Исследование уровня развития мотивации в учебной деятельности среди подростков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (88) март 2025 г.

Дата публикации: 23.02.2025

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Рязанова, А. А. Исследование уровня развития мотивации в учебной деятельности среди подростков / А. А. Рязанова, Е. Ю. Николаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 3 (88). — С. 241-247. — URL: https://moluch.ru/young/archive/88/4806/ (дата обращения: 02.04.2025).



Исследовательская работа «Мотивация у подростков в учебной деятельности» представляет собой выявление и изучение факторов, которые мотивируют подростков учиться. Автор работы провел экспериментальное исследование, в котором участвовали ученики Государственного автономного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации «Школа-интернат лицей-интернат». Исследование показало уровень мотивации учеников и выявило доминирующие мотивы. В работе представлены результаты исследования и анализ полученных данных.

Что такое мотивация, как она работает и её разновидности

  1. Что из себя представляет мотивация и как она работает.

Мотивация — это внутренний процесс, благодаря которому человек идёт к поставленным целям и может удовлетворять свои потребности. Мотивация вызывает в человеке желание прилагать усилия ради получения желаемого и помогает преодолевать трудности на пути к цели. Проще говоря, мотивация — это то, что побуждает человека к действию.

Мотивация есть в каждом из нас, но при этом она индивидуальна для каждого человека. Люди чувствуют желание достичь цели в самых различных ситуациях, по разным причинам и достигают своих целей разными способами. Но в любом случае, как бы мотивация ни проявлялась, она помогает человеку максимально эффективно достичь желаемого.

Но как же работает мотивация?

Начнём с того, что мотивация приходит вместе с определённой целью или идеей, возникшей в нашей голове, которой нам отчаянно хочется достичь. Этой целью может быть всё, что угодно: от желания получить пятёрку в школе до восхождения на Эверест. Каждый человек на самом деле имеет множество целей, подозревает он об этом или нет.

Любое наше действие подразумевает под собой какое-то намерение, человек ничего не делает просто так. Достижение любой цели, вне зависимости от её масштаба, требует от человека мотивации. Мы хотим чего-то и предпринимаем определённые действия для того, чтобы достичь желаемого. Самый очевидный пример: когда человек хочет пить, он берёт стакан, наполняет его водой и пьёт. Взять стакан и наполнить его водой — это действия, мотивированные жаждой и направленные на достижение цели [3].

  1. Виды мотивации

Внешняя и внутренняя мотивация

По источнику мотивов мотивацию делят на внешнюю и внутреннюю. К внутренней мотивации относят действия и деятельность, которые человек выполняет не ради вознаграждения или поощрения, а ради получения удовольствия и собственного удовлетворения. Таким образом, это работа, целью которой является именно деятельность, а не вознаграждение. Внутренней мотивацией может служить, например, желание получить уникальный опыт, искренняя заинтересованность в деятельности и т. д. Человек стремится к какому-либо результату, и никакие внешние вознаграждения его не подталкивают.

Внешняя мотивация прямо противоположна внутренней. Она связана с любыми другими причинами, побуждающими что-либо делать, помимо личной заинтересованности. Когда человеку неинтересна или неприятна какая-либо деятельность, т. е. у него нет внутренней мотивации для её выполнения, то в ход идёт внешняя мотивация. Такие вознаграждения более конкретны и могут представлять собой разные вещи, имеющие какую-либо ценность для человека. Например: деньги, высокий статус в коллективе, похвала благодарность и т. д.

Положительная и отрицательная мотивация:

По результату действий мотивацию делят на положительную и отрицательную. Положительная мотивация — это мотивация, основанная на положительных стимулах. То есть человек стремится выполнить действие, чтобы получить признание, награду. Человек может сам воссоздавать себе положительную мотивацию. Например, школьник мотивирует себя усердней учиться мыслями о том, что хороший аттестат поможет ему поступить в престижный университет. А вот отрицательная мотивация — это мотивация, поддерживаемая отрицательными стимулами. Человек совершает действие, чтобы избежать негативных последствий, наказания. Например, ученик готовится к контрольной, потому что не хочет, чтобы родители ругали его из-за двойки, лишали карманных денег и т. д.

Устойчивая и неустойчивая мотивация

По степени устойчивости мотивацию делят на устойчивую и неустойчивую. Устойчивая мотивация имеет продолжительное действие и не нуждается в регулярном подкреплении, потому что основана на естественных потребностях человека. Человек чувствует жажду — идёт пить, чувствует усталость — идёт спать. Неустойчивая мотивация — это мотивация, которая требует постоянного подкрепления. Например, человеку, который начал бегать по утрам, нужно постоянно подбадривать и уговаривать себя продолжать это делать, иначе он быстро бросит это занятие, как только мотивация ослабнет. Неустойчивую мотивацию можно поддерживать с помощью дисциплины или внешних стимулов.

