В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.
Ключевые слова: образование, воспитание, темперамент, социализация, индивидуализация содержания образования, индивидуальный подход, дошкольная образовательная организация.
The article considers the relationship between the type of child's temperament and successful socialization as one of the conditions for effective organization of the educational process in the framework of preschool childhood of our time.
Keywords: education, upbringing, temperament, socialization, individualization of the content of education, individual approach, preschool educational organization.
Образование в контексте данной статьи нас волнует как единый процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста в условиях современной дошкольной образовательной организации.
Рассматривая понятие воспитания в рамках дошкольной образовательной организации, нужно связать сложившуюся, уже ставшую традиционной, теорию в данном направлении с современными запросами общества и государства. Поэтому предлагаю рассмотреть понятие «воспитание» с обращения к основному нормативно-правовому документу, Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», в котором воспитание интерпретируется как «создание условий для самоопределения и социализации», то есть педагогическая поддержка ребенка в его «самостроительстве».
Государственные стандарты сегодня фиксируют трансформацию требований к качеству человека со стороны государства, внутреннего и внешнего рынка труда. Отсюда вытекают принципиально новые вызовы общества к системе образования, ориентированной на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся с учетом их личностных особенностей и ресурсного потенциала.
Современные родители хотят видеть своих детей здоровыми, одаренными и успешными. Тем не менее, не многие из первых знают индивидуально-типологические особенности последних.
Например, мама — меланхолик, а ребенок — сангвиник: неугомонный, быстро переключающийся, поведение которого сильно раздражает тревожную, неуравновешенную, временами инертную маму-интроверта. И она откровенно не понимает: почему ее ребенок ведет себя не так, как надо, т. е. не соответствует ее шаблону. Мама недовольна собой из-за того, что у нее не получается «переделать» ребенка и раздражена, она «ругает» сына, повышает голос — в результате чего проблема не разрешается, а только усугубляется, проявляясь в расторможенности мальчика и напряженности отношений. Получается конфликт требований и потребностей. А ведь мы с вами, педагоги, психологи, знаем из теории и практики к чему могут привести неудовлетворенные, особенно в детстве, потребности.
Опыт показывает, что ребенок не всегда наследует тип темперамента своих родителей, тем не менее, в процессе воспитания темперамент родителей оказывает большое влияние на ребенка, что и формирует характер подрастающей личности. Чем меньше понимали ребенка в детстве и больше пытались его «переделать» — тем сложнее характер будущей личности, тем затруднительнее ее успешная социализация и самореализация.
Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.
В группах детского сада присутствуют дети с различными типами темперамента, скоростью реакций, индивидуальными психофизиологическими особенностями. Почему тогда мы, педагоги, предъявляем к ним одни и те же требования, пишем одну общую для всех программу, план? Почему мы сердимся, когда ребенок-флегматик одевается медленнее ребенка-холерика, сангвиник «болтает без умолку», меланхолик «плачет по пустякам»?
Темперамент принято относить к индивидуально-типологическим особенностям личности, также к индивидуально-типологическим относят еще гендерные, возрастные особенности, характер, направленность, эмоционально-волевую сферу, уровень развития КЭМ. Тем не менее, такое явление как темперамент, его природа остаются на сегодняшний день до конца не исследованными и не понятыми.
Сегодня «на просторах интернета», в книжных магазинах и библиотеках можно найти большое количество материалов с практическими советами, посвященными воспитанию ребенка в зависимости от типа темперамента. Насколько это научно? Несмотря на огромный интерес и множество исследований в этой области, вопрос остается открытым. Родители и педагоги не хотят прислушиваться к советам психологов и выяснять особенности типа темперамента своих детей, потому что большинство из нас выросли в обстановке «отрицания чувств». Мы не понимаем себя и, как следствие, не хотим и не можем понять других.
Однако государство и общественность заговорили о проблеме индивидуализации содержания образования как об одном из аспектов позитивной социализации, развитии субъективности, потому что в реалиях современного общества на первый план выходит личность креативная, инициативная, конкурентоспособная, ассертивная, харизматичная, «компетентностно-подкованная». Много об этом говорят и пишут, упоминают взаимосвязь биологического и социального факторов в процессе формирования и развития личности, но обращаясь к природе ребенка, его сущности, подразумевают в основном наследственность, о которой также известно недостаточно. Вопрос «Как организовать индивидуализацию на практике в условиях образовательного учреждения?» тоже остается открытым.
Об индивидуальном подходе в образовании информацию можно найти уже в трудах Сократа. Современный же взгляд на проблему пытается показать, что индивидуальный подход — традиционен, здесь учащийся предстает в роли объекта, поэтому такой подход считается устаревшим. На данный момент нас интересует индивидуализация в качестве современного подхода к организации образования: так называемая внутренняя индивидуализация, где основой являются субъект-субъектные отношения, кооперация, партнерское взаимодействие, поддержка детской инициативы, формирование умения самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
Предположительно темперамент ребенка определяет способ познания и действия последнего, требования к условиям социальной адаптации и идентификации подрастающего человека, которые в свою очередь являются важными аспектами вхождения ребенка в социум.
Данное исследование — попытка обосновать значимость учета особенностей темперамента ребенка в процессе воспитания и разработать рекомендации по индивидуализации образования, с целью проектирования образовательной программы для дошкольного учреждения, посвященной особенностям психолого-педагогического сопровождения индивидуализации образования как одного из аспектов позитивной социализации в условиях дошкольной организации — для чего разработать модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей.
А также создать дополнительную научную базу для создания психолого-педагогических условий в дошкольной организации с целью организации эффективного взаимодействия в триаде: педагог — ребенок — родители.
Литература:
- Белкина В. Н. Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника // Ярославский педагогический вестник. — 2015.
- Борисов Д. Д. Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики // Проблемы современного образования. — 2016. — № 5. — С. 134–141.
- Вершинина Н. А., Голядкина Т. А., Трефилова Н. Д. Социализация и индивидуализация развития ребенка: понятийный дискурс // Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений: сборник статей Всероссийской конференции, посвященной актуальным проблемам дошкольного образования 11 декабря 2014 года, / под ред. Н. А. Вершининой, СПб., Изд-во ООО «Эфирный мир», 2014. — С. 5–10.
- Гуремина Н. В. Анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС Основного общего и среднего общего образования в контексте индивидуализации современного образования // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 12–3. — С. 410–411.
- Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988. — 125 с.
- Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды. — М.: Институт стратегии развития образования. 2010. — 126 с.
- Рубцов В. В. Социогенез совместного действия: взаимопонимание людей как условие понимания вещей. Интервью (беседу вел В. Т. Кудрявцев) // Культурно-историческая психология. — 2018. — Том. 14, № 4. — С. 106–121.
- Токарская Л. В., Лаврова М. А. Методики оценки раннего детско-родительского взаимодействия // Культурно-историческая психология. — 2018. — Том. 14, № 2. — С. 86–92.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Шалонько Е. Б. Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте. — Новосибирск: НГПУ, 2009. — 164 с.