Психологические особенности детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 05.06.2017

Статья просмотрена: 1101 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева, М. А. Психологические особенности детей дошкольного возраста / М. А. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 393-395. — URL: https://moluch.ru/archive/156/43940/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье затрагивается тема психологических особенностей детей в детских дошкольных учреждениях. Личность человека, его самобытность, характер, восприятие окружающего мира и людей – это всё то, что формируется в его душе ещё в самом детстве.

Ребёнок — это послушный и мягкий материал, который под воздействием окружающих его обстоятельств, может принять любую форму — от хорошей до плохой. Как известно, человеческий темперамент имеет четыре вида:

Холерический, сангвинический, флегматичный, меланхолический.

Каждый из этих видов имеет свои особенности. Так, холерический вид предполагает взрывной характер, резкость речи и движений.

Сангвиники — это тип, который похож на предыдущий, но они отличаются тем, что их движения и речь более плавные, его представители более дружелюбны к окружающим их людям.

Флегматики же, наоборот, очень спокойны и рассудительны, их трудно вывести из себя, заставить потерять душевное равновесие.

И, наконец, последний тип – меланхолики. Очень чувствительные, задумчивые, малообщительные. Они не стремятся к активной социальной адаптации. Темперамент человека определяется ещё в детском возрасте. Человек социален, а это значит, что он не может существовать за пределами человеческого общества, чтобы нормально жить, он должен быть интегрирован в это самое общество. Первые серьёзные попытки для адаптации в социуме ребёнок делает в детском дошкольном учреждении. И здесь его темперамент может создавать определённые трудности. Ребёнок — холерик, при его взрывном характере, может быть причиной возникновения конфликта в группе. Холерики легко заводятся и провоцируют ссоры, которые, правда, так же легко могут прекратиться. Но существует опасение, что во время этой недолгой драки, дети могут нанести друг- другу травмы.

Сангвиники — лидеры, им нравится командовать и быть на первых ролях во всём. Они с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях, где требуется умение преподнести себя, показать с наилучшей стороны. Для них самым большим несчастьем является перспектива остаться на вторых ролях, как бы в тени других детей.

Воспитатель, при знании особенностей характера таких детей, должен знать способы управления ими. Такие дети признают сильного лидера, и если воспитатель не сможет стать для них таковым, то ему не удастся установить контроль над текущей ситуацией.

Отрицательной их стороной является то, что эти дети могут задирать более слабых характером детей, нередко организуя их травлю.

Как правило, их жертвами становятся дети с последующими типами темперамента. Флегматичные дети более устойчивы в психологическом плане. Спокойные, рассудительные, они являются образцом добродушия.

Они не стремятся к лидерству, довольствуются тем, что у них есть и очень редко стремятся к большему. Больше всего они ценят собственный комфорт и душевное равновесие, не любят перемены. Такие дети не стремятся к популярности в группе, им не нужно лидерство. В большинстве случаев дети сангвинического или холерического типа сближаются именно с флегматиками, потому что им нужен друг, который может спокойно воспринимать перепады их настроения.

Совсем иная ситуация наблюдается у детей с меланхоличным темпераментом. Дети — меланхолики живут в своем мире. Они немногословны, не стремятся к общению, психологически неустойчивы. Такие дети очень тяжело адаптируются к условиям социума в детском саду. Меланхоличные дети не стремятся к популярности, по, в отличии от флегматиков, такая перспектива их пугает. Они послушны и покорны, всеми способами избегают конфликтов. И именно такой тип детей может стать объектом негативного восприятия со стороны других детей. Они чаще грустят, избегают активных игр, требующих быстрых действий, предпочитают одиночество. Они закрыты от внешнего мира, трудны для общения.

Психолог дошкольного учреждения при разработке плана индивидуальной работы с детьми должен учитывать особенности их характера, их темперамент, и самое главное, психологическую атмосферу семье. Потому что, как известно, именно семья формирует характер человека, его мировоззрение и в определённом смысле определяет его судьбу. Ребёнок из неблагополучной в психологическом плане семье испытывает трудности в установлении контакта с другими детьми.

