В статье автор рассматривает основные факторы, влияющие на процесс саморазвития.
Ключевые слова: подростковый возраст, саморазвитие, теоретическое основание саморазвития, процесс саморазвития, саморазвитие личности.
Саморазвитие является одним из аспектов жизнедеятельности человека и предполагает постоянное стремление к личностному росту, расширению знаний и умений, развитию способностей. А саморазвитие в подростковом возрасте является важным этапом, т. к. в этот период происходит активное формирование личности, развитие индивидуальных способностей и интересов, а также определение жизненных целей и приоритетов.
Тема саморазвития личности активно обсуждается в обществе, она становится предметом все более глубокого изучения и интереса. В современном мире проводятся исследования, направленные на понимание процессов саморазвития и поиска собственного жизненного пути с целью помочь людям лучше понять и управлять своей жизнью. Саморазвитие актуально по нескольким причинам:
– изменения в обществе и в технологиях, которые требуют от людей гибкости, а также умения адаптироваться к новым, быстро изменяющимся условиям;
– конкуренция на рынке труда требует от людей постоянного совершенствования своих навыков и компетенций;
– стремление к успешности и благополучию является важной мотивацией для саморазвития и поиска своего места в жизни;
– личностный рост и самореализация становятся наиболее важными ценностями для людей, которые стремятся к успеху в своей жизни и др.
Теоретические основания саморазвития включают в себя различные подходы и концепции, которые помогают понять и объяснить этот процесс. Так, например, гуманистическая психология, которая сосредоточена на развитии потенциала личности и её самореализации. Согласно гуманистической психологии, саморазвитие основано на стремлении к самоактуализации — процессу реализации своих возможностей и полному раскрытию своего потенциала. Этот подход подчеркивает важность самосознания, самооценки и саморегуляции в процессе саморазвития.
Также важным аспектом теоретических оснований саморазвития является понятие психологической гибкости. Она основана на развитии навыков саморегуляции, эмоциональной интеллектности и умения принимать решения. Гибкость позволяет человеку адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, а также принимать новые вызовы и возможности. Таким образом, теоретические основания саморазвития включают в себя гуманистическую психологию и понятие психологической гибкости. Они помогают понять и объяснить процесс саморазвития и успешно реализовываться в течение всего жизненного пути.
Как уже отмечалось выше, саморазвитие играет важную роль в нашей жизни, поскольку оно позволяет нам постоянно расти и развиваться как личности. При формировании саморазвития у подростков в современных социокультурных условиях, немаловажную роль, играет педагогическая поддержка в школе, благоприятная атмосфера в семье, а также получение дополнительного образования (посещение кружков, секций и т. д.). Рассмотрим более подробно основные факторы, влияющие на саморазвитие в подростковом возрасте:
– Первым фактором является семья. Являясь первым и значимым окружением ребёнка, позволяет формировать самопознание и саморазвитие, а также семейные ценности, традиции и эталоны поведения, которые в последствие оказывают влияние на то, как ребенок воспринимает себя и мир вокруг.
– Вторым значимым фактором выступает школа. Учителятакже оказывают значительное влияние на саморазвитие школьников подросткового возраста. Учебная среда, методы и технологии обучения, поддержка со стороны администрации школы и педагогов-предметников позволяют подросткам раскрыть свой потенциал, развивать навыки самопознания и саморазвития. Учителя могут помочь подросткам определить их интересы, цели и приоритеты, а также предоставить им необходимую поддержку и мотивацию для достижения успеха (создание благоприятной атмосферы в классе, индивидуальные беседы, предоставление обратной связи по выполненным заданиям, указывая на сильные и слабые стороны ученика, а также на возможности для их улучшения, организация проектов, которые помогут учащимся совершенствовать свои навыки и интересы, поддержка участия в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях, которые могут стимулировать их к саморазвитию).
