Что такое творчество и что побуждает человека творить | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (17) июнь 2018 г.

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 1409 раз

Библиографическое описание:

Жиленкова, Д. А. Что такое творчество и что побуждает человека творить / Д. А. Жиленкова, Ю. В. Денисова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1225/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Данная работа посвящена изучению творческого процесса. Она позволяет погрузиться в философские размышления о самой сути творчества и о том, что побуждает человека созидать. Целью статьи является выявление отдельных закономерностей в различных видах искусства.

 

Будущее. Что это такое? Это каждая последующая секунда, минута. С каждым вздохом мы оказываемся на шаг впереди. И каждое прожитое мгновение становится прошлым. Мы не замечаем, как молниеносно несемся вперед — туда, что называли всегда непостижимой тайной и загадкой всего человечества. То, что до некоторой поры остается для нас неизвестным. И точно никто не в силах предугадать или предсказать будущее. Нам остается лишь предполагать, выдвигать гипотезы, бесконечно размышлять о вечном. Но самое важное, что мы можем взять с собой в дальнюю и неизведанную дорогу — это мечта. Мечта о будущем. Наши планы, наши цели, наши фантазии, наши идеи. Наше все. И человек может все. Он исследовал космос. Познал историю родной земли. Совершил открытия. Подарил жителям голубой планеты гениальнейшие изобретения. И произведения, которые читал и будет читать весь мир. Книги, машины, ракеты, корабли, спутники. Можно бесконечно говорить о человеческих возможностях, о бесконечном его воображении. Человек — это Вселенная. И в ней миллиарды возможностей. Одним словом — творчество.

Творчество — оно же бесценный дар. Каждый творит по-своему. Пишет стихи, картины, сочиняет музыку и романы. Или даже просто готовит на кухне, сажает цветы, украшает дом. Все это вдохновение, которым владеет абсолютно каждый из нас. Творчество — это дело души. Оно поглощает нас с ног до головы, от макушки до пяток. И в эти моменты все мы становимся созидателями, творцами своего счастья. Именно прекрасные, возвышенные чувства становятся фундаментом счастливого бытия. И самое лучшее, что мы можем сделать, — это унести как можно дальше в будущее нашу способность созидать. И, пожалуй, самое важное.

Постепенно отходя от предисловия, задумываясь о человеческих талантах, можно смело переходить на более конкретную, но в то же время точно такую же необъятную и бесконечную для размышлений тему. Стремление человека к прекрасному привело к зарождению одного из самых древних вид искусств. Это музыка. Когда же она появилась? На этот вопрос сложно ответить, можно даже утверждать, что она зародилась вместе с самим человечеством. Если задуматься, то можно прийти к выводу, что музыка была повсюду. Это и стук теплого майского дождя по крыше, и нежное щебетание птиц, и устрашающий гром, и кваканье лягушек на озере — так можно продолжать до бесконечности. И человек, будь он древний или же современный, всегда не только слышит, но и осмысливает музыку природы, ощущает ее, пропускает через себя. Здесь можно поставить в пример легендарные баллады, которые слушают и помнят десятилетиями вот уже несколько поколений. А почему так любят? Вся тайна заключается в тех самых эмоциях, которые человек испытывает при прослушивании музыки. Она может зацепить, заставить почувствовать себя счастливым и даже наоборот. Поэтому музыка, как часть творчества, — это дело души, чувств и эмоций.

Чтобы перейти к основной части статьи, следует ознакомиться с историей, самыми первыми маленькими шагами человека на этом большом и, наверное, бескрайнем пути. Ведь именно музыка является истоком зарождения множества направлений искусств, которые так или иначе влияли и продолжают влиять на человечество. Поэтому следует задуматься о значимости музыки, ее месте как во всем мире, так и в нашей обыкновенной жизни.

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКА И КАК ОНА ПОЯВИЛАСЬ?

Сперва задумаемся о том, что же такое музыка на самом деле. Читатель может обратиться к множеству толковых словарей, которые дают различные определения данного слова. Так что же это такое?

Толковый словарь С. И. Ожегова предлагает нам такое определение:

 

МУЗЫКА, -и, ж. 1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства.

 

Первая трактовка слова дана в широком смысле, в том, в котором мы и рассматриваем понятие на данный момент. В. И. Даль дает нам иной вариант:

 

МУЗЫКА — это искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие).

