Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 02.12.2021

Статья просмотрена: 925 раз

Библиографическое описание:

Сёмина, Р. Р. Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания / Р. Р. Сёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86249/ (дата обращения: 27.10.2024).



Встатье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, воспитание, родительство, поведение ребенка, детская психология, дети.

Актуальность темы обусловлена важностью влияния внутрисемейного воспитания на развитие личности ребенка в целом, а также на развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков.

Отношения между родителем и ребенком формируют стиль поведения и развитие определенных навыков, которые перенимаются исходя из подражания родителю. Именно поэтому специалисты раскрывают тему стилей семейного воспитания, описывают возможные результаты от определенных действий родителя для расширения знаний и осознания причин поведения ребенка [Дж. Боулби, А. Я. Варга, А. И. Захарова, М. И. Лисина, Дж. Готтман, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис].

В современном обществе все больше внимания уделяется взаимодействию внутри семьи как определяющему фактору в воспитании детей. Помимо акцента на развитие когнитивных способностей, все больше специалистов обращают внимание на развитие социальной и эмоциональной сферы. Именно внутрисемейное воспитание позволяют сформировать у детей необходимые навыки межличностного общения и способности регулирования своих эмоций.

Детско-родительские отношения можно охарактеризовать как особый вид взаимоотношений, отличающихся от других видов социальных контактов. Характерной чертой этих отношений является их значимость как для родителя, так и для ребенка.

Говоря о конструкте эмоционального интеллекта, стоит сказать о его двойственности: с одной стороны — это когнитивные способности, с другой — личностные особенности. Также необходимо отметить, что эмоциональный интеллект формируется на протяжении всей жизни, однако первостепенные навыки ребенок получает в семье.

Целью научного исследования был анализ взаимосвязи стиля родительского воспитания и уровня эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 50 матерей и 50 детей младшего школьного возраста. Возраст матерей составил 27–40 лет, возраст детей 7–10 лет.

Диагностика стиля родительского воспитания осуществлялась с помощью клинического опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса.

Для определения уровня эмоционального интеллекта детей были использованы несколько взаимодополняющих методик:

1) методика «Словарь эмоций» Е. С. Ивановой для диагностики количества эмоций, которые может назвать ребенок,

2) методика «Тест лицевой экспрессии» Е. С. Ивановой для определения знаний в области экспрессивных признаков у литературных персонажей,

3) методика «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» Е. И. Изотовой для выявления специальной осведомленности как когнитивного уровня эмоционального интеллекта.

Сравнительный анализ взаимосвязи стиля родительского воспитания и уровня эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста был осуществлен с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

По результатам исследования стиля родительского воспитания можно сделать вывод, что у 66 % матерей преобладает недостаточность требований-запретов к детям, что может выражаться во вседозволенности или частом нарушении запретов. У 44 % матерей выявлена чрезмерность санкций, что говорит о применении строгих наказаний и повышенном реагировании на незначительные нарушения в поведении. 34 % испытуемых наделяют ребенка повышенными требованиями и обязанностями. 32 % матерей наделяют ребенка минимальными обязанностями в семье. Чрезмерные требования и запреты по отношению к ребенку в сочетании с минимальным применением санкций и наказаний также выявлены у 32 % матерей.

Говоря об удовлетворении потребностей ребенка, стоит сказать, что у 20 % испытуемых матерей выявлено недостаточное стремление к удовлетворению потребностей ребенка. У 16 % испытуемых обнаружена фобия утраты ребенка, сочетающаяся со страхом ошибки, преувеличением трудностей ребенка, повышенной тревожностью. Неустойчивость стиля родительского воспитания проявляется у 12 % матерей, что говорит о переходе от чрезмерной строгости к потворствованию, от повышенного внимания к эмоциональному отвержению.

Несмотря на отдельные отклонения в воспитании детей, дисгармоничные стили воспитания — гиперпротекция, гипопротекция, воспитательная неуверенность и др. — в обследуемой группе выявлены не были.

Анализ результатов диагностики эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста показал, что большинство детей (66 %) имеет хорошие знания в области количественных показателей эмоций, т. е. могут назвать больше 5–6 эмоций. 20 % детей показали средний уровень знаний, 14 % низкий.

