Цель исследования — определить, как влияют занятия скалолазанием на психоэмоциональное состояние школьников и мотивацию к занятиям физкультурой. В статье рассмотрена проблематика психоэмоционального здоровья школьников и определены основные факторы, влияющие на психоэмоциональное состояние, даны определения основным понятиям, рассмотрены существующие виды мотивов и проблематика мотивации к занятиям физкультурой. Определено психоэмоциональное состояние школьников и их уровень мотивации к занятиям физкультурой до и после проведения занятия скалолазанием. Анализ полученных результатов показал, что организованные занятия скалолазанием позволяют раскрепоститься, лучше понять себя, снять стресс, поверить в себя, повысить свою самооценку и гармонизировать отношения со своим окружением. Как показало исследование, включение скалолазания в школьную программу занятий физкультурой положительно сказывается на психоэмоциональном здоровье школьников и уровне мотивации к занятиям физкультурой.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние школьников, скалолазание, мотивация, САН, занятия физкультурой, здоровье.
Введение
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недуга (определение ВОЗ, 1948).
Состояние здоровья подрастающих поколений является важным фактором и предопределяющим условием благополучия общества и его прогрессивного развития. Здоровье человека — один из важнейших критериев, определяющих качество жизни. Чем здоровее человек, тем легче он справляется с ежедневной работой, нагрузками и стрессовыми ситуациями.
Сохранять здоровье с детских лет — первостепенная задача человека, в решении которой ему необходима помощь общества, школы, семьи. Как мы видим, одним из важнейших элементов здоровья является физическое благополучие. Оно зависит от ряда причин: наследственности, экологического состояния окружающей среды, качества медицинского обслуживания и образа жизни. Соблюдение режима, правильное питание и физическая нагрузка способствуют укреплению физического здоровья.
Занятия физкультурой — необходимый элемент здорового образа жизни. Особенно это актуально в современном мире гаджетов и технологий, в котором потребность в двигательной активности всё меньше и меньше. Важно заинтересовать детей заниматься физкультурой с самых ранних лет.
В связи с чем предпринято настоящее исследование, выдвинута гипотеза, определены цель и задачи.
Объект исследования : психоэмоциональное состояние школьников и мотивация к занятиям физкультурой.
Предмет исследования : Влияние занятий скалолазанием на психоэмоциональное состояние школьников и их мотивацию к занятиям физкультурой.
Гипотеза : Занятия скалолазанием положительно сказываются на психоэмоциональном состоянии школьников и их мотивации к занятиям физкультурой.
Цель : Выяснить влияние занятий скалолазанием на психоэмоциональное состояние школьников и мотивацию к занятиям физкультурой.
Задачи :
- Изучить проблематику психоэмоционального здоровья и мотивации детей среднего школьного возраста к занятиям физкультурой;
- Определить психоэмоциональное состояние школьников и уровень их мотивации к занятиям физкультурой;
- Организовать и провести занятия скалолазанием;
- Повторно определить психоэмоциональное состояние школьников и уровень их мотивации к занятиям физкультурой;
- Проанализировать результаты и определить влияние занятий скалолазанием на психоэмоциональное состояние школьников и их мотивацию к занятиям физкультурой.
Психоэмоциональное здоровье детей и факторы на него влияющие
Школьный возраст — уникальный, определяющий период формирования личности. Физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе жизнь в нищете, жестокое обращение и насилие, могут усиливать уязвимость психоэмоционального здоровья детей. Детство — это важнейший период развития социальных и эмоциональных навыков, важных для формирования психоэмоционального благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна, регулярная физическая активность, развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения, обучение эмоциональному самоконтролю. Большое значение имеют безопасные, благоприятные условия в семье, школе и сообществе в целом.
На психоэмоциональное здоровье школьников влияет целый ряд факторов. Повышать уровень стресса могут, в частности, качество жизни в семье, взаимоотношения со сверстниками, желание быть таким же, как ровесники, поиск идентичности, влияние СМИ и социальных сетей.