 

Сопоставив определения разных авторов, можно прийти к точному выводу о том, что музыка — это, в первую очередь, определенный набор звуков. Исходя из этого, мы можем смело начинать размышлять о самом зарождении музыки. Когда же она появилась? В предисловии было упомянуто, что музыка появилась вместе с самим человечеством. Но так ли это на самом деле? Опираясь на то, что она является сочетанием различных звуков, то можно смело утверждать, что она зародилась задолго до появления самого человека, или даже вообще до появления жизни на Земле. Здесь можно бесконечно философствовать и возможно уйти далеко в историю самой Вселенной, на что имеет право абсолютно каждый читатель. Точки зрения и гипотезы могут возникнуть совершенно разные, но, пожалуй, вернемся к исходному вопросу и не будем углубляться в скрытые смыслы. Остановимся на том, что понятие «музыка» появилось вместе с человечеством и для этого подадимся не в философские науки, а, прежде всего, в исторические.

Итак, перенесемся в далекую палеозойскую эру, когда были замечены первые признаки возникновения доисторического искусства. Человек еще не обладает речью, но он слышит, видит, чувствует окружающий мир. Он наблюдает за происходящим вокруг и обнаруживает, что музыка находится повсюду. Птицы поют, стучит дождь, шумит вода. Человек начинает подражать этим звукам. Затем музыка становится проявлением различных чувств, то есть она начинает приобретать множество оттенков, но, в первую очередь, либо радости, либо грусти. Человек начинает жить в обществе. И первым таким обществом становятся общины, когда люди начинают «помогать» друг другу выживать, обороняться от хищников, искать еду. Постепенно появляются родовые племена, состоящие из семей. Здесь рождается и мелодия счастья, когда, например, люди совместными усилиями находят добычу, и мелодия горечи, когда умирал кто-то в племени. Человек плакал, выл, кричал и, наконец, пел, когда убаюкивал своего ребенка.

С развитием человечества начинает зарождаться и новый вид искусства — танец. Он использовался людьми во время магических ритуалов, вместе с появлением язычества, когда первобытный человек поклонялся различным богам и идолам. И на сегодняшний день музыка и танец крепко связаны между собой. Однако загадочные ритуалы сопровождались не только песнями колдунов, но и первыми музыкальными инструментами, о которых нельзя не упомянуть. Люди научились извлекать звуки из предметов. Историки склоняются к единому мнению — первым музыкальным инструментом являлся барабан. Сначала человек просто отбивал ритм, затем сочинил и множество композиций для своих ритуалов. Стоит лишь обратить внимание на прохождение обрядов древних шаманов, и мы заметим, что многие ритмы отличались не только необыкновенной оригинальностью, но и достаточным уровнем сложности.

Теперь, когда мы немного или, скорее всего, крайне поверхностно изучили появление доисторического искусства, можем перейти к следующей части статьи. О чем же она будет? Нет, не о средневековом искусстве. На данный момент читатель может потеряться даже в самой сути нашей философской статьи. О чем же она, если не об истории музыкального искусства? В самом деле, подобное отступление и краткое углубление в историю подготовили нас к самому главному вопросу, которому, собственно, и посвящена работа.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ?

Сложно ответить на такой глобальный вопрос. В чем смысл? Зачем люди поют, играют в оркестре, посвящают музыке целую жизнь? Ведь это немало. Но, на самом деле, ответить проще, заранее изучив историю, и мы это сделали. Читатель, скорее всего, догадался, что человека первобытного отличает почти «глухая» естественность. На нем еще нет этих ярлыков и штампов «разумного» общества. Конечно, невозможно дать точный ответ на вышеупомянутый вопрос, но можно предположить, что смысл музыки и прочего искусства заключается в человеческой естественности или хотя бы в приближенном к ней состоянии. В таком случае мы можем обратиться к одному из направлений музыки, которое так или иначе подтверждает нашу гипотезу.

Итак, это вокальное искусство. Ему важнее всего обучаться еще с детских лет, но почему? Почему детям проще научиться этому делу (и, кстати, любому другому)? Маленького ребенка мы можем даже сравнить с древним человеком. Но только не в понимании оскорбительной глупости, нет. Ребенок, как и первобытный человек, не глуп, а прост и естественен. Он не думает, что скажут окружающие, не думает, понравится ли он им. Ему все равно. А потому и ребенку проще научиться петь, так как он придерживается замечательной естественности, чего добиться взрослому человеку очень сложно. Когда взрослый задумывается, понравится ли его пение окружающим, он начинает зажиматься всем телом и зажимать прежде всего голосовые связки. Оттого и получается звук фальшивый, неестественный! Сколько раз вы замечали на мировой эстраде кривляющихся певцов, которые никак не могут чисто спеть вживую? Многие отмахиваются, говоря, что это просто нечистое интонирование, что это свойственно всем певцам. А нет. Это неправильно. Обычно, когда приходят взрослые люди обучаться вокальному искусству, педагоги учат их правильно дышать, говорить и даже кричать. Правильно значит естественно, а не потому, что так вас попросили. Вот вам яркий пример важного места и значительной роли естественности в музыкальном искусстве.

