Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Подготовка к школе

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.09.2020

Статья просмотрена: 2422 раза

Библиографическое описание:

Помешкина, Ю. В. Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / Ю. В. Помешкина, М. Н. Лукина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5497/ (дата обращения: 10.12.2024).



Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное — это научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но, как показывает опыт, это не гарантирует успешного обучения.

Готовность ребенка к обучению в школе — определяют как уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья [2].

Согласно исследованиям психолога Л. А. Ясюковой, современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, кто обладает вполне определенными характеристиками. Как социальный институт школа со своими нормами и ценностями, ролевыми отношениями, предъявляет к ребенку определенные требования, которым может соответствовать не каждый ребенок, так как детство у всех разное и возможности для развития тоже. Поэтому многим детям приходится приспосабливаться к школе путем специальной подготовки [8].

Наибольшие трудности в первые годы обучения в школе испытывают дети с ОВЗ. Это обусловлено не только наличием у них хронических заболеваний (атопический дерматит, бронхиальная астма, нарушения ОДА, множественность диагнозов и т. д.), но и нарушениями психического развития. Чаще всего это проявляется как недоразвитость понятийного мышления, резкой дисгармоничностью интеллекта ребенка с недостаточным развитием его вербальных структур (крайние «визуалы» и «кинестетики»), наличием отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребенка (элементы невротизма, аутичности), неврологические отклонения, легкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушение внимания, речевые нарушения и т.д К сожалению, количество таких детей с каждым годом увеличивается и педагоги находятся в постоянном поиске новых технологий и методик работы с данной категорией детей.

При подготовке детей с ОВЗ к школе необходимо в первую очередь сделать акцент на развитии познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. Гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, а это в свою очередь повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В связи с этим была разработана и апробирована программа занятий по подготовке к школе для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Скоро в школу». Содержание программы, нагрузка на детей рассчитаны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и нормами СанПиН 2.4.1.3049–13

Цель данной программы — создание для детей с ОВЗ комфортной зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального, эмоционального, речевого развития, развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям обучения;

Задачи:

– развитие любознательности, как основы познавательной активности детей дошкольного возраста;

– развитие психических процессов — восприятия (его основных каналов: визуального, аудиального, кинестетического), памяти, внимания, воображения, наглядно-образного и логического мышления;

– развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений и операций (сравнение, анализ, синтез, классификации, обобщения);

– развитие зрительно-моторных координаций;

– развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процессов общения;

– развитие произвольности психических процессов;

– формирование позитивной мотивации к обучению.

Программа реализуется по следующим этапам: диагностический, коррекционно-развивающий и контрольный.

Диагностический этап. Диагностика детей проводится в два этапа: сентябрь, май, что позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении учебного года, своевременно оказать ему квалифицированную помощь.

При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:

– «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека;

– Методика «Готовность к школьному обучению» Л.Ясюкова

Коррекционно-развивающий этап включает в себя коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение вышеперечисленных задач.

Контрольный этап. Контрольная диагностика проводится в целях изучения динамики развития детей. Результативность работы будет оцениваться по результатам анкетирования родителей и по результатам итоговой диагностики.

Программа рассчитана на 8 месяцев (октябрь-май).

Основными методами обучения являются:

  1. Дидактические, развивающие игры.
  2. Продуктивные виды деятельности.
  3. Пальчиковые игры и упражнения.
  4. Психологические игры и упражнения.
  5. Работа в тетрадях.

Принципами построения программы являются:

  1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей
  2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы
  3. Личностно-ориентированный подход к детям.

Ожидаемые результаты.

Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Вызвать у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Предполагается становление у детей достаточно развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности.

Знают:

– элементарные приемы запоминания;

– правила и нормы поведения обучающихся в школе;

– приемы концентрации внимания.

Умеют:

– произвольно запоминать 8 предметов;

– решать логические задания (учитывая возрастные особенности):

– выполнять задания на произвольность внимания;

– выполняют мыслительные операции обобщения, систематизации, классификации.

Особенности проведения занятий.

Основная форма занятий — групповое развивающее занятие. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут подгруппой в количестве 10 человек. Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку с ОВЗ, учитывая его возрастные особенности.

Все занятия начинаются с коммуникативных игр или игр — оптимизаторов. Это способствует не только положительному настрою детей на занятие, созданию положительного самовосприятия, но и сплочению детского коллектива.

Основная часть — коррекционно-развивающая. В этой части все упражнения нацелены на формирование и развитие психических функций. В каждом занятии представлены упражнения невербального и вербального характера, направленные на формирование и развитие мышления, речи, пространственных представлений, произвольности. Занятия и упражнения на развитие речевого мышления проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимулирующего материала, который частично представлен в тетради, поэтому его можно сопровождать процессом рисования.

Все рисунки в тетради представлены в черно-белом варианте, это позволяет ребенку не отвлекаться на яркие образы, а по окончании занятия проявить фантазию, раскрасив их по своему желанию или в соответствии с инструкцией педагога. Завершающим этапом данной части является упражнение на совершенствование мелкой моторики и развитие графических навыков.

