Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.11.2015

Статья просмотрена: 1499 раз

Библиографическое описание:

Борисова И. В. Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 769-772. — URL https://moluch.ru/archive/101/22700/ (дата обращения: 21.07.2018).



 

В данной статье рассматривается проблема инклюзивного сопровождения детей с ЗПР в образовательное пространство ДОУ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, ЗПР, инклюзия, сопровождение.

 

Сегодня в теории и практике образования Российской Федерации происходят существенные изменения — смена содержания образования, ориентированного на индивидуализацию образования детей в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. Особую актуальность данное положение приобретает по отношению к процессу образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема создания инклюзивного образования вызвана тенденцией увеличения количества детей с ОВЗ. По данным НИИ детства Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детского населения. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2015 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек. Данный факт связан с тенденцией снижения жизненного уровня семей, ухудшения экологической ситуации в России, порождающими условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается.

Дети с ОВЗ по структурным признакам не однозначны, больший процент среди них это дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста [1].

По данным Министерства образования и науки РФ, 85 % детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция: часть детей с ЗПР, к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Существенную роль в данной ситуации играет раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям (в период дошкольного детства), также внедрение в практику совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ЗПР, организации новых подходов и технологий воспитания и обучения. Вследствие этого часть детей с ЗПР, наиболее близких по своему развитию к нормативному, перераспределяется из специального образовательного пространства — специальных коррекционных ДОУ — в общеобразовательное пространство ДОУ.

Как организовать сопровождение детей с ЗПР в процессе инклюзии с целью полноценного проживания ребенком периода счастливого детства, социальной адаптации, воспитания, обучения и коррекционного развития? Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормальным развитием должны иметь возможность получения образование соответствующего уровня [5]. Дошкольное образовательное учреждение, как начальная ступень образования имеет все возможности для более успешного и полного включения детей с ЗПР в среду обычных сверстников, т. е. инклюзии. Сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи. В процессе, которой специалистами создаются условия, предоставляется необходимая и достаточная поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями» [3].

В целях обеспечения организованной работы по сопровождению воспитанников с ЗПР муниципального дошкольного образовательного учреждения детском саду № 21 приказом заведующего был создан ПМПк, состоящий из председателя, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, педагога — психолога, учителя — логопеда. Для эффективного функционирования сопровождения необходимо наличие нормативной документации. В связи с этим:

                    Произведена корректировка Устава ОУ, Программы развития, Образовательной программы, должностных инструкций педагогов и младших воспитателей

                    Разработаны «Положение о инклюзивной группе», «Положение о службе сопровождения детей с ОВЗ», «Положение о ПМПк»

                    Соглашения о сотрудничестве ДОУ с учреждениями социума

                    Разработаны договора между МБДОУ № 21 и родителями (законными представителями) воспитанника посещающего ДОУ о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.

                    Внесены изменения в структуру индивидуальных коррекционно-образовательных программ воспитанников ДОУ (дети с ЗПР).

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в МБДОУ № 21 взяли во внимание следующее аспекты:

                    наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещающих ДОУ,

                    психологическая готовность коллектива ДОУ к инклюзии детей с ОВЗ, предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

                    наличие необходимых специалистов по сопровождению детей с ОВЗ,

                    наличие специальных условий для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья,

                    возможность повышения квалификации педагогов.

Определена цель деятельности: обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

В соответствии с целью поставлены задачи:

                    создание уютного, комфортного пространства для всех,

                    создание среды, способствующей гармоничному развитию личности,

                    формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения,

                    создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи,

                    формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих воспитательно — образовательный процесс.

Организация сопровождения детей с ЗПР проектировалась на основании ряда подходов:

  1.                Личностно-ориентированный подход. В данном случае ребенок с ограниченными возможностями воспринимается в соответствии индивидуальных особенностей и потребностей развития и здоровья. Коанда специалистов, в соответствии с заключением ПМПК составляет «Индивидуальный план развития ребенка».
  2.                Семейно-ориентированный подход: семья. Выполнение индивидуального плана развития эффективно только полном включении семьи ребенка в образовательное пространство ДОУ
  3.                Междисциплинарный подход — поэтапная деятельность сопровождения специалистами в МБДОУ № 21.

