Саморазвитие личности в подростковом возрасте | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №1 (75) январь 2024 г.

Дата публикации: 20.12.2023

Статья просмотрена: 832 раза

Библиографическое описание:

Белов, М. А. Саморазвитие личности в подростковом возрасте / М. А. Белов, А. В. Белова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 1 (75). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/young/archive/75/4012/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор рассматривает основные факторы, влияющие на процесс саморазвития.

Ключевые слова: подростковый возраст, саморазвитие, теоретическое основание саморазвития, процесс саморазвития, саморазвитие личности.

Саморазвитие является одним из аспектов жизнедеятельности человека и предполагает постоянное стремление к личностному росту, расширению знаний и умений, развитию способностей. А саморазвитие в подростковом возрасте является важным этапом, т. к. в этот период происходит активное формирование личности, развитие индивидуальных способностей и интересов, а также определение жизненных целей и приоритетов.

Тема саморазвития личности активно обсуждается в обществе, она становится предметом все более глубокого изучения и интереса. В современном мире проводятся исследования, направленные на понимание процессов саморазвития и поиска собственного жизненного пути с целью помочь людям лучше понять и управлять своей жизнью. Саморазвитие актуально по нескольким причинам:

– изменения в обществе и в технологиях, которые требуют от людей гибкости, а также умения адаптироваться к новым, быстро изменяющимся условиям;

– конкуренция на рынке труда требует от людей постоянного совершенствования своих навыков и компетенций;

– стремление к успешности и благополучию является важной мотивацией для саморазвития и поиска своего места в жизни;

– личностный рост и самореализация становятся наиболее важными ценностями для людей, которые стремятся к успеху в своей жизни и др.

Теоретические основания саморазвития включают в себя различные подходы и концепции, которые помогают понять и объяснить этот процесс. Так, например, гуманистическая психология, которая сосредоточена на развитии потенциала личности и её самореализации. Согласно гуманистической психологии, саморазвитие основано на стремлении к самоактуализации — процессу реализации своих возможностей и полному раскрытию своего потенциала. Этот подход подчеркивает важность самосознания, самооценки и саморегуляции в процессе саморазвития.

Также важным аспектом теоретических оснований саморазвития является понятие психологической гибкости. Она основана на развитии навыков саморегуляции, эмоциональной интеллектности и умения принимать решения. Гибкость позволяет человеку адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, а также принимать новые вызовы и возможности. Таким образом, теоретические основания саморазвития включают в себя гуманистическую психологию и понятие психологической гибкости. Они помогают понять и объяснить процесс саморазвития и успешно реализовываться в течение всего жизненного пути.

Как уже отмечалось выше, саморазвитие играет важную роль в нашей жизни, поскольку оно позволяет нам постоянно расти и развиваться как личности. При формировании саморазвития у подростков в современных социокультурных условиях, немаловажную роль, играет педагогическая поддержка в школе, благоприятная атмосфера в семье, а также получение дополнительного образования (посещение кружков, секций и т. д.). Рассмотрим более подробно основные факторы, влияющие на саморазвитие в подростковом возрасте:

– Первым фактором является семья. Являясь первым и значимым окружением ребёнка, позволяет формировать самопознание и саморазвитие, а также семейные ценности, традиции и эталоны поведения, которые в последствие оказывают влияние на то, как ребенок воспринимает себя и мир вокруг.

– Вторым значимым фактором выступает школа. Учителятакже оказывают значительное влияние на саморазвитие школьников подросткового возраста. Учебная среда, методы и технологии обучения, поддержка со стороны администрации школы и педагогов-предметников позволяют подросткам раскрыть свой потенциал, развивать навыки самопознания и саморазвития. Учителя могут помочь подросткам определить их интересы, цели и приоритеты, а также предоставить им необходимую поддержку и мотивацию для достижения успеха (создание благоприятной атмосферы в классе, индивидуальные беседы, предоставление обратной связи по выполненным заданиям, указывая на сильные и слабые стороны ученика, а также на возможности для их улучшения, организация проектов, которые помогут учащимся совершенствовать свои навыки и интересы, поддержка участия в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях, которые могут стимулировать их к саморазвитию).

– Третьим фактором, определяющим желание саморазвиваться у подростка, являются его друзья, одноклассники и сверстники.Взаимодействие с ними помогает формировать саморазвитие, в связи с тем, что они могут влиять на установку целей и интересы. В целом, взаимодействие с разными людьми помогает подросткам лучше понять себя и свои возможности.

– Четвёртым фактором выступают культурные и социальные нормы и ценности. К ним относится религия, традиции, общественные нормы морали, нравственные ценности. Они определяют, как подросток воспринимает себя в контексте общества и какие ценности, и убеждения он принимает и транслирует.

– К пятому фактору относятся личные особенности и интересы самого подростка.Уникальные способности и таланты, позволяют подросткам определить свои цели и направление дальнейшего развития.

