная школа.


Похожие статьи

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения...

В программах по русскому языку (М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина – образовательная система «Школа-2100», Н. А. Чуракова – УМК «Перспективная начальная школа» и др...

Анализ содержания учебников по обучению русскому языку...

Практический курс русского языка. Журавлева Л. С. и др., — М.:Арсис Лингва, 1993.

Русский язык как иностранный: Синтаксис простого и сложного предложения. Крючкова Л. С.,. — М.: ВЛАДОС, 2004.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

– работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи, – развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по

Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М.: Дрофа, 2005. Селезнева, Е. П. Развитие речи детей.

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Учащиеся начальных классов усваивают материал по моделям предложений, например

Формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку.

Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения.

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

Преемственность факультатива с основным курсом по русскому языку и литературы

Проект факультативного курса по развитию речи, экспертные заключения.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся.

М, 1984. 2. Иванов С. В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение. / Начальное образование.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского...

Развивать функциональную грамотность можно на любом этапе урока, при изучении любой темы по русскому языку или литературе. Так, например, при изучении моими пятиклассниками темы «Предложения с прямой речью.

Особенности методики обучения русскому языку в начальных...

Целью практического курса русского языка является обучение студентов умению вести устный диалог и беседу на темы из окружающей жизни и правильно

Учащиеся начальных классов усваивают материал по моделям предложений, например: Ученик отвечает.

Применение инновационных технологий обучения на уроках...

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно.

Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, урок, русский язык, начальная школа, самостоятельная работа, учебный процесс, мой взгляд, материал, контроль...

Похожие статьи

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения...

В программах по русскому языку (М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина – образовательная система «Школа-2100», Н. А. Чуракова – УМК «Перспективная начальная школа» и др...

Анализ содержания учебников по обучению русскому языку...

Практический курс русского языка. Журавлева Л. С. и др., — М.:Арсис Лингва, 1993.

Русский язык как иностранный: Синтаксис простого и сложного предложения. Крючкова Л. С.,. — М.: ВЛАДОС, 2004.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

– работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи, – развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по

Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М.: Дрофа, 2005. Селезнева, Е. П. Развитие речи детей.

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Учащиеся начальных классов усваивают материал по моделям предложений, например

Формы работы по изучению специальной лексики на факультативных занятиях по русскому языку.

Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения.

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

Преемственность факультатива с основным курсом по русскому языку и литературы

Проект факультативного курса по развитию речи, экспертные заключения.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся.

М, 1984. 2. Иванов С. В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение. / Начальное образование.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского...

Развивать функциональную грамотность можно на любом этапе урока, при изучении любой темы по русскому языку или литературе. Так, например, при изучении моими пятиклассниками темы «Предложения с прямой речью.

Особенности методики обучения русскому языку в начальных...

Целью практического курса русского языка является обучение студентов умению вести устный диалог и беседу на темы из окружающей жизни и правильно

Учащиеся начальных классов усваивают материал по моделям предложений, например: Ученик отвечает.

Применение инновационных технологий обучения на уроках...

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно.

Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, урок, русский язык, начальная школа, самостоятельная работа, учебный процесс, мой взгляд, материал, контроль...

Задать вопрос