Третья часть — заключительная. Это элемент рефлексии. Здесь мы совместно обсуждаем итог занятия: чему научились, что теперь знаем и умеем. Дети сами оценивают свою работу на занятии. Для этого мы используем смайлики, которые в зависимости от оценки раскрашиваются детьми в нужный цвет.

В течение всего занятий (2–3 раза) используем упражнение на проверку внимания. Это могут быть вопросы: «Кто меня слышит — поднимите руки вверх» или использование карточек-символов: «солнце» — молчание, «туча» — хлопаем в ладоши. Проведение таких упражнений позволяет не только организовать внимание детей, но и поддерживать с ними обратную связь.

В работе с детьми категории ОВЗ мы сориентируемся на небольшое количество заданий, делая акцент на постепенном усложнении задач с ними. Так, например, игра «Не пропусти растение», может моделироваться и в другие: «Не пропусти профессию», «Не пропусти животное» и т. д., использоваться может любая лексическая тема. Таким образом, тренируется и слуховое внимание и закрепляются представления ребенка в рамках изучаемой темы.

Следующая степень усложнения, когда не педагог перечисляет слова, а сам ребенок выступает в качестве ведущего. Далее, увеличиваем сложность, и в целях тренировки переключения внимания, вводим два обобщающих понятия и соответственно два разных действия на их обозначение. Например, животные — хлопок, растения — руки вверх.

Считаем, что целесообразно проводить параллельно упражнения вербального и невербального характера для решения конкретной задачи. Например, формирование операции «исключение» можно начать с использования зрительных образов и далее закрепить ее при помощи слуховых.

Рассмотрим ниже план одного из занятий.

Задачи:

  1. Развивать групповую сплоченность в детском коллективе, уверенность в себе.
  2. Развивать мыслительные операции: обобщения и исключения.
  3. Расширять объём внимания.
  4. Активизировать тактильное восприятие.
  5. Развитие произвольного внимания, самоконтроля.
  6. Развитие графических навыков: рисование геометрических фигур по контуру.

Упражнение 1. «Волшебный стул»

На стул приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.

«Волшебный стул» позволяет говорить о товарище как бы со стороны, придаёт элемент таинственности в игре, на ребёнка смотрят как бы впервые. Игра проводится неоднократно, чтобы «момент возвышения» прошёл каждый член группы.

Упражнение 2. «Волшебный мешочек»

Ведущий: «Ребята, у меня в руках волшебный мешочек. Сейчас вы по очереди опустите руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нём лежит.

Упражнение 3. «Кто без чего не обойдётся”.

Ведущий зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради5

Упражнение 4.«Запретный номер»

Выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

Упражнение 5. «Геометрические фигуры»

Дети обводят по контуру геометрические фигуры на нелинованной бумаге. Затем эти же фигуры увеличивают, либо уменьшают по обведенному уже контуру.

Упражнение 6 «Дорисуй до целого»

Описание: http://czua.com.ua/wp-content/uploads/2012/08/1230059942_raskraska_rssrrrjosr_05.jpg

Описание: http://dicasmil.com.br/wp-content/uploads/2013/07/Desenhos-para-colorir-com-a-turminha-203.jpg

Описание: http://freecoloringpagesite.com/coloring-pics/star-coloring-2.gif

Упражнение 7 «Соедини точки»

Соедини точки так, чтобы получился самый большой прямоугольник и самый маленький. Чтобы получилось 8 одинаковых треугольников.

На протяжении всего курса занятий проходят индивидуальные консультации для воспитателей и родителей. Сведения о выявленных результатах диагностического обследования родители получают в ходе индивидуальных консультаций. Родителям предлагают рекомендации, как вести себя с ребенком и закреплять в домашних условиях сформированные на занятиях умения и навыки. Для воспитателей разрабатывается психологическая карта группы, в которой показывается результат обследования, расписываются рекомендации по работе с группой в целом и с каждым ребёнком в отдельности.

Результаты констатирующей и итоговой диагностики показывают положительную динамику в развитии познавательных процессов детей. Анкетирование родителей, анализ особенностей адаптации к школе выпускников групп, прошедших курс подготовки к школе также показывает хорошую результативность работы по нашей программе.

Литература:

  1. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. — Москва: Академия, 2000. — 218 c. — Текст: непосредственный.
  2. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа:http://sibac.info (свободный).
  3. Дубровина, И. В. Коррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина. — Москва: Академия, 2001. — c. 302 — Текст: непосредственный.
  4. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с ЗПР / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. — СПб: Речь, 2006. — 280 c. — Текст: непосредственный.
  5. Нижегородцева Н. В., Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» / В,Нижегородцева Н. В. — Москва: Владос, 2002. — c. 256. Текст: непосредственный.
  6. Овчарова «Практическая психология в начальной школе» / Овчарова. — Москва: ТЦСфера,. — c. 240. Текст: непосредственный.
  7. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. — СПб.: «Речь», 2003. — 240 с. — Текст: непосредственный.
  8. Ясюкова, Л. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. / Л. Ясюкова. — СПб: Иматон, 1999. — 132 c. — Текст: непосредственный.
Задать вопрос