В связи с этим у школьников часто встречаются поведенческие нарушения. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), характеризующийся трудностями с концентрацией внимания, чрезмерной активностью и действиями без учета последствий, встречается у 3,1 % подростков 8–14 лет и у 2,4 % подростков 15‑19 лет. Поведенческие нарушения могут негативно влиять на обучение подростков, приводить к снижению посещаемости и успеваемости в школе, а расстройство поведения может становиться причиной противоправного поведения [1].
Мотивация к занятиям физкультурой
Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [2].
Мотивация к физической активности — особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности [3]. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой — это сложный многоступенчатый процесс.
В научной литературе выделяют следующие основные виды мотивов:
- Оздоровительные мотивы;
- Двигательно-деятельностные мотивы;
- Соревновательно-конкурентные мотивы;
- Эстетические мотивы;
- Коммуникативные мотивы;
- Познавательно-развивающие мотивы;
- Творческие мотивы;
- Профессионально-ориентированные мотивы;
- Административные мотивы;
- Психолого-значимые мотивы;
- Воспитательные мотивы;
- Статусные мотивы;
- Культурологические мотивы [4].
Школьники ведут малоподвижный образ жизни, сталкиваются с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, проблемами в социальном и межличностном общении. У школьников не сформирована потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Все это ведет к снижению мотивации к занятиям физической культурой и спортом, приводит к снижению уровня индивидуального здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физической подготовленности школьников.
Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой у школьников и несформированность потребности к занятиям физической культурой вызваны, в том числе, слабой организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. В связи с этим важное значение приобретает поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать данное направление в школах.
В связи с этим огромное значение приобретает исследование структуры мотивационной заинтересованности в занятиях физической культурой школьников, поиск путей ее повышения.
Рассмотрим базовую программу занятий по физической культуре для 5–9 классов:
— Подготовка к выполнению видов испытаний(тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО).
— Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы.
— Акробатические упражнения и комбинации.
— Опорные прыжки.
— Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
— Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине.
— Легкая атлетика. Беговые упражнения.
— Прыжковые упражнения.
— Метание малого мяча.
— Кроссовая подготовка длительный бег на выносливость.
— Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
— Волейбол. Игра по правилам.
— Футбол. Игра по правилам [5].
В результате анализа научно-методической литературы и бесед с преподавателями выявлено, что программы по физической культуре школ составляются без учета интересов школьников, и большинство преподавателей проводят занятия строго по программе, не внося никаких изменений, что не способствует повышению интереса к занятиям физической культурой. Большой ущерб физическому воспитанию наносит приоритет нормативного подхода, когда в построении учебного процесса во главу угла ставят не интересы школьника, его здоровье и гармоничное физическое развитие, а его чисто внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами очередной учебной программы. Далее следует принудительная подгонка под какие-то усредненные нормативы, что явно противоречит идее воспитания здорового поколения и отнюдь не способствует приобщению школьников к сфере физической культуры. При таком подходе процесс физического воспитания утрачивает субъективное начало — человеческую индивидуальность.
Таким образом, существует противоречие между постоянно растущими требованиями к подготовке школьников по физической культуре и отсутствием познавательного интереса у школьников к теоретическим и практическим занятиям по этой дисциплине, а также ограниченностью используемых методов в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура». Все это снижает интерес и ухудшает отношение к занятиям физической культурой.
Поэтому очень важно именно в этом возрасте принимать все меры для профилактики расстройств, повышать интерес к занятиям физкультурой, укреплять физическое и психоэмоциональное здоровье школьников. Одним из методов укрепления психоэмоционального здоровья и повышения мотивации к занятиям физкультурой является введение инновационных форм и методов физической активности, таких как скалолазание.
Нами было проведено исследование влияния занятий скалолазанием на психоэмоциональное состояние и мотивацию к занятиям физкультурой школьников. Данное исследование проводилось на контрольной группе школьников 5 класса СМТЛ.
Скалолазание
Скалолазание — вид спорта и вид активного отдыха, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу. Зародившись как разновидность альпинизма, скалолазание в настоящее время — самостоятельный вид спорта, который имеет достаточно солидную историю.
