В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.
Ключевые слова: учебная мотивация, родитель, внешняя мотивация, подростковый возраст, особенность мотивации подростков, снижение успеваемости.
Ни для кого не секрет, что в любом начинании для достижения успеха требуется мотивация. Школа является необходимым этапом в жизни каждого человека, и для успешного её окончания требуется преодолеть немало учебных трудностей.
Для начала стоит выяснить, что такое мотивация:
Мотивация может восприниматься как побуждение к действию, способность удовлетворения и воплощения в жизнь своих потребностей путём ведения какой-то деятельности, либо как внутренний процесс, управляющий поведением и напрямую определяющий уровень его организованности и активности.
Само слово «мотив» происходит от лат. moveo — «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» [3].
В широком смысле, мотив — это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, эталоны и т. п. [4].
Мотив, как основа мотивации, по убеждению профессора Виханского О. С., находится внутри человека [2].
Другими словами, мотив — это совершенный образ во внутреннем плане сознания человека, но это не просто безупречное представление, а энергетически насыщенный образ важного, потребностно-значимого предмета [1].
Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. [5].
Мотивация является сложным психологическим феноменом, с чем и связано её многообразие.
Виды мотивации
В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:
Внешняя мотивация — это мотивация, построенная на внешних обстоятельствах, без учёта содержания деятельности (участие в соревнованиях, чтобы получить награду).
Внутренняя же мотивация, наоборот, связана с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции).
Положительная мотивация строится на положительных стимулах (если я буду хорошо себя вести, родители купят мне игрушку).
Отрицательная мотивация строится на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т. п.).
Устойчивая мотивация основана на человеческих потребностях и не требует дополнительных стимулов (утоление жажды, голода и т. п.).
Неустойчивая мотивация, наоборот, должна подпитываться извне (бросить курить, сбросить вес и т. п.).
К сожалению, педагогические наблюдения последних лет демонстрируют снижение у детей уровня мотивации к обучению.
Дети считают неважным выполнение домашней работы, на уроках занимаются сторонней деятельностью, разговаривают, признаются, что им скучно, если их и волнует собственная неуспеваемость, то виноваты в ней педагоги.
Рассмотрим причины нежелания школьников обучаться:
- Возраст ребёнка. Родители временами преувеличивают способности своих детей и лишают их одного года детского сада в пользу раннего начала школьного обучения. Но многие упускают тот факт, что их ребёнок может быть не готов к школе психологически. Из-за этого такой школьник не может следовать некоторым внутренним правилам поведения и распорядка, так как ещё не способен их понять, также ему не хватает концентрации и внимания.
- Злоба на учителя. Нередки случаи, когда даже сам учитель не подозревает, что некоторые дети плохо к нему относятся. Замечается это лишь по снижению успеваемости и скрытой или прямой демонстрации учеником неприязни или желания конфликта. На самом деле, это может быть простейший случай неправильно воспринятых ребёнком комментариев учителя, из-за которых он пребывает в подавленном состоянии или даже испытывает страх, о котором не рассказывает родителям. Это приводит к ухудшению ситуации из-за усиления и накопления переживаний в себе.
- Неспособность ребёнка установить контакт с учениками, конфликты внутри коллектива.
- Какие-либо физические заметные особенности развития и внешнего вида, расстраивающие ребёнка или вызывающие насмешки и издевательства одноклассников. Часто в таких случаях ребёнок любыми способами пытается избежать похода в школу, для чего идёт на обман родителей и учителей.
- Негативная обстановка в семье. Частые ссоры и конфликты между родителями или иными родственниками, в которых школьник чувствует себя виноватым, негативно влияют на его мировосприятие и самооценку, что приводит к снижению успеваемости и уровня работоспособности в школе.
- Давление, оказываемое родителями или иными родственниками. В наше время часто возникают ситуации, когда родитель желает от ребёнка невероятных достижений в какой-либо сфере, пытается вырастить гения. В этой связи ребёнок, достижения которого постоянно признаются недостаточными, начинает ощущать свою вину за то, что подводит людей, мнение которых для него важно, в результате чего у него резко падает самооценка, а в какой-то момент и возникает убеждение в собственной никчёмности.