Групповая и индивидуальная мотивация

По влиянию мотивацию делят на групповую и индивидуальную. Групповая мотивация — это мотивация какой-либо группы людей (класс, группа по проекту, спортивная команда и т. д.), основанная на общих целях, ценностях и интересах. Она возникает при наличии у группы людей общей цели, которую они могут достичь, работая вместе. Индивидуальная мотивация — это мотивация конкретного человека, основанная на его личных интересах, целях и потребностях. Она может проявляться в стремлении к самосовершенствованию или удовлетворению личных желаний и направлена, например, на достижение успеха в учебе, улучшение физической формы или освоение нового навыка [1; 2; 4].

  1. Основные мотивы

Мотив — это причина, по которой человек хочет чего-то достичь. Всего выделяют шесть групп мотивов: внешний, игровой, оценочный, позиционный, социальный и учебный.

Внешний мотив

Внешний мотив заключается в стремлении удовлетворить ожидания окружающих, например, родителей, учителей и сверстников. Он проявляется в желании получать одобрение или вознаграждение за успехи и избегать осуждения за неудачи. Подросток путём отличной учёбы стремится получить похвалу со стороны родителей, одобрение учителей и уважение одноклассников. Доминирование внешнего мотива может хорошо отражаться на оценках, но при этом высока вероятность формирования отрицательного отношения к учёбе. Подростки, у которых преобладает внешний мотив, могут быть не заинтересованы в учёбе и рассматривать её только как способ понравиться окружающим. Например, в случае если хорошая учёба будет провоцировать ненависть со стороны одноклассников, то ученик может потерять мотивацию учиться, так как на самом деле он заинтересован не в процессе обучения, а в достижении социального одобрения. То есть если исключить социальный фактор, то от мотивации учиться скорее всего ничего не останется.

Оценочный мотив

Оценочный мотив связан со стремлением получать хорошие оценки и одобрение. Для учеников с преобладающим оценочным мотивом очень важно получать высокие баллы. Оценочный мотив, как и внешний мотив, ориентирован на социальное одобрение, а не на стремление к знаниям. Также с приближением экзаменов и последующего поступления в высшие учебные заведения старшеклассники начинают придавать оценкам чрезмерное значение, что приводит к доминированию оценочного мотива. Данный мотив способствует повышению успеваемости, но может привести к формированию поверхностного подхода к учебе. В погоне за хорошими результатами знания и понимание материала уходит на второй план. Если ученик не может достичь идеальных оценок, это может привести к потере мотивации или сильному стрессу. То есть оценочный мотив не всегда свидетельствует о стремлении подростка к знаниям.

Игровой мотив

Игровой мотив проявляется в стремлении превратить учебный процесс в игру или просто сделать его более увлекательным. Каждый ученик воспринимает информацию по-разному, некоторым действительно легче усвоить материал в игровой форме, и в этом нет ничего плохого. Введение в урок интерактивов или игровых элементов может помочь ученикам лучше и быстрее усваивать материал. Однако преобладающий игровой мотив может отрицательно повлиять на учёбу. Игра может отвлекать от учебного процесса, или если на занятиях ученику станет скучно, то он будет делать не то, что нужно, а, например, общаться, играть в телефон и так далее. Тем не менее, у подростков с выраженным игровым мотивом может быть интерес к учёбе, основанный на искренней заинтересованности в получении знаний. Игровой мотив не всегда плохо сказывается на учёбе, хотя отношение к ней у подростков с доминирующим игровым мотивом может быть не серьёзным.

Социальный мотив

Социальный мотив может быть основан на чувстве долга или ответственности. У некоторых подростков стремление учиться обусловлено желанием быть полезными. Они осознают социальную значимость учёбы, стремятся приносить пользу обществу, и у них формируется чувство ответственности, которое мотивирует их учиться. Это довольно масштабный мотив, но могут быть и менее глобальные мотивы. Социальный мотив может проявляться и в желании быть похожим на других, ощущать себя частью социума. Подросток ищет пути взаимодействия с окружающими и находит их в учёбе. Он видит, что все вокруг учатся, и тоже начинает учиться, чтобы найти точки соприкосновения с ровесниками. Преобладание социального мотива может сказаться на учёбе как хорошо, так и плохо. Например, ученик, который не серьезно относился к учёбе, попадает в новый класс, где все усердно учатся, и чтобы почувствовать себя частью коллектива, он тоже начинает больше времени уделять учёбе. Но ситуация может быть и противоположной. Умный и усердный ученик оказывается в новом классе, где никто не стремится к хорошим оценкам, и тогда он, стремясь влиться в коллектив, может начать хуже учиться, что плохо скажется на его успеваемости.

