В статье затрагивается тема психологических особенностей детей в детских дошкольных учреждениях. Личность человека, его самобытность, характер, восприятие окружающего мира и людей – это всё то, что формируется в его душе ещё в самом детстве.
Ребёнок — это послушный и мягкий материал, который под воздействием окружающих его обстоятельств, может принять любую форму — от хорошей до плохой. Как известно, человеческий темперамент имеет четыре вида:
Холерический, сангвинический, флегматичный, меланхолический.
Каждый из этих видов имеет свои особенности. Так, холерический вид предполагает взрывной характер, резкость речи и движений.
Сангвиники — это тип, который похож на предыдущий, но они отличаются тем, что их движения и речь более плавные, его представители более дружелюбны к окружающим их людям.
Флегматики же, наоборот, очень спокойны и рассудительны, их трудно вывести из себя, заставить потерять душевное равновесие.
И, наконец, последний тип – меланхолики. Очень чувствительные, задумчивые, малообщительные. Они не стремятся к активной социальной адаптации. Темперамент человека определяется ещё в детском возрасте. Человек социален, а это значит, что он не может существовать за пределами человеческого общества, чтобы нормально жить, он должен быть интегрирован в это самое общество. Первые серьёзные попытки для адаптации в социуме ребёнок делает в детском дошкольном учреждении. И здесь его темперамент может создавать определённые трудности. Ребёнок — холерик, при его взрывном характере, может быть причиной возникновения конфликта в группе. Холерики легко заводятся и провоцируют ссоры, которые, правда, так же легко могут прекратиться. Но существует опасение, что во время этой недолгой драки, дети могут нанести друг- другу травмы.
Сангвиники — лидеры, им нравится командовать и быть на первых ролях во всём. Они с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях, где требуется умение преподнести себя, показать с наилучшей стороны. Для них самым большим несчастьем является перспектива остаться на вторых ролях, как бы в тени других детей.
Воспитатель, при знании особенностей характера таких детей, должен знать способы управления ими. Такие дети признают сильного лидера, и если воспитатель не сможет стать для них таковым, то ему не удастся установить контроль над текущей ситуацией.
Отрицательной их стороной является то, что эти дети могут задирать более слабых характером детей, нередко организуя их травлю.
Как правило, их жертвами становятся дети с последующими типами темперамента. Флегматичные дети более устойчивы в психологическом плане. Спокойные, рассудительные, они являются образцом добродушия.
Они не стремятся к лидерству, довольствуются тем, что у них есть и очень редко стремятся к большему. Больше всего они ценят собственный комфорт и душевное равновесие, не любят перемены. Такие дети не стремятся к популярности в группе, им не нужно лидерство. В большинстве случаев дети сангвинического или холерического типа сближаются именно с флегматиками, потому что им нужен друг, который может спокойно воспринимать перепады их настроения.
Совсем иная ситуация наблюдается у детей с меланхоличным темпераментом. Дети — меланхолики живут в своем мире. Они немногословны, не стремятся к общению, психологически неустойчивы. Такие дети очень тяжело адаптируются к условиям социума в детском саду. Меланхоличные дети не стремятся к популярности, по, в отличии от флегматиков, такая перспектива их пугает. Они послушны и покорны, всеми способами избегают конфликтов. И именно такой тип детей может стать объектом негативного восприятия со стороны других детей. Они чаще грустят, избегают активных игр, требующих быстрых действий, предпочитают одиночество. Они закрыты от внешнего мира, трудны для общения.
Психолог дошкольного учреждения при разработке плана индивидуальной работы с детьми должен учитывать особенности их характера, их темперамент, и самое главное, психологическую атмосферу семье. Потому что, как известно, именно семья формирует характер человека, его мировоззрение и в определённом смысле определяет его судьбу. Ребёнок из неблагополучной в психологическом плане семье испытывает трудности в установлении контакта с другими детьми.
Он бывает легко возбудимым, молчаливым, иногда очень агрессивным. Как мы видим и в этом случае, поведение ребёнка определяется его темпераментом.
Печально признать, но в некоторых случаях дети подвергаются насилию в семье. Зачастую взрослые, пользуясь их беззащитностью, применяют по отношению к ним грубую силу. Ребёнок, ставший жертвой такою отношения, замыкается в себе, отдаляясь от всех. Во время шумных коллективных игр такие дети держатся в стороне от всех. Они заводят себе придуманного друга, которому могут рассказывать про свои беды. В других случаях таким другом может стать какая-то игрушка, с которой ребёнок старается по возможности не расставаться. Нахождение этой игрушки под рукой успокаивает их, помогая не терять внутреннюю устойчивость.
Такие дети непонятны для других воспитанников детского сада. Они пугают их, заставляя детей относится к ним с неприязнью. Такое отношение ещё больше усугубляет положение таких детей. Они сами ничего не рассказывают, предпочитая всё держать в себе. Но некоторые признаки могут помочь воспитателю правильно оценить ситуацию. Дети могут многое рассказать на занятиях, проводимых в группе. Например, на занятиях по рисованию они рисуют мрачные образы, используя краски или карандаши соответствующих расцветок. На вопросы, заданные напрямую, такие дети никогда не ответят.
Как было отмечено выше, они бывают крайне необщительны, что затрудняет задачу воспитателя. Как мы видим, различие в характерах детей требует деликатного подхода к делу их дальнейшего воспитания. Например, в отношениях с детьми сангвинистического типа целесообразнее действовать с позиции сильного авторитета, что заставляет ребёнка придерживать свои вспышки раздражения. Важно при этом доказать ему, что такое поведение только идёт ему на пользу. Этих детей можно задействовать в спортивных состязаниях, так как спортивный азарт очень соответствует сангвинистическому темпераменту. Дети с холерическим типом характера бывают весьма артистичны. Это означает, что они могут быть незаменимы в праздничных, мероприятиях, требующих сценического таланта у детей. Холерики при выступлении стараются преподнести свои способности в наилучшем виде. Они самоутверждаются подобным образом, уверенные, что их таланты — самые заметные.
Флегматичные дети хороши для выполнения повседневных занятий, требующих рутинности. Они могут помогать воспитателю, выполняя различные мелкие поручения, такие как помочь убрать игрушки, убрать со столов или разложить учебные принадлежности. Флегматики не любят привлекать широкое внимание, их устраивает спокойное существование в пределах своего мировоззрения. Они не любят перемены, нарушающие их привычный уклад жизни. Но, по приказу воспитателя эти дети могут участвовать и на утренниках и праздниках. Как видим, такие дети, для выявления их скрытых талантов, нуждаются в некотором принуждении. Труднее всего воспитателям приходится с детьми –меланхоликами. Так- как эти дети не склонны к общению и весьма пассивны, они не могут быть привычны к спортивным состояниям. Такие дети не приемлют обращения с позиции сильного, так как такое обращение может привести к тому, что они ещё больше замкнутся в себе. Ещё одна особенность таких детей низкая самооценка. Они не верят, что могут хоть в чём — то быть лучше остальных. Воспитатель должен учитывать, что эти дети чаще всего бывают одарёнными творчески.
Они хорошо рисуют и чувствуют музыку.
Можно для таких детей устроить конкурс по рисованию или по пению. И, самое важное, поощрять их старания добрым словом или подарком. Мы рассмотрели различия в темпераменте воспитанников детских дошкольных учреждений. Дети бывают разные- весёлые печальные активные и пассивные, решительные и робкие. Но какими бы они не были, они — будущее, и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь им с уверенностью смотреть в будущее.
Литература:
- Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М. 1988.
- Торщилова Е. М. Эстетическое воспитание в семье. М. 1989.