Особенности мотивации подростков
Снижение у ребёнка интереса к обучению с возрастом может быть вызвано многими причинами, возможно, пропала новизна получаемых знаний или их значение для него.
В то время как для младшего школьника достаточной мотивацией является сам процесс получения знаний, в подростковом возрасте на первый план выходит признание окружающих и процесс доказывания взрослости.
Хорошей основой мотивации к учёбе может стать возможность самореализации через сам процесс. Следует дать понять ребёнку, что серьёзное отношение к учёбе и сделает его взрослее в глазах окружающих, так как это даёт ему возможность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность.
Для успешной мотивации школьника подросткового возраста следует узнать, что привлекает его в процессе обучения и исходить из полученной информации.
Выделим пять типов учебной мотивации.
- Борец за идею
Как правило, встречается у детей, горящих какой-то конкретной идеей или всегда ищущих что-то новое. Такие подростки имеют большие цели, но могут бросить всё, встретившись с трудностями, и переключиться на что-то другое.
Как мотивировать: всегда поддерживайте своего ребёнка, не критикуйте его стремления и путь, продемонстрируйте искреннюю веру в его идею, постарайтесь найти других людей, разделяющих его взгляд, с их помощью он сможет преодолеть любые трудности.
- Душа компании
Ваш ребёнок, вероятно, будучи экстравертом, всегда ищет, как оказаться в центре внимания, используйте это как способ мотивации, показывая ему, что учебные успехи вызовут одобрение в социуме.
Как мотивировать: хвалите своего ребёнка за успехи, создайте для него условия, в которых он будет иметь окружение из людей, понимающих важность учебных успехов и высокого уровня знаний.
- Лидер
Для подростков данного типа очень важно во всём быть первым. Шагнув на новую ступень, они уже думают о следующей. Но стоит знать, что любая серьёзная неудача может быть в его глазах фатальной.
Как мотивировать : дайте ребёнку верные ориентиры, объясните, что завоевание спортивной грамоты или победа на олимпиаде открывают для него новые дороги, в то время как концентрация всех усилий на победе в футбольном матче во дворе не самый лучший выбор. Также продемонстрируйте ребёнку, что цените его, каким бы он ни был, дайте ему понять, что неудача, это ещё не конец мира. Старайтесь привить ему любовь к общению с другими людьми, чтобы не вырастить эгоиста, готового идти по головам ради карьеры.
- Исполнитель
Подростки с таким типом мышления получают удовольствие от самого процесса выполнения задачи. Их отличает хорошее терпение, но сбивает с толку трудность нового учебного материала.
Как мотивировать: контролируйте своего ребёнка, интересуйтесь его успехами, поддерживайте и отмечайте его старательность. Не пытайтесь сделать из него лидера, а поощряйте внимательность и трудолюбие.
- «Бизнесмен»
Подростки этого типа воспринимают учёбу как работу, из которой в дальнейшем извлекут материальную выгоду. Стоит сформировать у них правильные представления о том, что действительно ценно, а на что не стоит тратить время.
Как мотивировать: используйте внешнюю мотивацию, поощряйте его успехи подарками, но заранее определите условия получения «приза» и конкретный конечный результат. Помните, что поощрение должно быть соразмерно достижению для формирования у ребёнка верного восприятия ценности собственного труда. Не забывайте о всестороннем развитии его личности.
Отметим, что данные типы обычно встречаются в различных комбинациях и могут меняться с возрастом.
В качестве заключения, резюмируем основные способы повышения уровня мотивации подростка:
– Поощряйте самостоятельность и верьте в своего ребёнка, продемонстрируйте ему, что он не одинок и может найти у вас помощи и совета.
– Не сравнивайте его с другими людьми, проводите параллель только с его собственными достижениями.
– Не критикуйте ребёнка при посторонних людях и постарайтесь давать только конструктивную критику.
– Не забывайте о собственном примере, помните, что ребёнок равняется на своих родителей.
Литература:
- Анисимов, О. С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. — Новгород.: 1990. — 334 с.
- Виханский, О. С. Менеджмент: учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
- Пряжников, Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Академия, 2008. — 368 с.
- Ширинкина О. А. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников // Начальная школа. — № 7. С. 44.