Он бывает легко возбудимым, молчаливым, иногда очень агрессивным. Как мы видим и в этом случае, поведение ребёнка определяется его темпераментом.

Печально признать, но в некоторых случаях дети подвергаются насилию в семье. Зачастую взрослые, пользуясь их беззащитностью, применяют по отношению к ним грубую силу. Ребёнок, ставший жертвой такою отношения, замыкается в себе, отдаляясь от всех. Во время шумных коллективных игр такие дети держатся в стороне от всех. Они заводят себе придуманного друга, которому могут рассказывать про свои беды. В других случаях таким другом может стать какая-то игрушка, с которой ребёнок старается по возможности не расставаться. Нахождение этой игрушки под рукой успокаивает их, помогая не терять внутреннюю устойчивость.

Такие дети непонятны для других воспитанников детского сада. Они пугают их, заставляя детей относится к ним с неприязнью. Такое отношение ещё больше усугубляет положение таких детей. Они сами ничего не рассказывают, предпочитая всё держать в себе. Но некоторые признаки могут помочь воспитателю правильно оценить ситуацию. Дети могут многое рассказать на занятиях, проводимых в группе. Например, на занятиях по рисованию они рисуют мрачные образы, используя краски или карандаши соответствующих расцветок. На вопросы, заданные напрямую, такие дети никогда не ответят.

Как было отмечено выше, они бывают крайне необщительны, что затрудняет задачу воспитателя. Как мы видим, различие в характерах детей требует деликатного подхода к делу их дальнейшего воспитания. Например, в отношениях с детьми сангвинистического типа целесообразнее действовать с позиции сильного авторитета, что заставляет ребёнка придерживать свои вспышки раздражения. Важно при этом доказать ему, что такое поведение только идёт ему на пользу. Этих детей можно задействовать в спортивных состязаниях, так как спортивный азарт очень соответствует сангвинистическому темпераменту. Дети с холерическим типом характера бывают весьма артистичны. Это означает, что они могут быть незаменимы в праздничных, мероприятиях, требующих сценического таланта у детей. Холерики при выступлении стараются преподнести свои способности в наилучшем виде. Они самоутверждаются подобным образом, уверенные, что их таланты — самые заметные.

Флегматичные дети хороши для выполнения повседневных занятий, требующих рутинности. Они могут помогать воспитателю, выполняя различные мелкие поручения, такие как помочь убрать игрушки, убрать со столов или разложить учебные принадлежности. Флегматики не любят привлекать широкое внимание, их устраивает спокойное существование в пределах своего мировоззрения. Они не любят перемены, нарушающие их привычный уклад жизни. Но, по приказу воспитателя эти дети могут участвовать и на утренниках и праздниках. Как видим, такие дети, для выявления их скрытых талантов, нуждаются в некотором принуждении. Труднее всего воспитателям приходится с детьми –меланхоликами. Так- как эти дети не склонны к общению и весьма пассивны, они не могут быть привычны к спортивным состояниям. Такие дети не приемлют обращения с позиции сильного, так как такое обращение может привести к тому, что они ещё больше замкнутся в себе. Ещё одна особенность таких детей низкая самооценка. Они не верят, что могут хоть в чём — то быть лучше остальных. Воспитатель должен учитывать, что эти дети чаще всего бывают одарёнными творчески.

Они хорошо рисуют и чувствуют музыку.

Можно для таких детей устроить конкурс по рисованию или по пению. И, самое важное, поощрять их старания добрым словом или подарком. Мы рассмотрели различия в темпераменте воспитанников детских дошкольных учреждений. Дети бывают разные- весёлые печальные активные и пассивные, решительные и робкие. Но какими бы они не были, они — будущее, и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь им с уверенностью смотреть в будущее.

Литература:

  1. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М. 1988.
  2. Торщилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. М. 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрывной характер, воспитатель, детский сад, душевное равновесие, психологический план, характер детей.