Напервом этапе введения инклюзивного сопровождения в МБДОУ № 21его можно назвать организационным:

                    был проведен анализ квалификации специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает ДОУ, затем согласовали с главным специалистом Управления образования соответствие условий реализации инклюзивных целей;

                    далее руководитель, учитель-логопед и педагог-психолог провели встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определен состав ПМПк, приказом руководителя назначен координатор по организации инклюзивного сопровождения в ДОУ;

                    определение основных мероприятий по адаптации детей ДОУ к новым условиям с приходом детей с ЗПР,

                    на основе заключения ПМПК и результатов диагностики, проведенной специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед) были разработаны индивидуальные образовательные маршруты для детей с ЗПР в ДОУ;

                    провели анкетирование и встречи с родителями детей с ЗПР;

                    подписали договоры с родителями;

                    определили параметры диагностики детей в адаптационный период;

                    составили расписание и определили распорядок дня.

Навтором этапе:

                    разработали концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации

                    скорректировали образовательную программу ДОУ, учитывающую ФГОС ДО и особенности инклюзивного процесса;

                    позаботились о методическом обеспечении данного процесса;

                    начали обучение педагогов через участие в конференциях, вебинарах (областная межведомственная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инклюзивного образования и медицинское сопровождение образовательного процесса»); все педагоги прошли повышение квалификации по направлению: «ФГОС ДО: идеология, содержание, тактика введения»; воспитатель по физической культуре поступил на курсовую переподготовку «Дошкольная психология детей с ОВЗ», старший воспитатель обучается по программе курсовой подготвки: «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»;

                    постарались, насколько это возможно в данных условиях, создать развивающую предметно-пространственную среду;

                    разработали структуру управления инклюзивным образовательным учреждением, в которую вошли: Служба сопровождения детей с ЗПР и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ в одном лице; родительские общественные организации, которые в МБДОУ № 21 представляет родительский комитет;

                    постарались выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса. Для родителей, детей с ОВЗ был организован семейный клуб «Школа жизни»;

С целью принятия решения стратегических и оперативных задач, координации деятельности коллектива ДОУ по включению детей с ЗПР в образовательный процесс на одного из специалистов ДОУ приказом заведующего был назначен координатор сопровождения. В МБДОУ № 21 координатором является старший воспитатель. Это специалист с высшим педагогическим образованием, средним медицинским образованием, имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития (такими, как ЗПРР, интеллектуальная недостаточность, в том числе синдром Дауна, ДЦП). В обязанность координатора входит создание необходимых условий слаженной работы педагогической команды и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития, коррекции и социальной адаптации каждого ребёнка с ЗПР в ДОУ.

Каждое из направлений сопровождения детей с ЗПР в МБДОУ № 21 в процессе инклюзии, с учетом своей специфики, в той или иной мере реализует пять основных функций:

                    обучение и воспитание детей с ЗПР осуществляется в соответствии с Основной образовательной программой ДОО по направлениям: социально — коммуникативное, физическое развитие, художественно — эстетическое, речевое, познавательное;

                    диагностико-прогностическая, при наличии основного и сопутствующих заболеваний проводится диагностика, как заболеваний, так и образовательной среды ДОУ; так же в определении соответствия мер, направленных на устранение неблагоприятных и активизации благоприятных факторов, влияющих на развитие, воспитание и коррекцию развития;

                    коррекционная деятельность заключается в исправлении выявленных в результате диагностики отклонений состояния здоровья детей и несоответствий образовательной среды установленным правилам и нормам;

                    профилактическая деятельность направлена на обеспечение условий сохранения здоровья детей,

                    консультативная поддержка проводится с педагогами, сотрудниками ДОУ, родителями, например в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями;

                    методическая поддержка в ДОУ заключается в опытно-поисковой проверке и интерпретации получаемых результатов диагностики и наблюдений; информировании субъектов образовательного процесса о результатах проводимой деятельности.

Процессом сопровождения в МБДОУ № 21 руководит заведующий руководитель дошкольным образовательным учреждением. Методическое обеспечение осуществляется старшим воспитателем (координатором сопровождения), с ориентиром на детей с ЗПР. Создание перспективных, календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом, как Образовательной программы, так и индивидуального образовательного плана (ИОП). Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей. ИОП составляется по результатам первичной диагностики в ходе консилиумов специалистов и воспитателей групп.

