Особенности осознания роли денег в жизни человека и характеристики социального неравенства в представлении детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности осознания роли денег в жизни человека и характеристики социального неравенства в представлении детей младшего школьного возраста / К. Н. Хлебникова, В. М. Романенко, В. С. Распопова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 436-439. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86210/ (дата обращения: 25.01.2022).



В статье авторы отразили восприятие детей на зарплаты как экономической категории, которая начинается сравнительно рано и имеет значимое расхождение в зависимости от возраста, пола и социальных различий.

Ключевые слова: ребенок, образовательный уровень, экономическая реальность, основная функция денег.

К проблеме экономической культуры в последнее время обращаются представители самых разных областей знаний и экономисты, и педагоги, и социологи. Взрослея, ребенок приобретает необходимые знания и представления об основных экономических явлениях, усваивает, поведенческие и моральные нормы экономической реальности [2, С. 302].

В статье сделана попытка отразить не только знания детей о труде и деньгах как частых аспектах экономической реальности, но и проследить ценностное усвоение этих понятий [2, С. 303].

В представлении детей о труде взрослых преобладающей является потребительская ориентация, связанная с деньгами. Как дети понимают деньги? Учащимся были заданы два вопроса: «Что такое деньги?», «Как взрослые получают деньги?». В таблице 1 отражено осознание детьми основной функции денег — их покупательской способностью [1, С. 24].

Таблица 1

Что такое деньги?

Варианты ответов детей

Возраст детей, лет

7–8

8–9

9–10

10–11

в процентах

Бумажки

14,8

7,6

4,9

2,6

То, на что покупают

42,5

53,8

57,3

65,7

Комбинированные ответы

21,5

23,4

26,2

26,3

Не знаю

10,6

7,6

3,2

-

Другие ответы

10,6

7,6

8,4

5,4

Количество детей

47

65

61

38

Понимание детьми роли денег растет с возрастом и к 10 годам составляет 94,6 %. Под «другими» ответами были обобщены ответы типа — «баксы», «валюта» и др. Из таблицы видно, что почти четверть детей (21,2 %) дали ответ «не знаю» и не до конца осознают основную функцию денег. Тогда как все дети имели опыт обращения с деньгами. Это позволяет предположить, что осознание детьми функции денег и денежных отношений происходит на более ранних возрастных этапах.

При анализе ответов детей бросается в глаза тот факт, что лучше осознают назначение денег и знают наименование денежных знаков дети, которые чаще пользуются ими (совершают покупки в присутствии родителей или самостоятельно) и получают карманные деньги.

Как взрослые получают деньги? Забегая вперед, отметим, что осознание того, откуда берутся деньги, также начинает формироваться на более ранних возрастных этапах.

Из табл. 3 видно, что один из основных вариантов ответа выявляет раннее осознание значимости работы как источника получения денег.

Таблица 2

Как взрослые получают деньги?

Варианты ответов детей

Возраст детей, лет

7–8

8–9

9–10

10–11

в процентах

Зарабатывают на работе

55,3

72,3

80,3

84,2

Другие ответы

34,0

23,1

18,1

15,8

Не знаю

10,7

4,6

1,6

-

Количество детей

47

65

61

38

Соотношение ответов «другие», полученное у первоклассников, изменяется почти наполовину к четвертому классу. А количество ответов о том, что деньги зарабатываются на работе, возрастает от 55,8 до 84,2 %. Анализ полученных данных показал, что подобные ответы, как правило, характерны для детей из семей с высоким социально — экономическим и образовательным уровнем, где с детьми говорят о финансовых проблемах семьи и дают возможность совершать операции с деньгами.

Что же включает в себя вариант ответа «другие»? Для первоклассников характерны высказывания типа «дали» (другие люди, президент и т. п.), «нашли», «выиграли» и др. Во II — III классах начинают фигурировать ответы, указывающие на криминальные способы добывания денег, как-то: кража, ограбление банка (эти ответы характерны для мальчиков). К 10 годам «другие» ответы приобретают несколько иные формы: высказывания, характерные для девочек, — «Банки и сберкассы существуют для распределения денег между людьми».

Более ¾ детей из семей с высоким образовательным уровнем выделяют работу как основной и единственный ответ на вопрос в отличие от немногих более половины детей из семей с низким образовательным уровнем.

Таким образом, восприятие зарплаты как экономической категории начинается сравнительно рано и имеет значимое расхождение в зависимости от возраста, пола и социальных различий [1, С. 24].

Расслоение общества в нашей стране стало неизбежным и общепринятым фактом. Социально — экономический феномен «богатство — бедность» осознается нами как результат этого расслоения, в котором существует понятная нам связь «работа — деньги» с влиянием на нее различных факторов, таких как уровень образования, характер работы, престижность и оплачиваемость той или иной профессии.

А устанавливают ли эту связь дети? Кто такой, по их мнению, богатый человек, а кто бедный? Почему одни люди становятся богатыми, а другие бедными? Детям были заданы вопросы: «Кто такие богатые (бедные) люди?», «Почему одни люди становятся богатыми, а другие — бедными?». Варианты ответов на первый вопрос приведены в таблице 3.

Таблица 3

Кто такие богатые?

Варианты ответов детей

Возраст детей, лет

7–8

8–9

9–10

10–11

в процентах

Ролевый статус (царь, президент и др.)

25,5

15,3

9,8

7,8

Кто имеет много денег

46,8

50,7

59,0

60,5

Кто имеет недвижимость (дома, землю, заводы и др.)