Наравне с музыкальным и хореографическим искусством в ногу шагает и актерское. Опять-таки, к педагогу приходит очередной человек средних лет и говорит: «Хочу обучиться актерскому мастерству, научите меня!». На самом деле, можно смело утверждать, что 50 % процесса обучения состоит из попыток опытных преподавателей раскрепостить своих учеников. Если человек чувствует себя зажато, он не сможет сыграть свою роль, спеть песню, станцевать на радость окружающим. В актерском искусстве не раскрепощённый ученик «сыграет» свою роль. Так же, как и начинающий певец «поет». А петь и играть роль не нужно только потому, что так надо. Казалось бы, парадокс. Однажды при мне был замечен случай, когда педагог по вокалу занимался со своим учеником и постоянно повторял ему: «ты поешь». Ученик возмущался. Он пришел на урок пения, а его просят не петь. «А что мне делать?» — в рассеянности всплескивал руками бедный ученик, а преподаватель просто отвечал: «Говори по нотам». И ученик все равно пел, но не говорил. Такой случай привел и меня в ступор. Как же не петь, если говорить по нотам — это и есть пение? Но и здесь ответ заключается в человеческой естественности. Не только маленьким детям, но и взрослым ученикам приводят примеры из мира животных. «Так, послушай, как гудят коровы. Их через все поле слышно, а ты так сможешь закричать?», — хихикает учитель, — «Не сможешь, потому что нарочно связки напрягаешь. Разве корова задумывается, когда она мычит? А собаки, когда лают?». А они не задумываются ни о чем, делают все естественно, поэтому и звук у них получается свободный, улетающий далеко-далеко.

ПРОСТОТА — ВОТ ЧТО ВАЖНО

После долгих размышлений можно переходить и к заключительной части статьи. Так почему же простота так важна в музыкальном искусстве? В актерском? Напомню, что мы не зря обратились к естественности древнего человека. Зачем же это лежит в основе любой творческой деятельности?

Пожалуй, все же оставим эти вопросы без ответа. Каждый читатель обязательно придет к своему личному мнению. Но, я думаю, абсолютно любой творческий человек бесспорно согласится с тем, что вся сущность искусства заключается в легкости и непринужденности. Когда человек напряжен, он не может творить. А в момент вдохновения творец всегда чувствует красоту и единение с окружающим миром. То же самое чувствовал человек миллионы лет назад, когда впервые изобрел музыкальный инструмент, впервые запел. И никто не знает, как же далеко мы уйдем в этом направлении. Возможно, наши достижения в музыкальном искусстве — это только начало. Отправная точка в дальний путь. И каждый творец чувствует это, пишет настоящие шедевры, которые покорят весь мир.

В заключение хотелось бы процитировать выдающегося советского писателя В. А. Сухомлинского «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»

 

Литература:

 

  1.                Л. А. Зубарева, Л. Н. Власенко «История развития музыки»
  2.                О.Феофанов «Музыка бунта»
  3.                Интернет-ресурс www.wikipedia.org
Основные термины (генерируются автоматически): музыка, самое дело, музыкальное искусство, вокальное искусство, доисторическое искусство, древний человек, музыкальный инструмент, первобытный человек, само человечество, человеческая естественность.


Похожие статьи

Психологические особенности детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема психологических особенностей детей в детских дошкольных учреждениях. Личность человека, его самобытность, характер, восприятие окружающего мира и людей – это всё то, что формируется в его душе ещё в самом детстве.

Эмоциональный концепт разочарования на материале произведений О. Хаксли

Статья посвящена изучению эмоционального концепта в целом и эмоции разочарования в частности. Эмоции являются неотъемлемой частью здоровой жизнедеятельности человека. Трудность изучения эмоционального концепта заключается в том, что он абстрактен, сл...

