Проблемы анализа финансовых результатов и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 02.12.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Псарева, Ю. А. Проблемы анализа финансовых результатов и пути их решения / Ю. А. Псарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86162/ (дата обращения: 20.01.2022).



Статья отражает значимость анализа финансовых результатов коммерческой организации. Систематизированы и представлены сведения о методиках проведения анализа финансовых результатов коммерческой организации. Изучены и выделены проблемы анализа. Наиболее значимыми являются ограниченность и неполнота источников информации для анализа финансовых результатов, отсутствие детализации, управленческих форм отчетности, аналитичности данных. Приведены решения выявленных проблем.

Ключевые слова: финансовый результат, анализ, отчет о финансовых результатах, управленческая отчетность, аналитика, эффективность.

Актуальность. Анализ финансовых результатов представляет собой важный и значимый элемент успешного управления современной организацией. Основной формой отчетности, систематизирующей сведения о доходах и расходах, являет отчет о финансовых результатах. В данной форме отчетности в определенной последовательности за два года формируются показатели выручки, себестоимости, ряда расходов и конечные финансовые результаты. Отчет о финансовых результатах — это форма бухгалтерской отчетности, которая служит основой для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Итак, актуальность анализа финансовых результатов обоснована тем, что именно данный тип анализа позволяет раскрыть направления повышения эффективности прибыли. Прибыль, в свою очередь, является основным источником средств для развития организации на рынке, повышения ее конкурентоспособности и надежности.

Цель статьи заключается в определении проблем анализа финансовых результатов и путей их решения.

Основная часть

Финансовый результат трактуется разными исследователями по-разному в зависимости от сферы деятельности и масштабов работы предприятия. Финансовый результат — это разница между полученными доходами и произведенными расходами. Рост финансовых результатов говорит о высокой степени надежности и независимости предприятия свидетельствует о должно уровне собственных источников финансирования.

Значение анализа финансовых результатов определяется в возможности своевременного выявления негативных тенденций и недостатков в работе предприятия и устранении их за счет формирования программ стратегического развития организации, улучшения ее работы на основании исследования рыночных тенденций и применения современных инструментов оптимизации финансовых результатов и показателей эффективности работы, в частности показателей рентабельности [3, c. 30]

Анализ финансовых результатов преследует следующие цели:

1) выявление тенденций изменения сведений в отчете о финансовых результатах на основании показателей динамики прибыли, выручки, расходов;

2) определение взаимосвязи между уровнем прибыли и изменением оборотного капитала, возможностью предприятия своевременно осуществлять расчеты;

3) выявление факторов, повлиявших в наибольшей степени на изменение видов прибыли;

4) обеспечение контрольных мер за выполнением плановых показателей, если таковые на предприятии имеются. Планирование осуществляется обычно в части объема продаж (натуральные и денежные единицы измерения);

5) формирование мер по оптимизации финансовых результатов [4, c. 70].

В современной системе экономического анализа встречается множество методик анализа. Разрозненность методик нарушает единство проведения анализа финансовых результатов и затрудняет сравнительную оценку показателей предприятий по отраслевому признаку. Методики систематизированы и приведены в рисунке 1.

Методики анализа финансовых результатов

Рис. 1. Методики анализа финансовых результатов

Для того, чтобы получить наиболее полные представления об эффективности работы предприятия необходимо проводить анализ абсолютных показателей отчета о финансовых результатах, рассчитать, оценить и сравнить с отраслевыми показатели рентабельности. Важно провести факторный анализ и определить факторы роста, увеличения прибыли. Комплексный анализ предусматривает всесторонний анализ, учитывает исследование рынка, спроса на продукцию, ее качества и каналы сбыта. Такой отчет важен для развития предприятия в целом.

Малые предприятия могут ограничиться упрощенной формой анализа, которая предусматривает расчет абсолютного изменения основных элементов отчета о финансовых результатах, расчет и интерпретацию относительных значений эффективности, в частности рентабельности.

Практика анализа финансовых результатов сталкивается с некоторыми проблемами.

Первой и наиболее значимой проблемой является ограниченный объем отчета о финансовых результатах. В данной форме бухгалтерской отчетности предоставляются пользователю только общие показатели, которые не позволяют сформировать общей картины о системе сбыта продукции, эффективности ее реализации [1,c. 244].

Например, отсутствует информация о структуре товарной продукции, о каналах ее реализации, качестве производимой продукции. Решением данной проблемы может статья формирования аналитической записки к отчету о финансовых результатах, которая позволит полноценно оценить управление системой реализации продукции и позволит выявить резервы улучшения, роста и развития организации. Например, сведения о каналах реализации продукции позволят маркетологам разработать выгодные предложения для соответствующей целевой аудитории.

Информация о качестве продукции позволит выявить процент брака и определить механизм его устранения. Эти сведения преимущественно необходимы внутренним пользователям, нежели внешним. Они направлены на обобщение информации о результатах работы отделов сбыта и маркетинга, производственного отдела [5, c. 18]. Для систематизации сведения могут быть использованы управленческие формы отчетности. Управленческие формы отчетности также должны формироваться за более длительный периода времени (3–5 лет). Такой период представления данных позволит точнее определить тенденции в работе организации и разработать рекомендации по улучшению. Важной мерой является сближение международного и российского бухгалтерского учета в части формирования финансовых результатах. Все это позволит проводить качественный, полноценный и всеобъемлющий анализ финансовых результатов. Определять направления улучшения работы.

Второй проблемой является низкий уровень автоматизации систем бухгалтерского учета, отсутствие детализации и аналитичности данных. Это факт затрудняет проведение комплексного экономического анализа финансовых результатов.

Заключение. Сегодня достичь повышения эффективности анализа финансовых результатовможно путем совершенствования источников информации для проведения анализа, то есть путем повышения аналитичности сведений, представленных в отчете о финансовых результатах. Необходимо формировать внутреннюю управленческую отчетность, дополнять сведения о качестве и структуре производимой продукции, каналах сбыта.

Литература:

  1. Башкатов В. В. Актуальные аспекты и порядок формирования отчета о финансовых результатах / В. В. Башкатов // Естественно-гуманитарные исследования. — 2021. — № 35. — С. 244–248
  2. Воеводина М. М. Проблемы бухгалтерского учета и анализа доходов, расходов и финансовых результатов в аграрных организациях // Наука и образование. — 2020. — № 2. — С. 61–63
  3. Герсонская И. В. Анализ доходности текущей деятельности предприятия / И. В. Герсонская // Территория инновация. — 2021.— № 4. — С.29–32
  4. Дружиловская Т. Ю. Совершенствование формирования отчета о финансовых результатах как информационной базы для принятия стратегических решений / Т. Ю. Дружиловская // Учет. Анализ. Аудит. — 2021. — № 4. — С. 69–79
  5. Романова О. А. К вопросу о проблемах проведения анализа финансовых результатов организации / О. А. Романова // Синергия наук. — 2021. — № 3. — с. 12–19
Основные термины (генерируются автоматически): управленческая форма отчетности, финансовый результат, анализ, аналитичность данных, бухгалтерская отчетность, канал сбыта, коммерческая организация, отсутствие детализации, отчет, проблема анализа, производимая продукция, развитие организации, сведение.


Задать вопрос