Особенности учебной мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.09.2019

Статья просмотрена: 1934 раза

Библиографическое описание:

Орешкина, А. В. Особенности учебной мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Орешкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 152-155. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62378/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье приводится классификация мотивов учения и результаты исследования мотивационного поля младших школьников с ОВЗ.

Ключевые слова: мотив, мотивация, мотивационное поле, учебная деятельность, начальная школа, социальные мотивы, познавательные мотивы, дети с ОВЗ.

Д. Б. Эльконин рассматривает учебную деятельность как особую деятельность школьника, направленную им на осуществление целей обучения, принимаемых учеником в качестве личных целей. Особенность учебной деятельности состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание — заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Одна из важнейших задач учителя начальных классов при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, заключается в формировании потребности и способности к самоизменению в первые годы обучения в школе [подробнее см. 7]. Поддерживать желание развиваться, помогать преодолеть страх перед неизвестным, создавать ситуацию успеха для каждого — крайне важные компоненты при работе с детьми с ОВЗ, так как их тревожность, неуверенность в себе и «закрытость» в разы выше, чем у обычных детей.

В структуре учебной деятельности Д. Б. Эльконин выделяет следующие компоненты: учебно-познавательный мотив, учебная задача, учебные действия, действия контроля и действия оценки [5, с. 79–80]. В основе любой деятельности как источника активности лежат потребности. Потребности, в свою очередь, основываются на определенных мотивах. У каждого человека свои мотивы деятельности, которые переплетаются и образуют мотивационное поле. Чем выше его напряжение, тем активнее человек работает в разрешении стоящих перед ним задач.

Тема мотива и мотивации очень хорошо разработана в педагогической психологии, и это, как ни странно, создаёт определённые трудности в овладении этой темой, поскольку часто по одному и тому же вопросу у психологов существует несколько разных мнений. Так что целесообразно привести ту систему мотивов и механизм ее исследования, которые применяются на практике в нашей школе.

Существуют различные варианты классификаций мотивов учения, однако общепризнанным является выделение 2-х основных типов мотивов: социальные мотивы учения (внешние, не зависящие от содержания учения) и мотивы, непосредственно связанные с содержанием учебной деятельности (внутренние, собственно познавательные).

В своей работе мы опираемся на классификацию А. К. Марковой, которая выделяет несколько уровней каждого типа мотивов [3, с.15]:

  1. Уровни познавательных (внутренних) мотивов: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
  2. Уровни социальных (внешних) мотивов: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

М. В. Матюхина также к социальным мотивам добавляет и группу отрицательных мотивов — различные варианты избегания неприятностей со стороны одноклассников, учителей, родителей [4, с.45].

Исследование мотивационного поля младших школьников с ОВЗ (1 класс) показало, что налицо явное преобладание социальных мотивов над познавательными и переход от внешней мотивации к внутренней затруднен. Выявление состава мотивационного поля производилось в трех направлениях: классическое наблюдение за учащимися, беседы с ними и беседы с родителями. Взаимодействие с последними считаю обязательным, так как уровень доверия к ним на начальном этапе обучения обычно достаточно высокий в отличие от уровня доверия учителю, который фактически воспринимается как «чужой» достаточно длительное время.

Диагностика в начале года показала, что 83 % учащихся на первое место ставили мотивы внешние (узкосоциальные): интересно общаться с одноклассниками, «все же ходят в школу», родители говорят, что «это нужно», «меня хвалят за правильный ответ» и так далее. При этом 33 % упоминали и отрицательную социальную мотивацию — «не хочу расстраивать родителей», «не хочу, чтобы ругали». Познавательная мотивация сформирована слабо, в основном выражается в проявлении любопытства к новому в целом, что может послужить хорошей основой для формирования сознательной ориентации на овладение новыми знаниями. Но необходимо помнить, что детское любопытство крайне нестойкое, потому необходимо тщательно продумывать методы и приемы удержания внимания ребят на учении.

Деятельность педагога должна быть направлена на пробуждение у учащихся потребности в приобретении новых знаний, в саморазвитии и самосовершенствовании, а через этот механизм формируется устойчивый учебно-познавательного интереса не только к содержанию усваиваемых знаний, но и способам познавательной деятельности; формированию мотивов собственного роста. Работа педагога должна быть направлена на осознание школьником того, ради чего он учится, и что его побуждает к учению. Приведу используемые приемы формирования мотивационного поля:

  1. Ситуация успеха, которая позволяет ребенку чувствовать себя свободно и раскованно на уроке, поверить в себя, преодолеть страх перед новым.
  2. Разнообразные игры и игровые элементы как естественная среда для развития творческих и других способностей ребенка (и как более привычная деятельность в первом классе, нежели сугубо учебная).
  3. Яркая сюжетная линия уроков, позволяющая заинтересовать детей (единство содержания и оформления урока, а также «включенность» ребенка в процесс, избегание роли «пассивного зрителя»).
  4. Задания-ловушки как средство преодоления безоговорочно доверчивого отношения к словам учителя и как способ привлечения внимания детей.
  5. Создание посильных проблемных ситуаций, где учащиеся могут свободно высказать свою точку зрения, предложить решение задачи, проявить творческий потенциал.
  6. Предметно-практическая деятельность как основа развития мышления детей.
  7. Правильная организация коллективно-распределенной деятельности как основа для учебного взаимодействия «Ученик–ученик», «группа–учитель».
  8. Формирование навыков целеполагания и осознания причинно-следственных связей между полученными знаниями, умениями и навыками и их применением в жизни с помощью «Беседы с Почемучкой», суть которой заключается в последовательном задавании вопросов «Почему ты это делаешь?», «Зачем тебе надо этому научиться?» сначала учителем, затем самим учеником. Проводится в игровой форме раз в неделю, чем больше вариантов ответов на ту или иную тему предложит ученик — тем лучше. Учитель также мягко комментирует и корректирует вытраиваемую систему мотивов.
  9. Осознание себя социально–значимой личностью — учеником, как основа мотива, «толкающего» ребенка в школу; осознание себя в новой роли.
  10. Формирование позитивных межличностных отношений в системах «ученик — учитель — воспитатель» и «ученик — ученик», а также конструктивное решение конфликтных ситуаций внутри них.
  11. Привлечение родителей к учебному процессу, активная работа с ними.

Последний пункт при работе с первоклассниками особенно важен, так как начальное отношение к учению идет от соответствующего отношения окружающей ребенка социальной среды. К сожалению, до сих пор встречаются в родительской среде деструктивные мотиваторы (классическое «не будешь хорошо учиться — пойдешь работать дворником», «сделаешь то-то и то-то — куплю то-то/дам карманные деньги»). Потому ведется активная работа с родителями в сфере правильного формирования учебного мотивационного поля их детей внутри семьи.

В конце учебного года результаты исследования уже были иными. Во-первых, мотивационное поле 75 % учащихся уплотнилось — они назвали больше разнообразных мотиваторов учения. Во-вторых, соотношение внешних и внутренних мотивов учения изменилось: социальные мотивы поставили на первое место 42 % учащихся («не расстраивать», «отличиться», «чтобы похвалили», «интересно общаться/играть»), остальные же высказали познавательную мотивацию учения («интересно узнавать новое», «становлюсь более самостоятельным», «учусь тому, что пригодится в жизни/полезному»).

Адаптация к школе у детей с ОВЗ происходит более медленно, чем аналогичный процесс у ребят, посещающих массовую школу [см. 6]; им сложнее переключиться с ведущей игровой деятельности на учебную, «принять» в свое окружение новых людей (учителей, воспитателей, одноклассников) и перестроиться под новый режим жизни в условиях школы с пролонгированным (в некоторых случаях — круглосуточным) пребыванием детей.

Таким образом, работа по формированию мотивационного поля учащихся начальных классов с ОВЗ должна вестись комплексно и системно, иначе добиться устойчивых результатов будет сложно.

Литература:

  1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. — 3-е издание, пересмотренное. — Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. — 448 с.
  2. Максимова Л. А., Андросова М. И. Формирование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 26. — С. 1–5. — URL: http://e-koncept.ru/2017/770097.htm.
  3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. — 193 с.
  4. Матюхина М. В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопросы психологии. — № 1. — 1985. — С. 43–49.
  5. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста/ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — Москва: Педагогика, 1988. — 135 с.
  6. Шароглазова, О. А. Формирование компонентов учебной деятельности младшего школьника // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — URL: http://urok.1sept.ru/статьи/417922/ (дата обращения: 27.08.2019)
  7. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 220–258.
Основные термины (генерируются автоматически): мотивационное поле, мотив, учебная деятельность, ребенок, ученик, активная работа, знание, овладение новыми, ситуация успеха, уровень доверия.


Похожие статьи

Сущность учебной мотивации младших школьников

Статья посвящена такой проблеме как мотивация учебной деятельности у детей школьного возраста. Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. Также даётся характеристика ...

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков

В данной статье рассмотрено понятие мотивации, ее виды и особенности развития. Также представлены результаты исследования внутренней учебной мотивации у подростков, представлены данные, после проведения психокоррекционной программы.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы

В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы)

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Похожие статьи

Сущность учебной мотивации младших школьников

Статья посвящена такой проблеме как мотивация учебной деятельности у детей школьного возраста. Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. Также даётся характеристика ...

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков

В данной статье рассмотрено понятие мотивации, ее виды и особенности развития. Также представлены результаты исследования внутренней учебной мотивации у подростков, представлены данные, после проведения психокоррекционной программы.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей учебной мотивации учащихся вторых классов с разным уровнем школьной успеваемости.

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы

В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы)

В статье рассматривается развитие мотивации в образовательной деятельности и создания условий для мотивирования детей.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Задать вопрос