Влияние типа темперамента на учебную успеваемость школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.11.2021

Статья просмотрена: 4357 раз

Библиографическое описание:

Зуева, А. И. Влияние типа темперамента на учебную успеваемость школьников / А. И. Зуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85893/ (дата обращения: 22.11.2024).



Ключевые слова : тип темперамента, учебная деятельность .

Актуальность : Зачастую, когда мы стараемся объяснить, почему человек, оказавшийся в одинаковой или практически одинаковой ситуации, достигает различных успехов, мы уделяем внимание психическим особенностям человека, темпераменту, полагая, что разница в успехе людей может быть объяснена именно таким образом. Такое же понятие применяется и при исследовании причин успеха в освоении знаний в учебной программе, и, напротив даже мучительное обучение других.

Цель исследования: выявить зависимость между типом темперамента ребенка и его успеваемостью в учебе.

Материалы и методы исследования:

В исследовании приняли участие 46 школьников в возрасте от 11 до 12 лет (учащиеся 5–6 классов).

Исследуемым было предложено пройти тест Ганса Айзенка для определения типа темперамента

Проведен:

1. Анализ результатов обучения ребят по табелям успеваемости

2. Опрос учителя класса для определения поведения ребят во время уроков

Темперамент — одно из самых важных свойств человека. Создателем теории темперамента считается врач Гиппократ. Он утверждал, что люди отличаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой и черной желчи.

На основе учения Гиппократа еще один известный врач античности Клавдий Гален разработал типологии темперамента.

Выделены 4 типа:

Сангвиник (от лат.Sanguis — кровь)

Флегматик (от греч.Phlegma — слизь, мокрота).

Холерик (от греч.Chole — желчь)

Меланхолик (от греч.Melas chole — черная желчь).

Физиологические основы темперамента:

И. П. Павлов, изучавший особенности формирования условного рефлекса у собак, уделил внимание индивидуальным различиям в поведении собаки и протеканию условно-рефлекторной деятельности.

Это обстоятельство позволило выдвинуть гипотезу, что основой этих различий являются фундаментальные свойства нервного процесса: сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.

По мнению Павлова, выделенные свойства нервных процессов, образуют 4 типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом:

Сангвиник

Это сильный, подвижный и уравновешенный тип.

Флегматик

Это сильный, инертный и уравновешенный тип.

Холерик

Сильный, подвижный и неуравновешенный тип.

Меланхолик

Слабый, инертный (или подвижный) и неуравновешенный тип. [2]

Обучаемость — способность человека к учению, к освоению знаний в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.

Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как взрывчатость — скорость образования временной связи (В. Д. Небылицын).

Одна из ведущих отечественных исследователей З. И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит успех учебной деятельности». [1]

Одним из важных необходимых условий, определяющих успех в учебе — является тип темперамента человека.

Однако, нельзя полностью утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от типа темперамента, но если не принимать во внимание данный факт, у детей могут появиться определенные трудности в учебе.

В связи с данными обстоятельствами, проведено собственное исследование .

Таблица 1

Структура распределения школьников в зависимости от типа темперамента и успеваемости в учебе

Уровень успеваемости

Сангвиник

Флегматик

Холерик

Меланхолик

Троечник

2(4,3 %)

5(10,8 %)

5(10,8 %)

Хорошист

6(13,1 %)

7(15,2 %)

2(4,3 %)

Отличник

4(8,7 %)

6(13,1 %)

9(19,5 %)

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

В результате проведенного тестового опроса можно выделить следующие результаты:

Дети с типом темперамента сангвиник в процессе обучения с увлечением брались за новое дело, всегда охотно старались отвечать на вопросы учителя, тем самым показывая свою активность на уроке, ответ сопровождался отчетливой уверенной речью, живыми жестами, выразительной мимикой, и зарабатывая хороший бал, при том, что ответ на вопрос не всегда был верным. При это половина детей с этим типом темперамента не всегда доводила начатое дело до конца.

Дети с типом темперамента флегматик в процессе обучения были медлительны, невозмутимы, при ответе, особо не проявляя никаких эмоций, при этом оставаясь спокойными и уравновешенными, что с хорошей стороны помогало им во время ответа не растеряться и вдумчиво отвечать на поставленный вопрос. Хотя, при различных дискуссиях в классе, всегда отсиживались молча. В отличие от сангвиников, эти дети имели хороший показатель в письменной части работы, показали хорошую производительность, так как хоть медленно, но старательно подходили к представленному им делу.

Дети с типом темперамента холерик в процессе обучения показали себя неусидчивыми, постоянно отвлекались. Имело место эмоциональным вспышкам, они безалаберно растрачивали свои силы и быстро истощались. Во время контрольных проверок знаний были суетливы, но при этом быстро действовали и успешно справлялись с заданными задачами. При устном опросе старались выкрикнуть ответ с места, показав тем самым свою нетерпеливость и часто получали неудовлетворительную оценку за свое поведение и неумение слушать других.