Учитывая, что саморазвитие помогает подростку стать более уверенным в себе, научиться принимать решения и достигать своих целей, важно помнить, что оно также способствует и развитию коммуникативных навыков, позволяет научиться работать в команде и конструктивно разрешать конфликты. Кроме того, саморазвитие может помочь подростку определиться не только с будущей профессией, но и выбрать направление для дальнейшего образования.

Методов и подходов по саморазвитию достаточно много, и подбирать их, необходимо основываясь на индивидуальных предпочтениях и поставленных целях, то есть выбирать те, что реально выполнимы и достижимы. Специалисты в области психологии рекомендуют следующие методы саморазвития для подростков:

– Целеполагание и планирование, позволяет перед собой ставить конкретные и реальные цели, а затем разрабатывать планы действий для их достижения. Это помогает развивать навыки планирования, организации и самодисциплины, а также осознавать свои возможности и ресурсы для реализации поставленных целей.

– Исследование и экспериментирование — это те методы, которые помогают подросткам значительно расширить свои знания и опыт. Могут самостоятельно исследовать различные темы, проводить эксперименты и наблюдения, а также задавать вопросы и искать ответы на них. Это помогает им развивать критическое мышление, аналитические навыки и самостоятельность, а также расширять свои интересы и познавательные возможности.

– Рефлексия и самоанализ — предполагает осознанное и критическое рассмотрение своих мыслей, чувств и действий. Подростки могут задавать себе вопросы о своих целях, интересах, сильных и слабых сторонах, а также анализировать свои реакции на различные ситуации. Самоанализ помогает лучше понять себя и свои потребности, а также определить, какие изменения и улучшения они хотят внести в свою жизнь.

– Саморефлексия и самооценка — помогают правильно осознать и оценить свои достижения и прогресс. Возможно ведение дневника, где записываются мысли, чувства и достижения, а также задавать себе вопросы о своем развитии и улучшении. Это помогает развивать самоанализ, самоконтроль и самоуправление, а также повышать самооценку и уверенность в себе.

– Общение и сотрудничество — это также важные методы развития самопознания и саморазвития. Общение с родителями, учителями, друзьями и другими людьми, позволяют узнать больше о себе, получить обратную связь и поддержку, а также учиться от других. Сотрудничество с другими людьми помогает подросткам развивать социальные навыки, эмпатию и умение работать в команде, а также расширять свои горизонты и перспективы.

Перечисленные в статье факторы, методы и подходы саморазвития в подростковом возрасте помогают более осознанно развивать свои личностные качества, способствуют формированию уверенности в себе, самоуважения и способности к адаптации в различных ситуациях, лучшему пониманию себя, своих целей и потребностей, а также развитию навыков и качеств личности, необходимых для успешной жизни и самореализации.

Литература:

  1. Бакштанский, В. Л. Менеджмент жизни: Стратегия личной эффективности / В. Л. Бакштанский, О. И. Жданов. — М.: Беловодье, 2008–464 с.
  2. Коломинский Я. Л. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений»: АСТ; М.; 2010–239 с.
  3. Макеева А. Г. Что делать???... если делать этого не хочется. — М.: Клевер-Медиа-Групп, 2018
  4. Психология развития: словарь / Под ред. А. Л. Венгера. — М., 2005


Ключевые слова

саморазвитие, подростковый возраст, саморазвитие личности, теоретическое основание саморазвития, процесс саморазвития

Похожие статьи

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Особенности развития личности в юношеском возрасте в контексте процессов социализации и индивидуализации

В статье рассматривается период юношества с точки зрения развития личности. Обозначены основные закономерности развития, итоги социализации и индивидуализации в изучаемом возрастном периоде.

Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе.

К вопросу о развитии самосознания подростков

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Движущие силы, условия и механизмы развития личности

В статье автор анализирует основные движущие силы, механизмы и условия развития личности.

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Формирование социально-психологической зрелости в период студенчества

В статье рассматриваются особенности формирования социально-психологической зрелости в период студенчества.

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпир...

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Похожие статьи

Влияние творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

В статье раскрывается понятие «творческое саморазвитие», ее влияние на формирование личности старшеклассника, указаны некоторые направления решения проблемы творческого саморазвития.

Особенности развития личности в юношеском возрасте в контексте процессов социализации и индивидуализации

В статье рассматривается период юношества с точки зрения развития личности. Обозначены основные закономерности развития, итоги социализации и индивидуализации в изучаемом возрастном периоде.

Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе.

К вопросу о развитии самосознания подростков

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Движущие силы, условия и механизмы развития личности

В статье автор анализирует основные движущие силы, механизмы и условия развития личности.

Творческое саморазвитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования

В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности, рассматриваются структурные компоненты творческого саморазвития: ценностный, мотивационный, когнитивный, деятельностно-творчекий, аналитический.

Формирование социально-психологической зрелости в период студенчества

В статье рассматриваются особенности формирования социально-психологической зрелости в период студенчества.

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпир...

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков

В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Задать вопрос