Педагогика как искусство

Статья посвящена размышлениям о двойственности педагогики. Относя педагогику к гуманитарным наукам, автор размышляет о том, какова роль учителя в жизни ученика, и о том, какого педагога можно назвать искусным. Автор приходит к выводу, что педагогика ...

Отражение личности автора в художественном произведении

В данной статье рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме отражения психологических характеристик автора в художественном произведении и некоторые психологические аспекты формирования образа автора посредством контакта с произведение, им...

Влияние культурных стереотипов на восприятие литературных персонажей: сравнительный анализ восприятия персонажей в английской и русской литературе через призму культурных стереотипов

В данной статье исследуется влияние культурных стереотипов на восприятие литературных персонажей в английской и русской литературе. Понимание стереотипов, заложенных в произведениях, позволяет глубже осознать культурные и социальные контексты, в кото...

Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых

В статье автор раскрывает понятие «амбиции». Рассуждает на тему амбициозность — как черта характера человека, «хорошо это или плохо». И какие амбиции педагогу важнее иметь — здоровые или нездоровые, и как они повлияют на его развитие и становление ка...

Как помочь ребенку включиться в театральную деятельность

Статья посвящена влиянию театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, так как именно театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщае...

Формирование национальной идентичности

Данная работа рассматривает понятия слов «идентичность» и «национальная идентичность». Описывает возникновение и использование их в системе образования. Определяет задачи в воспитании у учащихся национальной идентичности и способы их решения.

Человек — многогранный источник творчества художника

В статье предпринята попытка проследить и осветить в историографическом аспекте процесс развития и совершенствования живописной техники при изображении человека; определены различия творческих методов, стилевые особенности и направления в искусстве в...

Философия спорта и ее место в теоретической системе физической культуры

В статье автор рассматривает круг вопросов в области спорта, подлежащих философскому исследованию, определить место философии спорта в системе научных знаний, а также привлечь внимание философской и физкультурно-спортивной общественности к совместной...

Похожие статьи

Психологические особенности детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема психологических особенностей детей в детских дошкольных учреждениях. Личность человека, его самобытность, характер, восприятие окружающего мира и людей – это всё то, что формируется в его душе ещё в самом детстве.

Эмоциональный концепт разочарования на материале произведений О. Хаксли

Статья посвящена изучению эмоционального концепта в целом и эмоции разочарования в частности. Эмоции являются неотъемлемой частью здоровой жизнедеятельности человека. Трудность изучения эмоционального концепта заключается в том, что он абстрактен, сл...

Педагогика как искусство

Статья посвящена размышлениям о двойственности педагогики. Относя педагогику к гуманитарным наукам, автор размышляет о том, какова роль учителя в жизни ученика, и о том, какого педагога можно назвать искусным. Автор приходит к выводу, что педагогика ...

Отражение личности автора в художественном произведении

В данной статье рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме отражения психологических характеристик автора в художественном произведении и некоторые психологические аспекты формирования образа автора посредством контакта с произведение, им...

Влияние культурных стереотипов на восприятие литературных персонажей: сравнительный анализ восприятия персонажей в английской и русской литературе через призму культурных стереотипов

В данной статье исследуется влияние культурных стереотипов на восприятие литературных персонажей в английской и русской литературе. Понимание стереотипов, заложенных в произведениях, позволяет глубже осознать культурные и социальные контексты, в кото...

Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых

В статье автор раскрывает понятие «амбиции». Рассуждает на тему амбициозность — как черта характера человека, «хорошо это или плохо». И какие амбиции педагогу важнее иметь — здоровые или нездоровые, и как они повлияют на его развитие и становление ка...

Как помочь ребенку включиться в театральную деятельность

Статья посвящена влиянию театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, так как именно театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщае...

Формирование национальной идентичности

Данная работа рассматривает понятия слов «идентичность» и «национальная идентичность». Описывает возникновение и использование их в системе образования. Определяет задачи в воспитании у учащихся национальной идентичности и способы их решения.

Человек — многогранный источник творчества художника

В статье предпринята попытка проследить и осветить в историографическом аспекте процесс развития и совершенствования живописной техники при изображении человека; определены различия творческих методов, стилевые особенности и направления в искусстве в...

Философия спорта и ее место в теоретической системе физической культуры

В статье автор рассматривает круг вопросов в области спорта, подлежащих философскому исследованию, определить место философии спорта в системе научных знаний, а также привлечь внимание философской и физкультурно-спортивной общественности к совместной...

Задать вопрос