Данные по результатам определения экспрессивных признаков распределились следующим образом: 38 % детей показали высокий уровень понимания лицевой экспрессии, 25 % детей — средний, т. е. смогли определить эмоции литературных героев на 3–4 фотографиях, и 34 % детей продемонстрировали низкий уровень различения.

Понимание содержания эмоций выражено у 44 % детей, они могут объяснить понятия любовь и дружба, понимать причины наказаний. У значительной части детей (56 %) возникли трудности с пониманием эмоций и чувств, испытуемые не смогли адекватно объяснить смысл понятий любви и дружбы, разъяснить чувства в связи с наказаниями и определить эмоцию отвращения.

В блоке «Выражение эмоций» у 58 % испытуемых возникли сложности с объяснением и выражением необходимых эмоций, они не распознают такие ситуации как плакать от радости, смеяться от страха, притвориться добрым. Однако 42 % детей дали адекватные ответы на ситуации. Понимать причины эмоциональных переживаний способны лишь 42 % испытуемых, а 58 % имеют трудности с определением причин.

Блок «Эмпатия» показал, что 48 % детей младшего школьного возраста могут адекватно проявить эмпатийные действия по отношению к другому и осознать свои внутренние переживания. У 52 % детей показатели снижены, что говорит о затруднениях в этой области.

Корреляционный анализ показал наличие ряда взаимосвязей между стилем воспитания и уровнем эмоционального интеллекта ребенка младшего школьного возраста:

– отрицательную взаимосвязь между гипопротекцией матери и способностью распознавать лицевую экспрессию у детей показал (r s =-0,31), т. е. чем меньше мать удовлетворяет потребности своего ребенка, тем лучше дети распознают лицевую экспрессию и эмоциональное состояние матери, чтобы обратиться с просьбой или высказать желание;

– отрицательную взаимосвязь между потворствованием и способностью выражать эмоции у детей (r s =-0,52). В связи с чрезмерным желанием матерей удовлетворять любые желание ребенка, функция по выражению своих эмоций и их проявлениями у детей остается не востребованной и плохо развивается;

– положительную взаимосвязь между недостаточностью требований-запретов со стороны родителя и развитием эмпатии у ребенка (r s =0,30), т. е. чем меньше требований и запретов выдвигают матери по отношению к детям, тем меньше развивается у них эмпатия и наоборот;

– отрицательную взаимосвязь между воспитательной неуверенностью родителей и развитием эмпатии у детей (r s =-0,32). Чем чаще матери сомневаются в своей родительской компетенции и способах воспитания, тем хуже развивается эмпатийный компонент в структуре личности ребенка.

Говоря о супружеских взаимоотношениях как факторе, влияющем на развитие эмоционального интеллекта ребенка младшего школьного возраста, можно утверждать, что вынесение конфликта в сферу воспитания и взаимодействия с ребенком положительно коррелирует со словарем эмоций ребенка (r s =0,30). Вероятно, это можно объяснить тем, ребенок научается считывать эмоции родителей в конфликте, а также лучше понимать их характеристики. Прямая корреляционная связь установлена между развитием эмпатии у матерей и способностью выражать различный спектр эмоций у детей (r s =0,30). Проявление эмпатии и распознавание чувств другого напрямую связано с научением этим навыкам ребенка.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно утверждать, что существует взаимосвязь между отдельными показателями стиля воспитания и развитием эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Литература:

  1. Авдеева, Н. Н. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия / Н. Н. Авдеева, Н. А. Хаймовская // Психологический журнал. — 1999. — № 1. — С. 39–49.
  2. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И. Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: ИП, 2009. — 144 с.
  3. Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс. — М., 1998. — 32 с.
  4. Нестерова. И. Н. Математические методы обработки данных в психологии: учебно-методическое пособие / И. Н. Нестерова. — Уфа: БГПУ, 2010. — 131 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший школьный возраст, родительское воспитание, эмоциональный интеллект, эмоциональный интеллект детей, лицевая экспрессия, мать, отрицательная взаимосвязь, развитие эмпатии, эмоция.


Похожие статьи

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка

В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Похожие статьи

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка

В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов

В статье исследуется проблема влияния взаимоотношений родителей на психологическое состояние ребенка и на его дальнейшее развитие. Рассматриваются вопросы формирования полоролеой идентификации детей на основе создания в семье благоприятного эмоционал...

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Задать вопрос