Позиционный мотив

Позиционный мотив проявляется в стремлении занять определённое положение среди сверстников. Подросток стремится стать отличником или занять место лидера в классе. Позиционный мотив может сопровождаться желанием конкурировать с одноклассниками и становиться лучше их, следовательно, повышать успеваемость ученика, но в тоже время постоянная конкуренция вызывает стресс и страх перед потерей статуса. Также ученики с доминирующим позиционным мотивом могут быть очень целеустремлёнными и ставить перед собой амбициозные цели, такие как отличная сдача экзаменов или поступление в самые престижные учебные заведения.

Учебный мотив

Учебный мотив связан с желанием узнавать что-то новое. Этот мотив является наиболее стойким, потому что он не зависит от внешних факторов. Учебный мотив основан на стремлении подростка овладеть новыми знаниями и научиться правильно их применять. Ученики, у которых преобладает этот мотив, стремятся не только к высоким оценкам и социальному одобрению, но и к получению знаний. Такие подростки видят в учёбе способ получать знания. Ученики с другими преобладающими мотивами, помимо этого, видят в учёбе способ удовлетворения других своих потребностей, например: поиск друзей, признание ровесниками, получение высокого статуса и так далее [5; 6].

  1. Причины ослабевания мотивации

В подростковом возрасте часто может пропадать мотивация к учёбе, и большинство подростков сталкивается с этим. Рассмотрим некоторые причины, по которым подросток может утратить мотивацию к обучению:

  1. Подросток не видит в учебном процессе смысла. Первоклассник относится к школе с интересом и стремится изучить новую обстановку, а подросток всё чаще задаёт себе вопрос «Зачем?». Школа становится механизмом ограничения свободы. В интернете или реальной жизни подросток может видеть успешных людей, которые вообще не учились или учились плохо, тогда он делает вывод, что успеваемость в школе — не ключ к успеху.
  2. Подача материала и взаимоотношения с преподавателем — важные факторы отношения ученика к предмету. Желание изучать предмет может пропасть из-за учителя. Не все педагоги квалифицированы и многие преподают, используя устаревшие методы. Поэтому, если у подростка плохая успеваемость, то, возможно, у него конфликт с учителем, или подача материала кажется подростку скучной.
  3. Отношения со сверстниками сильно влияют на отношение подростка к учёбе. Травля или небольшие конфликты мешают сосредоточиться на учебе, формируют негативное отношение к школе, и в итоге даже мысль о школе может вызывать отвращение. В состоянии стресса продуктивность и мотивация значительно снижаются [8].
  1. Особенности учебной мотивации в подростковом возрасте

Мотивация у подростков в учебной деятельности имеет свои особенности. В этот период происходит активное взросление и формирование идентичности, что влияет на учебную деятельность и мотивацию.

Особенности учебной мотивации у подростков:

  1. Значимость социальных факторов очень высока. Дети, становясь подростками, начинают всё больше принимать во внимание социальные нормы и мнения сверстников. Для них мнение взрослых может быть не столь важно, а признание со стороны ровесников является очень важным фактором.
  2. Эмоциональные факторы также играют значительную роль в мотивации подростков. Эмоциональная составляющая во многом зависит от оценки подростка взрослыми и сверстниками и его отношений с учителями. Важную роль начинает играть самооценка: подростки очень чувствительны к успехам и неудачам, что существенно влияет на самооценку и мотивацию. Неудачи могут привести к снижению мотивации. А успехи, наоборот, воодушевляют подростка и способствуют формированию устойчивой мотивации и интереса к учёбе.
  3. Подростки начинают осознавать свои интересы, что приводит к стремлению к самореализации. Подростки начинают искать смысл в учебной деятельности, что может приводить как к повышению заинтересованности в учебе, так и к поверхностному отношению к учёбе [7].

Исследование учебной мотивации (на примере учеников ГАУ КО ОО ШИЛИ)

  1. Участники и результаты исследования

Проводимое исследование: «Методика изучения мотивации обучения старшеклассников» М. И. Лукьяновой и Н. В. Калининой.

В исследовании учувствовали ученики двух классов лингвистического профиля. 22 ученика из 8-го класса и 19 учеников 10-го класса. Каждый получил бланк с 18-ю вопросами. Их ответы были проанализированы, а результаты занесены в диаграммы.

Цель исследования: выяснить уровень мотивации у школьников и выявить различия в зависимости от возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить материал о мотивации и провести исследование среди учеников школы.
  2. Проанализировать полученные данные, занести их в диаграммы.
  3. Сделать соответствующие выводы.