12,7

12,3

13,1

5,2

Комбинированные ответы

8,7

18,7

15,5

26,5

Не знаю

6,3

3,0

1,6

_

Количество детей

47

65

61

38

Доминируют ответы, связанные с деньгами. Основным (а в большинстве случаев — единственным) критерием богатства, по мнению первоклассников, являются деньги, их абстрактное количество («много денег»). Ответы «Не знаю» редко встречаются даже у первоклассников, а к 9–10 годам они практически исчезают.

Вторым по значимости критерием для первоклассников стал ролевый статус, который к 10–11 годам утрачивает свою роль. Изменяется и содержание подобных ответов. Если для первоклассников богатыми людьми являются в первую очередь, цари, короли (реже президенты), то к концу младшего школьного возраста это президент страны, премьер — министр, директора фирм, банков. Прослеживается то, что дети в своих суждениях активно подражают родителям, называя (к примеру) конкретные фамилии из российского и американского правительств. Критерий недвижимости (земля, дома, машины, заводы) приобретает свою значимость с возрастом, хотя редко остается единственным признаком богатства. Если у первоклассников он часто комбинируется с ролевым статусом, то к концу младшего школьного возраста недвижимость связывается с количеством денег и реальным социально — экономическим статусом человека в обществе. На вопрос «Кто такие бедные?» дети отвечают практически с диаметральной противоположностью «есть — нет».

На вопрос «Почему одни люди становятся богатыми, а другие — бедными?» уже многие первоклассники устанавливают связь «работа — деньги». По их мнению, богатые люди те, кто много и хорошо работает и поэтому получает много денег. А бедные — это те, кто плохо и мало работает или совсем не работает. Отмечаются детьми и личностные качества (богатые — «хитрые», «жадные», а бедные — «добрые», «делятся»). К 10–11 годам часть детей начинает вычленять такие факторы, влияющие на доходность работы, как образование, престижность профессии, карьера. Подобные ответы, как правило, характерны для мальчиков, тогда как девочки устанавливают связь между количеством и качеством работы и некоторыми чертами и особенностями личности (доброта, дисциплинированность, аккуратность и др.). Это говорит о влиянии поло — ролевых стереотипов на поведение детей и их представления о работе. Мы видим, что на протяжении младшего возраста идет наполнение содержания понятия «социальное неравенство» конкретными фактами и экономическими связями, а также делаются попытки устанавливать закономерности.

В ходе исследования были сделаны следующие выводы.

В возрасте 7–8 лет у детей начинаю устанавливаться характерные черты в восприятии рассматриваемых экономических терминов: отмечается вовлеченность в экономическое поведение и выражается оценка отдельных аспектов экономической реальности. Большинство детей имеет постоянные трудовые обязанности, в частности, заботятся о младших братьях и сестрах. Начинает осознаваться общественная значимость труда, хотя деятельность ради денег остается доминантной. Мальчики этого возраста чаще девочек определяют работу как средство приобретения денег. В то же время девочки чаще акцентируют внимание на общественной полезности труда. Можно сказать, что представление о работе у детей данного возраста во многом носит потребительский характер. Большая часть детей уже имеет карманные деньги и начинает планировать «свои» покупки. С возрастом происходит дифференциация таких экономических категорий, как деньги, зарплата, премия. Дети начинают осознавать такое явление, как социальное неравенство. Для объяснения причин возникновения социального неравенства используются некоторые экономические термины, говорится о значении уровня образования, о квалифицированности работы и т. п.

В 9–10 лет начинают проявляться половые различия в уровне сформированности отдельных экономических понятий. Так, мальчики лучше осведомлены о назначении забастовок и откуда берутся деньги для выдачи зарплаты. У мальчиков сильнее проявляется тенденция считать, что способный человек должен получить за свою работу больше денег. Происходит дальнейшая дифференциация таких экономических понятий, как «цена», «зарплата», «доход». При объяснении основных экономических понятий используются другие экономические понятия (например, при объяснении понятия «зарплата» дети слышат определения, что такое труд, деньги, банк).

Прослеживая усвоение детьми младшего школьного возраста некоторых базовых экономических понятий, можно отметить, что в данном возрасте происходит уточнение и дифференциация уже имеющихся знаний. С ними дети начинают знакомиться в более раннем возрасте, и к началу поступления в школу у них уже сформированы элементарные представления о некоторых социально — экономических явлениях. Осознание детьми роли денег, работы и их взаимосвязи происходит по мере возрастания контактов с экономическим миром взрослых, бесед родителей, влияния средств массовой информации. И уже к 10–11 годам формируются представления, мало отличимые от представления детей 13–14 лет (как положительных, так и отрицательных). По данным зарубежных исследователей, установлено, что именно к этому возрасту формируются базовые знания об экономическом мире взрослых. Эти знания без специального обучения не изменяются и остаются у взрослого человека. Примерно с указанного возраста в школе предлагается учебный курс «Основы экономики». На наш взгляд, его с небольшими переработками целесообразно было бы давать в младшем школьном возрасте.

Литература:

1. Козлова, Е. В. Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи / Е. В. Козлова. — // Начальная школа. — 2000. — № 1. — С. 22–26.

2. Особенности осознания младшими школьниками роли труда в общественной жизни / В. М. Романенко, В. С. Распопова, Н. А. Овсянникова [и др.]. — // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 302–304. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85297/ (дата обращения: 29.11.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): деньга, ребенок, ответ, младший школьный возраст, работа, экономическая реальность, вариант ответов детей, возраст детей, образовательный уровень, основная функция денег.


Ключевые слова

ребёнок, образовательный уровень, экономическая реальность, основная функция денег
Задать вопрос