Статья рассматривает вопрос об отсутствии мотивации школьников к обучению в среднем звене школы, предпринимаются попытки изучения данного феномена, а также анализируются точки зрения исследователей, описываются пути разрешения проблемы.
Ключевые слова: отсутствие мотивации, индивидуальный подход, подростковый возраст, внешние составляющие мотивации, внутренние составляющие мотивации.
От уровня мотивации к обучению зависит весь процесс учения. Не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения. Одним из важных критериев готовности к обучению в средней школе является достаточная сформированность основных компонентов учебной деятельности, позволяющая ребенку успешно усваивать программный материал.
Если младший школьный возраст — период начального знакомства с учебной деятельностью, овладения ее основными компонентами, то средний школьный возраст — это период овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учеников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Эта мотивация направлена не только на получение новых знаний, но и на поиск общих закономерностей и освоение самостоятельных способов добывания новых знаний.
У многих детей в этот период повышается тревожность, снижается уверенность. Обучение перестает быть ведущей деятельностью, и активность ребенка в большей мере направлена на общение со сверстниками, а также внеурочные виды деятельности. В связи с этим особенностями учебной мотивации подростков является: с одной стороны, низкая значимость учения в познавательной деятельности, преобладание внешней мотивации, но, с другой стороны, укрепление широких познавательных интересов и развитие мотивов самообразования.
Уже с началом процесса обучения в средней школе становится шире само определение «учения». Оно уже не находится в рамках только учебной программы, а зачастую выдается за ее пределы, может в большей степени реализовываться самостоятельно. Но это становится реальным лишь тогда, когда интерес к учению является главным мотивом. Если же учение не имеет для ребенка большой ценности и у него слаборазвита познавательная активность, то учебная деятельность становится сугубо формальной, не выполняющей своих функций в развитии подрастающего поколения. На этом этапе у школьников появляется разочарование в учебе, пропадает желание учиться, возникает отрицательное отношение к школе в целом.
Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д. Б., Давыдов В. В., Божович Л. И., Маркова А. К., Абрамова Г. С., Матюхина М. В., Щукина Г. И., Якобсон П. М. и другие ученые. Им удалось доказать, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения. Процесс же перехода детей в среднюю школу рассматривается в педагогической психологии как сложный этап обучения и развития детей. В разное время разрабатывались всевозможные аспекты данной проблемы, такими авторами, как: Т. В. Драгуновой, А. М. Прихожан, Д. Б. Элькониным, Л. А. Ясюковой и другими.
В публикациях касательно особенностей данного периода жизни в школе детей, авторы перечисляют симптомы неблагополучия, которые дети начинают проявлять при переходе в среднюю школу, такие как: нарушения поведения, снижение дисциплины и успеваемости, рост заболеваемости и появление невротических проявлений. Причины таких нарушений могут скрываться в особенностях младшего подросткового возраста, поэтому анализ проблемы важно проводить с данной перспективы. Причиной тому может быть утверждение Л. С. Выготского, что: «Возраст — это культурно-историческая категория, поэтому границы его подвергаются сильным изменениям в ходе развития социума».
Также, неопределенность младшего подросткового периода, как возраста, может осуществляться под влиянием биологических факторов современности, таких как наблюдаемый феномен акселерации, ранее половое созревание, которые вносят лепту в проблемы младшего подросткового возраста и, соответственно, снижают уровень мотивации к обучению.
Поэтому, в ходе обсуждения проблем перехода детей из начального в среднее звено, важно рассматривать с точки зрения современной ситуации развития.
Исследования последних 10 лет показывают, что сегодня непосредственно пятиклассники показывают качественное своеобразие психических способностей, которые можно считать приобретением и достоянием подростков. Похожая тенденция наблюдается в развитии личностной рефлексии. Так, в ранних исследованиях Н. И. Гуткиной было доказано, что скачок данного качества осуществляется на рубеже 12–13 лет, однако более поздние исследования К. Н. Поливановой показывают, что сейчас, данный скачок осуществляется уже у 10-тих летних детей. Также, согласно мнению автора, именно на пятиклассников приходится теперь кризис непротиворечивого и устойчивого, а также самодостаточного «Я», что развивает потерю целостности представлений о себе, однако формирует фокус «Я» и готовности к изменениям.
Ориентируясь на данные последних исследований, можно сделать вывод, что у современных младших подростков наблюдается кризис подросткового возраста, которое может быть причиной негативных проявлений и снижения мотивации при обучении в среднем звене школы.
Согласно нашему мнению, становление мотивации зависит от усложнения и развертывания связей индивида с окружающим миром, а также разными людьми. Важно так же сочетание внешних и внутренних составляющих мотивации обучения. Внешние — это характеристики деятельности педагога, сути обучения, методов воспитания и обучения, уровней педагогического мастерства преподавателя, материально-технического оснащения аудиторий, применения технических средств обучения, психологического климата и требований преподавателей. Внешние условия способны определять виды деятельности, куда включаются подростки, либо ту систему непосредственных и опосредованных взаимодействий с окружающими людьми, в которые вступают подростки. Внутренние условия становления мотивации — это качественные изменений в психическом развитии, а также структурные психологические новообразования, появляющиеся у подростков при включении их в организуемые педагогом виды общения и деятельности. Учебная деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усваивать определенные навыки, знания, умения. Обучение, либо учение — это особенная деятельность человека, которая возможна только на той стадии развития психики человека, когда он может регулировать собственные действия сознательной целью.
При формировании учебной мотивации стоит использовать индивидуальный подход в обучении, заключающийся в обеспечении самораскрытия ребенка, помощи ему в использовании своих возможностей, талантов, способностей, интересов, избегать пробелов в знаниях, развивать познавательный интерес, индивидуальность ребенка, смягчать недостатки семейного воспитания. Учителю на уроках нужное перманентно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо способствовать укреплению уверенности ученика в своих силах, снижению отрицательного влияния стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости, формированию ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимном уважении.
Литература:
- Веракса, Н. Е. Социальная психология: Учебник / Н. Е. Веракса. — М.: Академия, 2018. — 176 c.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; [под ред. В. В. Давыдова]. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 671 с.... — 3-е изд., стер. — М.: Смысл, 2014. — 119 с.
- Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2016. — 800 c.
- Мешков, Н.И., Мешков, Д. Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии // ИТС. 2015. № 1 (78). -С.90–99.
- Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Издат. центр, 2000. — 184 с.
- Тимашева, Л. В. Становление самосознания ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07. — Волгоград, 2005. — 186 с.