Результаты исследования представлены в диаграммах:

Полученные данные свидетельствуют о высоком итоговом уровне мотивации у учеников 10 класса. У опрошенных также высокий уровень развития личностного смысла обучения и развития способности к целеполаганию. Это говорит о понимании учениками причин, по которым они учатся и о их способности ставить перед собой учебные цели и достигать их.

Вывод: у большинства учеников внутренние и внешние мотивы выражены примерно в равной степени. У 21 % внутренние мотивы преобладают над внешними, а у 79 % они выражены в равной степени. Внешние мотивы не преобладают ни у кого. Это говорит о том, что ученики в основном руководствуются своими желаниями и стремлениями, а не внешними вознаграждениями.

47 % учеников стремятся преимущественно к успеху в учебной деятельности. 53 % стремятся в равной степени к успеху и к недопущению неудач в учебной деятельности. Из полученных данных делаем вывод, что опрошенные примерно в равной степени стремятся к успеху в учебной деятельности и стремятся не допускать неудач.

Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть опрошенных довольно редко реализует учебные мотивы в поведении.

Полученные данные свидетельствуют о нормальном уровне итоговой мотивации у учеников 8 класса. У учеников также высокий уровень развития личностного смысла обучения, но средний уровень развития способности к целеполаганию. Это говорит о понимании учениками причин, по которым они учатся и о их способности ставить перед собой учебные цели и достигать их. Но не все ученики могут ставить перед собой чёткие цели и добиваться их.

Вывод: у большинства учеников внутренние и внешние мотивы выражены примерно в равной степени. У 14 % внутренние мотивы преобладают над внешними, а у 86 % они выражены в равной степени. Внешние мотивы не преобладают ни у кого. Это говорит о том, что ученики в равной степени руководствуются своими желаниями и внешними вознаграждениями.

Только 9 % учеников стремятся преимущественно к успеху в учебной деятельности и 91 % стремятся в равной степени к успеху и к недопущению неудач в учебной деятельности. Из полученных данных делаем вывод, что опрошенные по большей части стремятся к успеху в учебной деятельности и стремятся не допускать неудач.

Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть опрошенных довольно редко реализует учебные мотивы в поведении.

Выводы по результатам исследования:

– Ученики имеют достаточный уровень мотивации в учебной деятельности и лишь немногие имеют низкие показатели мотивации.

– Сравнивая результаты исследования, полученные в 10 и 8 классах можно прийти к выводу, что, итоговый уровень мотивации в 10 классе выше, чем в 8.

– В 10 классе намного выше уровень развития личностного смысла обучения и уровень развития способности к целеполаганию.

– У большинства учеников в обоих классах внешние и внутренние мотивы выражены в равной степени, лишь у небольшого процента опрошенных преобладают внутренние мотивы.

– В 10 классе значительно больше учеников, стремящихся именно к успеху в учёбе, тогда как в 8 классе подавляющее большинство стремится к успеху, но в то же время и стремится не допускать неудач.

– И в 10, и в 8 классе большая часть опрошенных редко реализует учебные мотивы в поведении. В 8 классе не многие реализуют учебные мотивы в поведении, в 10 классе таких учеников больше.

Заключение

В ходе исследования был выявлен уровень мотивации школьников в учебной деятельности. При сравнении результатов исследования было выявлено, что уровень мотивации по всем показателям у учеников 10 класса выше, чем у учеников 8 класса. Это может быть обусловлено более осознанным возрастом и близостью окончания учёбы в школе. Чем ближе экзамены, выпуск из школы и взрослая жизнь, тем серьёзнее ученики подходят к учёбе в школе и планируют своё дальнейшее образование.

Литература:

  1. https://neiros.ru/blog/development/vse-o-motivatsii-sebya-i-okruzhayushchikh-vidy-teorii-i-metody-motivirovaniya/
  2. https://4brain.ru/blog/vnutrennjaja-i-vneshnjaja-motivacija-chto-effektivnee/
  3. https://www.vbr.ru/sovety/help/people-and-economic/motivaciya/
  4. https://brodude.ru/polozhitelnaya-ili-otritsatelnaya-motivatsiya-chto-rabotaet-luchshe/
  5. https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-nikolaevna-kopylova/osobenosti-uchebnoi-dejatelnosti-i-povedenija-detei-5–8-let-s-razlichnym-dominirovaniem-motivov.html
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya/viewer
  7. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-podrostkov/viewer
  8. https://medaboutme.ru/articles/pochemu_u_podrostkov_ischezaet_motivatsiya_k_uchebe/


Задать вопрос