Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 721 раз

Библиографическое описание:

Пигарева, Г. В. Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников / Г. В. Пигарева, Н. Н. Балашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41661/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, которая решается через игру, в результате чего происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт.

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Недаром в Федеральных Государственных Образовательных стандартах дошкольного образования эта образовательная область прописана первой. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Все мы знаем, что игра является приоритетным во всех видах деятельности ребёнка. Но социализация ребёнка в обществе, умение вести себя в нём, умение общаться, выполнять все общепринятые социальные нормы, достойно выходить из конфликтных ситуаций, умение отстаивать своё мнение в разногласиях и т. д. невозможна без игры.

Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

Мы все в жизни играем множество ролей. Мы мамы, соседки, сёстры, жёны, покупатели, пешеходы, водители, зрители, и т. д. Ребёнок «примеряет» на себя эти роли в игре.

Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4–5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. В этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем. В детском саду начинается пора активного социального взросления. Ребёнок не только наблюдает за внешними проявлениями и действиями окружающих взрослых, но и, что чрезвычайно важно, пытается проникнуть в смыслы их отношений, понять причины поступков, мотивы поведения.

Детские сады Безенчукского района накопили опыт социально-коммуникативного развития дошкольника и делятся им на заседаниях творческих методических объединений. На заседании творческого методического объединения педагогов дошкольного образования Безенчукского района детский сад «Золотой петушок» поделился опытом обучения детей азам безопасного поведения на дороге. Опыт педагогов этого детского сада неоднократно публиковался в средствах массовой информации.

В четвёртом выпуске Альманаха СИПКРО Министерства образования и науки самарской области был опубликован опыт педагогов детского сада по бучению детей поведению на дороге.

В районной газете «Сельский труженик» опубликована статья этого детского сада «Как вести себя на дороге», где рассказывается об увлекательной игре, в которой дети учились выполнять правила и быть пешеходами, пассажирами, водителями.

В детском саду «Росинка» педагоги района увидели, как во время увлекательной игры дети были покупателями и продавцами. Они выполняли все общепринятые нормы поведения (Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста и др.) на английском языке, представленном педагогом Игнатьевой Еленой Григорьевной. Мы там увидели, как дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой формируются новые качества поведения ребенка, и, что самое главное, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт.

А игра экологической направленности «Мы охотимся на льва» представленная педагогами детского сада «Золотой петушок» Томилиной Е. В. Сениной Т. Е., не только учила нормам поведения людей в природе, но и побуждала детей к рассуждению, высказыванию своих мыслей, принятию общих решений. Происходило формирование нового опыта взаимодействия детей со сверстниками, которое требует от воспитателя, во-первых, умения создавать в совместных играх специальные условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру, таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, были специально поставлены перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения.

В СМИ «Сельский труженик» была опубликована статья руководителя детского сада «Росинка» Гуровой Ольги Юрьевны о работе педагогов по социализации детей в обществе. Привитие способов безопасного поведения детей на дороге в игровых формах и методах.

В проведении творческих методических объединений мы не довольствуемся только опытом работы педагогов Безенчукского района. На нашем методическом объединении в детском саду «Росинка» презентовал свой опыт работы педагог дошкольного воспитания г. Самара на тему «Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития коммуникативности и социализации.

Коллектив детского сада «Золотой петушок» рассматривает образовательное пространство детского сада как социокультурную нишу, где педагоги помогают детям познать себя и окружающее в непринуждённой игровой обстановке.

Предметно-развивающая среда, созданная педагогами, призвана реализовать коммуникативную деятельность ребёнка, совершенствовать её. Все виды совместной деятельности взрослого и ребёнка взаимопроникают друг в друга и создают единую интеграционную область, где непременно присутствует коммуникация. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. Содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

Во всех детских садах района оформлены традиционные сюжетно- ролевые игры, в которых ребёнок может общаться как врач, пациент, покупатель, продавец, пассажир, водитель, парикмахер, мама, дедушка и т. д. Без этого ни куда.

Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.

Но в детских садах создаются современные игры, заставляющие ребёнка думать, отстаивать своё мнение, спорить, доказывать.

Одну из таких игр на методобъединении представил «Дом детства» Создана она на основе сказки для самых маленьких «Колобок». Вот укатился он от бабушки с дедушкой, а петь не может, ну может быть, горлышко болит, или песенку забыл. Вот он должен уговорить встречающихся ему зверушек не есть его. Здесь дети учатся общению.

Заметьте, ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует, включаясь в коммуникативно-игровой процесс.

Организация социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста предполагает их межличностные отношения, складывающиеся под воздействием социальных норм, эталонов, ценностей. Это происходит легко и непринуждённо только во время игровых отношений.

Через игровые действия ребёнок познаёт социальный мир, осваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия.

Литература:

  1. Абрамова Н., Кормилица В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3.
  2. Галигузова П. H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. — М.: Просвещение, 2002.
  3. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. – № 9.
  4. Зебзеева В. А. Педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, игра, ребенок, Безенчукский район, дошкольное образование, опыт педагогов, отношение, педагог, увлекательная игра.


Похожие статьи

Игра во внеурочной деятельности как средство воспитания, обучения и развития личности

В статье рассматривается процесс игровой деятельности в воспитательном и образовательном процессе, отмечается важность проведения ролевых игр для социального, личностного, коммуникативного и познавательного развития обучающихся, а также указана класс...

Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен

В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект р...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду

В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Программа по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом»

В статье рассмотрена работа по самообразованию, которая позволяет конкретизировать и пополнить знания, осуществлять детальный анализ возникающих в работе проблем и вопросов. В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педаг...

Похожие статьи

Игра во внеурочной деятельности как средство воспитания, обучения и развития личности

В статье рассматривается процесс игровой деятельности в воспитательном и образовательном процессе, отмечается важность проведения ролевых игр для социального, личностного, коммуникативного и познавательного развития обучающихся, а также указана класс...

Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен

В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект р...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду

В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Программа по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом»

В статье рассмотрена работа по самообразованию, которая позволяет конкретизировать и пополнить знания, осуществлять детальный анализ возникающих в работе проблем и вопросов. В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педаг...

Задать вопрос