В 2006 году в Турине на ХХ Зимних Олимпийских Играх впервые было представлено спортивное скалолазание в показательных выступлениях. В январе 2007 года образована Международная федерация спортивного скалолазания (IFSC-International Federation of Sport Climbing), в которую вошло 68 стран. В 2010 году МОК официально признал спортивное скалолазание олимпийским видом спорта, претендующим на включение в программу летней Олимпиады 2020 года. Спортивное скалолазание впервые дебютировало на летних Олимпийских играх 2020 года в Токио.
В соответствии с Международными правилами соревнования по спортивному скалолазанию проводятся по следующим дисциплинам:
— Лазание на трудность;
— Лазание на скорость;
— Боулдеринг.
В отличие от многих других видов спорта, в скалолазании выражены творческая и естественная направленность. Это один из немногих видов спорта, где одновременно развиваются такие качества как координация, гибкость и ловкость, логическое и пространственное мышление, улучшается реакция, появляется решительность и целеустремленность. Кроме того, укрепляются все группы мышц [6].
Полезным скалолазание является и с точки зрения психологов. Тренировки на скалодроме позволяют преодолеть собственные страхи. Люди, занимающиеся этим видом спорта, становятся более решительными и настойчивыми в достижении своей цели. Скалолазание развивает чувство ответственности за себя, товарищей и коллектив в целом. Поскольку работа обычно идет в парах. Один ученик совершает подъем, второй страхует его. Здесь развивается чувство ответственности не только за себя, но и за товарища, поскольку в твоих руках его безопасность [7].
Школьный возраст самый подходящий для начала занятий скалолазанием. В этом возрасте дети уже созревают для того, чтобы заниматься спортом осознанно, они уже могут планировать свою деятельность и для них становится важен результат. Занятия на скалодроме быстро улучшают физическую форму и позволяют детям достигать определенного результата на каждом уроке. Активный отдых во время учебного процесса дает комплексную мышечную нагрузку, развивает выносливость, координацию и волевые качества, снимает усталость во время умственного и эмоционального перенапряжения, активизирует интеллектуальную деятельность. Во время занятий происходит приобщение к здоровому образу жизни и знакомство с культурой спорта.
Определение психоэмоционального состояния школьников средних классов
Для определения психоэмоционального состояния учеников мы воспользовались опросником САН («самочувствие, активность, настроение») (см. таблицу 1).
Таблица 1
Опросник САН
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Самочувствие хорошее |
Самочувствие плохое |
|||||||
2 |
Чувствую себя сильным |
Чувствую себя слабым |
|||||||
3 |
Пассивный |
Активный |
|||||||
4 |
Малоподвижный |
Подвижный |
|||||||
5 |
Веселый |
Грустный |
|||||||
6 |
Хорошее настроение |
Плохое настроение |
|||||||
7 |
Работоспособный |
Разбитый |
|||||||
8 |
Полный сил |
Обессиленный |
|||||||
9 |
Медлительный |
Быстрый |
|||||||
10 |
Бездеятельный |
Деятельный |
|||||||
11 |
Счастливый |
Несчастный |
|||||||
12 |
Жизнерадостный |
Мрачный |
|||||||
13 |
Напряженный |
Расслабленный |
|||||||
14 |
Здоровый |
Больной |
|||||||
15 |
Безучастный |
Увлеченный |
|||||||
16 |
Равнодушный |
Взволнованный |
|||||||
17 |
Восторженный |
Унылый |
|||||||
18 |
Радостный |
Печальный |
|||||||
19 |
Отдохнувший |
Усталый |
|||||||
20 |
Свежий |
Изнуренный |
|||||||
21 |
Сонливый |
Возбужденный |
|||||||
22 |
Желание отдохнуть |
Желание работать |
|||||||
23 |
Спокойный |
Озабоченный |
|||||||
24 |
Оптимистичный |
Пессимистичный |
|||||||
25 |
Выносливый |
Утомляемый |
|||||||
26 |
Бодрый |
Вялый |
|||||||
27 |
Соображать трудно |
Соображать легко |
|||||||
28 |
Рассеянный |
Внимательный |
|||||||
29 |
Полный надежд |
Разочарованный |
|||||||
30 |
Довольный |
Недовольный |
|||||||
Шкала опросника состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент опроса.
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в 7 баллов. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0–5,5 баллов [8].
