В современном мире многие подростки и дети во время учебы не могут воспринимать большое количество информации, зачастую эта информация не запоминается ими, следовательно, страдает усвоение материала. Причин много, например, рассеянное внимание, незаинтересованность уроком, привычка воспринимать какой-либо материал визуальным способом, а главное низкий стимул к обучению. В этой статье мы рассмотрим, как с помощью интерактивных методов повысить мотивацию учеников и эффективность обучения.
Для начала разберемся, что включает в себя понятие «интерактивное обучение». Это обучение, основанное на общении. В ходе него осуществляется взаимодействие всех субъектов. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно включает в себя обмен информацией, ее анализ, основанный на взаимопонимании и взаимодействии.
Главной чертой этого обучения является инициативность учащихся, которую стимулирует педагог. Обучающиеся учатся решать возникающие проблемы, причем не самостоятельно, а работая в группе, вследствие этого у них формируются и развиваются навыки общения. Ребята во время работы с помощью критического мышления анализируют и отсеивают лишнее.
Почему данное обучение можно считать эффективным? Обратимся к исследованию. Временной промежуток исследования — первая четверть 20021–2022 учебного года. Участники — учитель литературы и учащиеся восьмого класса. В течение данного периода был проведен ряд из семи уроков литературы, которые основывались на интерактивных методах обучения. До и после процесса исследования было проведено анкетирование для определения уровня мотивации.
Каждая тема уроков соответствовала школьной программе. Формы на всех уроках применялись разные.
Тема |
Интерактивный метод |
Суть метода |
|
Первый урок (04.09) |
«В мире народной песни» |
Дебаты |
Прием, при котором группы отстаивают свои идеи и позицию, а также соображения о способах решения какой-либо проблемы. |
Второй урок (11.09) |
«Житие Александра Невского» |
Сиквейн |
Прием, при котором нужно составить стихотворение из пяти нерифмованных строк, относящихся к определенной теме. |
Третий урок (25.09) |
«Сатирик и баснописец — Крылов» |
Фишбоун |
Прием, при котором нужно заполнить схематическую диаграмму в форме рыбьего скелета, которая должна состоять из слов — ассоциаций по заданной теме. |
Четвертый урок (02.10) |
«Рылеев и смерть Ермака» |
Личное дело |
Прием, при котором необходимо структурировано изложить биографическую информацию о герое какого-либо произведения. |
Пятой урок (09.10) |
«Пушкин. «К***», «19 октября»» |
Работа в парах |
Прием, при котором обучающиеся делятся попарно и вместе выполняют задание. |
Шестой урок (16.10) |
«Гринев: жизненный путь» |
Карта |
Прием, при котором визуально представляется передвижение по местности героя на протяжении всего произведения. |
Седьмой урок (23.10) |
«Швабрин — антигерой повести» |
Анкета |
Прием, при котором расписывается основная информация о конкретном герое. |
Ключ проводимого анкетирования был условно разделен на три результата: «высокий», «средний» и «низкий» уровень мотивации.
Рис. 1. Уровень мотивации на начало исследования
По результатам второго анкетирования несколько человек перешло в «высокий» уровень и двое убыло из «низкого».
Рис. 2. Уровень мотивации после проведения исследования
В заключении нужно отметить, что интерактивные методы обучения вносят разнообразие в учебный процесс. Урок построен так, что ученики берут инициативу изучения нового материала на себя, а преподаватель лишь помогает в этом. Интерактивное обучение можно считать эффективным, потому что оно мотивирует к получению новых знаний и их дальнейшей обработке (в чем мы убедились, исходя из результатов и наблюдений исследования). Использование данного метода предполагает индивидуальность преподавания, предполагает широкие возможности для творчества и самореализации учащихся».
Литература:
- Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе — М.: 2005.
- Баяманова Р. Г. Организация коммуникативно ориентированного урока русского языка. Караганда, 2006.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — С.-Пб.: Союз, 2002.
- Кажигалиева Г. А., Васенкова М. В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика, 2005, № 2.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Курсовая работа Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко «Теоретические основы активного и интерактивного обучения» [Электронный ресурс] https://studfile.net/preview/2061878/
- Статья на тему «История происхождения интерактивного обучения» [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/01/27/statya-na-temu-istoriya-proishozhdeniya-interaktivnogo
- Статья Жунабековой Айгуль «Интерактивные методы обучения» [Электронный ресурс] https://znanio.ru/media/interaktivnye_metody_obucheniya-24864
- Статья на тему «Методы обучения» [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения
- Методические рекомендации Кирюшиной Т.Н «Методические рекомендации по использованию активных и интерактивных технологий обучения» [Электронный ресурс] https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-aktivnih-i-interaktivnih-tehnologiy-obucheniya-817412.html
- Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой [Электронный ресурс] https://infourok.ru/anketa_ocenka_urovnya_shkolnoy_motivacii_n.g.luskanovoy-374120.htm