Дети с типом темперамента меланхолик в классе были очень стеснительными и застенчивыми. Терялись, смущались, путались в словах. При диалоге с учителем детям этой группы было трудно установить контакт, на самостоятельных работах стеснялись поднять руку и попросить помощи, хотя в классе многие пользовались этим для получения в дальнейшем хорошего результата.

Выяснено, что успешными в обучении являются учащиеся с разными типами темперамента. Однако, дети с одинаковыми типами темперамента ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. Исходя из этого можно сказать, что у каждого из них выработан индивидуальный подход к обучению.

Так, согласно тестированию, у 21, 8 % детей из класса имеется тип темперамента-сангвиник. Эти дети подвижные, с быстрой реакцией на события, происходящее вокруг них, очень продуктивны в работе, всегда всем интересуются. Школьники, обладая этими качествами показали высокую степень успеваемости в школьных программах — 13, 1 %-хорошисты и 8, 7 % отличники, среди них не оказалось ни одного троечника.

32,6 % детей оказались флегматиками. Люди с таким типом темперамента имеют устойчивые стремления, но внешне скупы на эмоции и чувства. В работе проявляют упорство и настойчивость, оставаясь при этом спокойными. В делах всегда последовательны, обстоятельны и рассудительны. Но в коллективе молчаливы. В процессе обучения показали хорошие результаты, так как всегда доводили дело до конца, среди них 15, 2 %-хорошисты, 13, 1 %-отличники и всего 4, 3 %-троечники.

Среди исследуемых школьников 34,6 % являются холериками. Этот тип темперамента характеризует быстрота, порывистость, и неуравновешенное, меняющееся настроение. При этом дети энергичны, необидчивы и всегда решительны, что во многом помогало им в достижении своих целей. Среди этих учащихся результаты успеваемости распределись следующим образом: троечники — 10, 8 %, хорошисты — 4, 3 %, отличники — 19, 5 %.

И самой маленькой группой оказались дети с типом темперамента меланхолик. Этот тип обладает такими качествами как: стеснительность и застенчивость, постоянное переживание различных событий, легкая эмоциональная ранимость, повышенная впечатлительность, быстрая утомляемость. Люди с этим типом темперамента не верят в свои силы, легко падают духом при невзгодах и с трудом устанавливают контакты с незнакомыми. С данным типом темперамента школьников оказались только троечники и они составили 10, 8 % от исследуемых учащихся.

Заключение : таким образом, изучив табеля успеваемости 5–6 классов, проанализировав результаты тестирования школьников и опроса учителя класса было выяснено, что тип темперамента влияет не столько на успешность освоения учебной программы обучающегося, сколько на выбор решения той или иной ситуации и исполнения учебной деятельности, каждый ребенок в зависимости от типа темперамента выбирал свою, более свойственную темпераменту технику для достижения цели, в данном случае — успеваемости в школьной программе. Иначе говоря, в одинаковых условиях дети с разными типами темпераментов добиваются успехов в результатах по-разному.

Литература:

  1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480с.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2016. — 583с.
Основные термины (генерируются автоматически): тип темперамента, ребенок, учебная деятельность, процесс обучения, нервная система, неуравновешенный тип, опрос учителя класса, освоение знаний, табель успеваемости, черная желчь.


Ключевые слова

учебная деятельность, тип темперамента

Похожие статьи

Влияние типа темперамента на успешность изучения иностранных языков младшими подростками

В статье рассматриваются типы темперамента школьников младшего подросткового возраста и их влияние на эффективность изучения иностранного языка. Показаны особенности темперамента младших подростков, оказывающие влияние на учебную деятельность.

Влияние игры на формирование социальных компетенций у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.

Особенности учебной мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

В статье приводится классификация мотивов учения и результаты исследования мотивационного поля младших школьников с ОВЗ.

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у педагогов дошкольных образовательных организаций.

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Особенности мотивации трудовой деятельности программистов-разработчиков

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Похожие статьи

Влияние типа темперамента на успешность изучения иностранных языков младшими подростками

В статье рассматриваются типы темперамента школьников младшего подросткового возраста и их влияние на эффективность изучения иностранного языка. Показаны особенности темперамента младших подростков, оказывающие влияние на учебную деятельность.

Влияние игры на формирование социальных компетенций у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.

Особенности учебной мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

В статье приводится классификация мотивов учения и результаты исследования мотивационного поля младших школьников с ОВЗ.

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у педагогов дошкольных образовательных организаций.

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Особенности мотивации трудовой деятельности программистов-разработчиков

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Задать вопрос