В исследовании приняли участие ученики 5–2 класса МАОУ СМТЛ. Возраст участников 10–12 лет. Для определения их психоэмоционального состояния в конце учебного дня, мы воспользовались опросником САН.
Материалы: опросник, шариковая ручка.
Инструкция к методу: в конце учебного дня мы попросили детей заполнить опросник, никаких дополнительных требований и временных ограничений не было.
Определение уровня мотивации школьников к занятиям физкультурой
Для определения уровня мотивации к занятиям физкультурой мы воспользовались методом анкетирования на базе методики Н. Лускановой. В анкете 10 вопросов закрытого типа. За каждый ответ начисляются баллы. Чем больше баллов, тем выше уровень мотивации. Всего выделяется 5 уровней мотивации:
— высокий уровень мотивации;
— хороший уровень мотивации;
— средний уровень мотивации;
— низкий уровень мотивации;
— отрицательное отношение.
В исследовании приняли участие ученики 5–2 класса МАОУ СМТЛ. Возраст участников 10–12 лет.
Материалы: анкета, ручка.
Инструкция к методу: в конце учебного дня мы попросили детей ответить на вопросы анкеты, никаких дополнительных требований и временных ограничений не было.
Организация и проведение занятия на скалодроме
Для школьников 5–2 класса МАОУ СМТЛ было организовано занятие на скалодроме. Для проведения занятий был выбран скалодром «Park Rock» (г. Самара, Московское шоссе 4, строение 3). Групповое занятие, включало в себя:
— знакомство с инструкторами;
— обучение основам техники безопасности;
— знакомство с оборудованием и правилами его использования;
— знакомство с трассой;
— разминка с использованием специализированных упражнений;
— обучение основным правилам и приемам, используемых в скалолазании;
— подъем по трассе начального уровня;
— страховка партнера во время подъема.
Инструкторы объяснили правила безопасности, которые необходимо соблюдать при нахождении на скалодроме. Провели разминку, раздали оборудование и показали, как им пользоваться. Потом детей разбили на пары. Один ребенок совершал подъем по учебной трассе, второй его страховал (см. рисунок 1). Затем дети менялись ролями. Инструкторы, наблюдая за процессом, подмечали типичные ошибки и вносили коррективы в технику подъема и страховки. В конце занятия были проведены соревнования по скоростному подъему на небольшую высоту с вручением призов победителям (см. рисунок 2).
Рис. 1. Занятие на скалодроме
Рис. 2. Выполнение упражнений на скалодроме
В занятии принял участие 21 ученик. После окончания занятия мы попросили детей заполнить анкету и опросник.
Повторное определение психоэмоционального состояния школьников и их мотивации к занятиям физкультурой после занятий на скалодроме и анализ полученных данных
После занятия на скалодроме мы повторно определили уровень психоэмоционального состояния школьников с помощью опросника САН и уровень мотивации с помощью анкетирования. Методика исследования и состав участников аналогичен исследованию, сделанному до занятия на скалодроме.
Был произведен анализ опросников, заполненных до и после посещения скалодрома. По результатам анализа составлена сводная таблица 2. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии.
Таблица 2
Результаты анализа опросников
Критерии |
Результаты до занятия |
Результаты после занятия |
||
Менее 4 баллов (чел.) |
Более 4 баллов (чел.) |
Менее 4 баллов (чел.) |
Более 4 баллов (чел.) |
|
Самочувствие |
14 |
7 |
2 |
19 |
Активность |
15 |
6 |
3 |
18 |
Настроение |
12 |
9 |
1 |
20 |
После занятия учеников с хорошим настроением стало двадцать, до занятия таких было девять человек. Увеличилась число активных учеников с шести до восемнадцати. Самочувствие также улучшилось, до занятия у семи человек было хорошее самочувствие, после занятия учеников с хорошим самочувствием стало девятнадцать человек.
Представленные результаты говорят, о положительном эмоциональном фоне, в котором находились дети после занятия.
