Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 06.12.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Мозголина, Е. Н. Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. Н. Мозголина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 395-397. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86283/ (дата обращения: 22.01.2022).



Модернизация дошкольного образования — одна из задач Федеральной целевой программы развития образования. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры детских садов.

Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача — создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы.

Цель — определение профессиональных основ формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект — особенности основ профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет — содержание основ профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотезой нашего исследования служит предположение о том, что решение проблемы по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нуждается в определении основ профессиональной деятельности, связанных с определением нормативно-правового регламента и сопровождению профессиональной деятельности по инклюзивному образованию.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать нормативно-правовой регламент по созданию специальных условий инклюзивного образования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. Изучить особенности сопровождения профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  3. Проанализировать методические подходы по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  4. Осуществить подбор коррекционно-развивающих методик по развитию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Специальные условия инклюзивного дошкольного образования обозначены в (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;

Применимо к детям дошкольного возраста с ОВЗ понятие специальных условий уточнено в приказе «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» от 31 июля 2020 года № 373;

В Федеральном государственном образовательном стандарте;

Примерных АООП для дошкольников с ЗПР

В процессе исследования нами была рассмотрены специфика задач в работе по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению на примере адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с задержкой психического развития (под ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой),которая ставит следующие задачи , актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР:

— развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами;

— формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;

— формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания;

— развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка;

— развитие познавательной активности, любознательности;

— формирование предпосылок учебной деятельности.

  • Методическое пособие «Коррекционно-развивающее обучение» под редакцией И. А. Морозовой, М. А. Пушкаревой «Развитие элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром».

Представленные в пособии примерные конспекты занятий разработаны с учетом методических рекомендаций С. Г. Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР. — Книга 1, 2. — М.: Школьная Пресса, 2004).

Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой в течение недели теме, что дает возможность многократного повторения изучаемого материала, учитывая психические особенности данной категории детей, и обеспечивает более прочное его усвоение.

В конспектах большинства занятий при объяснении материала используется такой вид работы, как беседа. Представленное в пособии планирование занятий предполагает системный подход к организации работы всех специалистов

  • «Программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития», автор Боброва А. В.

В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе автор ставит следующие конкретные задачи:

— сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;

— освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);

— освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;

— накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;

— уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

— формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;

— развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;

— формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.

В процессе нашей деятельности мы подобрали коррекционно-педагогические методики по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:

  • Методика 1. «Узнавание фигур» (по Н. В. Бабкиной)

Цель методики: развитие процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной зрительной памяти.

  • Методика 2. «Домик» (по Н. И. Гуткиной)

Цель методики: формирование пространственных представлений, произвольного внимания, сенсомоторной координации, тонкой моторики рук.

  • Методика 3. «Графический узор» (по Н. В. Бабкиной)

Цель методики: развитие внимания, умение действовать по правилу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики.

  • Методика 4. «Тест Пьерона — Рузера»

Цель методики: формирование произвольной регуляции деятельности.

  • Методика 5 . «Сравни картинки» (по Н. В. Бабкиной)

Цель методики: формирование произвольности познавательных процессов.

  • Методика 6. «Мозаика» (по Н. В. Бабкиной)

Цель методики: развитие овладения зрительным анализом и синтезом.

  • Методика 7 «Лабиринт» (по Л. А. Венгеру)

Цель методики: развитие уровня наглядно-образного мышления и использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.

  • Методика 8. «Исключение лишнего» (по Н. В. Бабкиной)

Цель методики: развитие способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.

  • Методика 9. «Матричные задачи Равена»

Цель методики: развитие наглядно-образного мышления.

  • Методика 10. «Логические задачи» (по Н. В. Бабкиной)

Цель методики: развитие понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода.

Хотя чаще всего эти методики используются как диагностический материал, но я использую эти методики ежедневно в своей работе, меняя наглядный материал. Отмечаю положительную динамику развития интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей своей группы.

Данные методики способствуют формированию готовности с точки зрения мотивации познавательной деятельности, наличие необходимых и достаточных знаний, формированию операционального компонента учебной и познавательной деятельности, положительного отношения к ситуации обучения.

Вывод: Таким образом в процессе нашего исследования мы доказали, что решение проблемы по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нуждается в определении основ профессиональной деятельности связанных с определением нормативно-правового регламента и сопровождению профессиональной деятельности по инклюзивному образованию.

Цель исследования была достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла своё подтверждение.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, интеллектуальная готовность, школьное обучение, старший дошкольный возраст, методика, профессиональная деятельность, ребенок, формирование, задержка, инклюзивное образование.


Задать вопрос