– Третьим фактором, определяющим желание саморазвиваться у подростка, являются его друзья, одноклассники и сверстники.Взаимодействие с ними помогает формировать саморазвитие, в связи с тем, что они могут влиять на установку целей и интересы. В целом, взаимодействие с разными людьми помогает подросткам лучше понять себя и свои возможности.
– Четвёртым фактором выступают культурные и социальные нормы и ценности. К ним относится религия, традиции, общественные нормы морали, нравственные ценности. Они определяют, как подросток воспринимает себя в контексте общества и какие ценности, и убеждения он принимает и транслирует.
– К пятому фактору относятся личные особенности и интересы самого подростка.Уникальные способности и таланты, позволяют подросткам определить свои цели и направление дальнейшего развития.
Учитывая, что саморазвитие помогает подростку стать более уверенным в себе, научиться принимать решения и достигать своих целей, важно помнить, что оно также способствует и развитию коммуникативных навыков, позволяет научиться работать в команде и конструктивно разрешать конфликты. Кроме того, саморазвитие может помочь подростку определиться не только с будущей профессией, но и выбрать направление для дальнейшего образования.
Методов и подходов по саморазвитию достаточно много, и подбирать их, необходимо основываясь на индивидуальных предпочтениях и поставленных целях, то есть выбирать те, что реально выполнимы и достижимы. Специалисты в области психологии рекомендуют следующие методы саморазвития для подростков:
– Целеполагание и планирование, позволяет перед собой ставить конкретные и реальные цели, а затем разрабатывать планы действий для их достижения. Это помогает развивать навыки планирования, организации и самодисциплины, а также осознавать свои возможности и ресурсы для реализации поставленных целей.
– Исследование и экспериментирование — это те методы, которые помогают подросткам значительно расширить свои знания и опыт. Могут самостоятельно исследовать различные темы, проводить эксперименты и наблюдения, а также задавать вопросы и искать ответы на них. Это помогает им развивать критическое мышление, аналитические навыки и самостоятельность, а также расширять свои интересы и познавательные возможности.
– Рефлексия и самоанализ — предполагает осознанное и критическое рассмотрение своих мыслей, чувств и действий. Подростки могут задавать себе вопросы о своих целях, интересах, сильных и слабых сторонах, а также анализировать свои реакции на различные ситуации. Самоанализ помогает лучше понять себя и свои потребности, а также определить, какие изменения и улучшения они хотят внести в свою жизнь.
– Саморефлексия и самооценка — помогают правильно осознать и оценить свои достижения и прогресс. Возможно ведение дневника, где записываются мысли, чувства и достижения, а также задавать себе вопросы о своем развитии и улучшении. Это помогает развивать самоанализ, самоконтроль и самоуправление, а также повышать самооценку и уверенность в себе.
– Общение и сотрудничество — это также важные методы развития самопознания и саморазвития. Общение с родителями, учителями, друзьями и другими людьми, позволяют узнать больше о себе, получить обратную связь и поддержку, а также учиться от других. Сотрудничество с другими людьми помогает подросткам развивать социальные навыки, эмпатию и умение работать в команде, а также расширять свои горизонты и перспективы.
Перечисленные в статье факторы, методы и подходы саморазвития в подростковом возрасте помогают более осознанно развивать свои личностные качества, способствуют формированию уверенности в себе, самоуважения и способности к адаптации в различных ситуациях, лучшему пониманию себя, своих целей и потребностей, а также развитию навыков и качеств личности, необходимых для успешной жизни и самореализации.
Литература:
- Бакштанский, В. Л. Менеджмент жизни: Стратегия личной эффективности / В. Л. Бакштанский, О. И. Жданов. — М.: Беловодье, 2008–464 с.
- Коломинский Я. Л. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений»: АСТ; М.; 2010–239 с.
- Макеева А. Г. Что делать???... если делать этого не хочется. — М.: Клевер-Медиа-Групп, 2018
- Психология развития: словарь / Под ред. А. Л. Венгера. — М., 2005