Были проанализированы анкеты, заполненные до и после занятия на скалодроме. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты анализа анкет
Уровень мотивации |
Количество детей до занятий |
Количество детей после занятий |
Высокий уровень мотивации |
1 |
5 |
Хороший уровень мотивации |
3 |
11 |
Средний уровень мотивации |
9 |
4 |
Низкий уровень мотивации |
7 |
1 |
Отрицательное отношение |
1 |
0 |
Мы видим, что до проведения занятия на скалодроме высокий уровень мотивации присутствовал только у одного ученика, присутствовал один ученика с отрицательным отношением и большая часть учеников имела средний уровень мотивации. После проведенного занятия, у пяти учеников мотивация стала высокой, отрицательного отношения не осталось ни у кого, у большей части учеников мотивация из средней стала хорошей.
Полученные результаты говорят о том, что уровень мотивации школьников к занятиям физкультурой вырос после проведенного занятия на скалодроме.
Заключение
Здоровье человека — один из важнейших критериев, определяющих качество жизни, а психоэмоциональное состояние тесно взаимосвязано с благосостоянием человеческого организма в целом. А здоровье, как известно, нужно беречь с детства. Поэтому в своей научной работе объектом исследования мы выбрали психоэмоциональное состояние школьников и мотивацию к занятиям физкультурой.
Проанализировав проблематику психоэмоционального состояния детей и уровня мотивации к занятиям физкультурой, мы определили, что уровень мотивации является одним из ключевых факторов, влияющих на физическое благополучие в целом. Мотивация сложный психофизиологический процесс, на который влияют множество факторов. Включение в занятия физкультурой инновационных форм и методов физической активности, таких как скалолазание, является важным фактором, влияющим на психоэмоциональное состояние школьников и уровень их мотивации к занятиям физкультурой.
Перед занятием мы определяли психоэмоциональное состояние детей и уровень их мотивации к занятиям физкультурой, воспользовавшись опросником САН и методом анкетирования на базе методики Н. Лускановой.
Организовали занятие на скалодроме, на котором дети получили базовые знания и об этом виде спорта. Провели разминку с включением специальных упражнений и выполнили восхождение. Научились пользоваться страховкой и страховать партнера. Получили опыт работы в паре.
После занятия дети повторно заполнили опросники и анкеты. Мы их проанализировали. После занятия увеличилось количество учеников с хорошим настроением и активной позицией, также увеличилось количество учеников с хорошим самочувствием. Эти результаты показывают, что у детей психоэмоциональный фон после занятия стал более спокойным. Также после занятия увеличилось количество детей с высоким и хорошим уровнем мотивации, пропало негативное отношение к занятиям физкультурой.
По результатам анализа можно сделать заключение о том, что организованные занятия скалолазанием позволяют раскрепоститься, лучше понять себя, снять стресс, поверить в себя, повысить свою самооценку и гармонизировать отношения со своим окружением.
Как показало исследование, включение скалолазания в школьную программу занятий физкультурой положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии школьников и их уровне мотивации к занятиям физкультурой. Тем самым наша гипотеза подтвердилась. Занятия скалолазанием положительно сказываются на психоэмоциональном состоянии школьников и их мотивации к занятиям физкультурой. Мы считаем, что занятия на скалодроме необходимо проводить на регулярной основе в рамках школьной программы по физкультуре, не реже нескольких раз в месяц.
Литература:
- Психическое здоровье подростков [Электронный ресурс]: Всемирная организация здравоохранения. — Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health.
- Мотивация [Электронный ресурс]: Википедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация.
- Рогов М. Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. доктора псих. наук. — Казань: 1999. — 349 с
- Пятков В. В. Формирование мотивационно-ценностного отношение студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. канд. пед. наук. — Сургут, 1999. — 184 с.
- Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха 5–9 классы. Авторы: В. И. Лях: Издательство Москва «Просвещение», 2019 г.
- Пахомова, А.В., Учебно-методическая разработка. Скалолазание / А. В. Пахомова — М.: СП, 2005. — 156 с.
- Смолина, О. Ю. Основы скалолазания: Методические рекомендации / О. Ю. Смолина, И. А. Заморов — Тюмень, 2016. — 48 с.
- «Самочувствие, активность, настроение» [Электронный ресурс]: psylab.info/Опросник. — Режим доступа: https://psylab.info/Опросник_«Самочувствие,_активность,_настроение»#:~:text=Тест %20САН %20— %20разновидность %20опросников %20состояний,Сеченова %20В.