При консолидации усилий всех участников образовательного процесса в МБДОУ № 21 создалась команда, объединенная едиными целями и задачами. Это воспитатель, выполняющий основную воспитательно-образовательную деятельность; воспитатель по физической культуре; музыкальный руководитель; учитель-логопед; педагог-психолог; медицинское обеспечение осуществляет медсестра.

Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Родитель является носителем и транслятором, определенных социальных ценностей. На основании этого в МБДОУ № 21 была выстроена определенная системы работы с родителями воспитанников, которая смогла помочь им понять не только своих детей, но и воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия с ДОУ. Родители активные участники воспитательно-образовательных отношений. Принимают участие в совместной деятельности: творческие конкурсы с представлением работ семейного творчества на муниципальный конкурс: «Береги природу родного края» (2014г- 2 место). Всероссийский конкурс «Подарок для мамы» (2015год-3 место). Педагогами совместно с родителями была организована фотовыставка: «Лето красное», оформлена газета: «Жизнь прекрасна, когда безопасна». Общение родителей, осуществляется в «Школе жизни», созданном клубе, функционирующем второй год. Родители детей с ЗПР имеют почти одинаковые проблемы, предполагает взаимную поддержку и обмен информацией, что является важным фактором смягчения последствий длительного стресса. Использование групповых форм работы как родительские семинары: «Особенности воспитания ребенка с ЗПР», занятие в виде тренинга: «Роль семейного чтения в жизни дошкольника с ОВЗ», мастер-класс: «Кукла своими руками», позволили расширить знания родителей о психологических особенностях детей с ЗПР.

Из вышеперечисленных форм складывается жизнь МБДОУ № 21 в применении инклюзивной практики сопровождения детей с ЗПР в условиях ДОУ. Диагностика нервно –психического, речевого развития воспитанников с ЗПР по методике О. А. Безруковой показала положительную динамику развития: у детей с ЗПР улучшилась двигательная память, мелкая моторика рук, статической координации движений, увеличился объем словаря, сформированность словообразовательного умения, развитие фонематических процессов, понимание и самостоятельное продуцирование текста

В результате анкетирования родителей детей с ЗПР — около 100 % респондентов удовлетворены качеством предоставления услуг, квалификационной подготовкой специалистов ДОУ.

Таким образом, возможно, апробация процесса сопровождения детей с ЗПР в процессе инклюзии в условиях МБДОУ№ 21, на практике влечения других категорий детей с ОВЗ в образовательной организации.

 

Литература:

 

  1.                Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: Астрель,2012. 177с.
  2.                Лыкова И.А, Буренина А.И, Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии. — М., 2012.
  3.                Малофеев Н. Н. Право на образование, или Зачем нужна инклюзия // Учит. газ. 2010.№ 35. С. 17.
  4.                Зыскина М. А., Шрамко Н. В. Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования //Педагогическое образование в России. 2014. № 1.С. 201–204.
  5.                Ямбург Е. А., Забрамная С. Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации. М.: БОСЛЕН, 2013. 213с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, Образовательная программа, инклюзивная практика, психическое развитие, старший воспитатель, физическая культура, сопровождение детей, родитель.


Ключевые слова

сопровождение, дети с ОВЗ, инклюзия, ЗПР

Похожие статьи

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика...

Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивная образовательная организация, комплексное сопровождение семей, ребенок, семья, форма работы, системный подход, образовательный процесс...

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными...

Инклюзивная образовательная практика и категории детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют ряд специфических особенностей профессиональной деятельности тьютора

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

При реализации инклюзивной практики дошкольная образовательная организация (далее ДОО) сталкивается с различными трудностями, и наше

психологическая неготовность многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ

Программа психолого-педагогического сопровождения...

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, III, ограниченная возможность здоровья, семья, Развитие

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика...

Модель комплексного сопровождения семей, воспитывающих...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивная образовательная организация, комплексное сопровождение семей, ребенок, семья, форма работы, системный подход, образовательный процесс...

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными...

Инклюзивная образовательная практика и категории детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют ряд специфических особенностей профессиональной деятельности тьютора

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной...

При реализации инклюзивной практики дошкольная образовательная организация (далее ДОО) сталкивается с различными трудностями, и наше

психологическая неготовность многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ

Программа психолого-педагогического сопровождения...

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, III, ограниченная возможность здоровья, семья, Развитие

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в...

Задать вопрос