Похожие статьи

Сценарий развлечения «Путешествие клоуна Смайлика по Воронежу»

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем является воспитание патриотизма. Именно поэтому дошкольные образовательные учреждения, являясь первоначальной ступенью в системе образования, должны сформировать у детей центральную идею об окружаю...

Что такое творчество и что побуждает человека творить

Данная работа посвящена изучению творческого процесса. Она позволяет погрузиться в философские размышления о самой сути творчества и о том, что побуждает человека созидать. Целью статьи является выявление отдельных закономерностей в различных видах и...

Как помочь ребенку включиться в театральную деятельность

Статья посвящена влиянию театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, так как именно театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщае...

Влияние родителей и воспитателей детских садов на формирование у детей эстетического воображения

В статье освещена важная проблема современности – эстетическое воспитание детей в семье. Для детей дошкольного возраста очень важно эстетическое воспитания в семье, так как дети перенимают всё от своих родителей. Родители оказывают сильное влияние на...

Патриотическое воспитание в раннем возрасте

Данная статья рассматривает важность патриотического воспитания детей раннего возраста в детском саду. Она подчеркивает, что развитие патриотических чувств и привязанности к родине начинается с ранних лет. В статье описываются различные способы форми...

Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе

Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, система убеждений, норм поведения, представляющая собой неписанные правила, которые должны определять, как в той или иной ситу...

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...

Детско-родительские отношения в период подросткового возраста

Подростковый период считается одним из самых сложных и нестабильных в жизни человека. В формировании личности и поведения подростка важную роль играют детско-родительские отношения. В статье рассмотрены проблемы, связанные с детско-родительскими отно...

Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников

В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, которая решается через игру, в результате чего происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт.

Особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются особенности развития воли младших школьников. Представлены теоретические аспекты развития воли в младшем школьном возрасте. По результатам практического исследования показаны особенности развития воли младших школьников, кото...

Похожие статьи

Сценарий развлечения «Путешествие клоуна Смайлика по Воронежу»

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем является воспитание патриотизма. Именно поэтому дошкольные образовательные учреждения, являясь первоначальной ступенью в системе образования, должны сформировать у детей центральную идею об окружаю...

Что такое творчество и что побуждает человека творить

Данная работа посвящена изучению творческого процесса. Она позволяет погрузиться в философские размышления о самой сути творчества и о том, что побуждает человека созидать. Целью статьи является выявление отдельных закономерностей в различных видах и...

Как помочь ребенку включиться в театральную деятельность

Статья посвящена влиянию театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, так как именно театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщае...

Влияние родителей и воспитателей детских садов на формирование у детей эстетического воображения

В статье освещена важная проблема современности – эстетическое воспитание детей в семье. Для детей дошкольного возраста очень важно эстетическое воспитания в семье, так как дети перенимают всё от своих родителей. Родители оказывают сильное влияние на...

Патриотическое воспитание в раннем возрасте

Данная статья рассматривает важность патриотического воспитания детей раннего возраста в детском саду. Она подчеркивает, что развитие патриотических чувств и привязанности к родине начинается с ранних лет. В статье описываются различные способы форми...

Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе

Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, система убеждений, норм поведения, представляющая собой неписанные правила, которые должны определять, как в той или иной ситу...

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческих способностей дошкольника

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования порастающего поколения и в том числе — дошкольному образованию. Согласно вступившему в силу ФГОС, одной из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях явл...

Детско-родительские отношения в период подросткового возраста

Подростковый период считается одним из самых сложных и нестабильных в жизни человека. В формировании личности и поведения подростка важную роль играют детско-родительские отношения. В статье рассмотрены проблемы, связанные с детско-родительскими отно...

Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников

В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, которая решается через игру, в результате чего происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт.

Особенности развития волевых качеств в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются особенности развития воли младших школьников. Представлены теоретические аспекты развития воли в младшем школьном возрасте. По результатам практического исследования показаны особенности развития воли младших школьников, кото...

Задать вопрос