Особенности учебной мотивация на начальном этапе обучения младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности учебной мотивация на начальном этапе обучения младших школьников / С. А. Никитина, Е. А. Коноваленко, Т. А. Полётова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 554-556. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103786/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматриваются особенности учебной мотивации учеников начальной школы.

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, учебная мотивация, учебный процесс, мотив, мотивационная сторона.

Поступая в школу, каждый ребёнок имеет свою внутреннюю позицию, он хочет хорошо учиться, получать новые знания и опыт. Чтобы пусть познания был качественным и целесообразным обучающихся необходимо мотивировать. Изучить мотивацию, значит выявить реальный уровень и возможность развития перспективы обучения.

Результатами познания становится основа для планирования процесса формирования знаний. Формирование — это целенаправленный процесс, в котором учитель сравнивает полученные результаты с исходными данными, которые были на начальном уровне формирования знаний. Сравнивает с планируемыми результатами.

Учитель не должен выполнять роль наблюдателя развития мотивационной стороны, а должен наоборот стимулировать её развитие системой психологических приёмов. Ведь именно от учебной мотивации зависит отношение ребёнка к обучению, учителю. Она влияет на характер деятельности младших школьников, на становление ученика как личности.

Обратимся к педагогике и изучим определения «мотивации».

Философ и психолог Узнадзе Д. Н. определяет мотивацию как «период, предшествующий волевому акту» [3].

Рубинштейн С. Л. в своих трудах описывал мотивацию как «детерминацию, реализующуюся через психику». По мнению психолога, мотивация — это «опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» [2].

Эффективность учебного процесса во многом зависит от мотивационного уровня обучающихся. Мотивация обуславливается деятельностью. А деятельность побуждается конкретными мотивами. Мотивы — это именно то, ради чего выполняется деятельность.

По отношению к деятельности мотивы разделяются на несколько групп:

1) внешние — это мотивы обязанностей, долга, оценки, достижений, успехов, благополучия, избегание конфликтных ситуаций и неприятностей;

2) внутренние — это проявление интереса к содержанию, процессу деятельности, овладение способами к саморазвитию.

Чаще всего внешние мотивы оказывают негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Одна из главных задач педагога — это повышение уровня внутренней мотивации каждого обучающегося.

Психолог Е. П. Ильин выделяет, что мотивация — это «совокупность мотивов, возникающих, меняющихся и реализуемых в процессе поведения». Особое внимание обращает на то, что мотивация не только отражается в сознании субъекта, но и прогнозируется им, когда он сравнивает разные варианты своих действий и их последствия [1].

Российский психолог С. Р. Немов под понятием мотивации подразумевает «совокупность причин психологического характера, объясняющихся поведением человека, направленностью и активностью».

Социолог Г. М. Андреева говорит о том, что мотивация складывается из следующих видов побуждений: мотив, потребность, интерес, стремление, цель, влечение, мотивационные, идеалы.

Развитие мотивации складывается из нескольких стадий:

1) Актуализация.

2) Выбор действий, формируются намерения, ставится цель.

3) Реализация намерений.

4) Постреализация.

Не стоит упускать тот факт, что мотив и мотивации объединяют в себе представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, которые имеются у людей, не стоит и забывать о внешних факторах, заставляющих вести себя конкретным образом.

Следовательно, определение «мотивация» шире понятия «мотив». Мотив — это один из видов побуждений к мотивации.

Педагог и психолог Д. Б. Эльконин в структуру учебной мотивации младших школьников отправляет следующие мотивы:

Основное содержание учебной деятельности составляют познавательные мотивы деятельности. Познавательные мотивы отражают стремление младших школьников к самообразованию, направляют на самостоятельное совершенствование способов получения новых знаний.

Социальные мотивы — взаимодействие младших школьников с окружающей средой. Главная составляющая — получение отметок, знаний, выработка ответственности и ценности знаний.

Высокая похвала и отметка для ребёнка — это эмоциональная защищённость, гордость.

Человека, стремящегося выполнять определенную деятельность, можно назвать замотивированным. Если обучающийся прилежен в учебной деятельности, значит, у него мотивация к учебе. У спортивного человека, стремящегося к достижению высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения. Начальник, директор склонен к подчинению, значит, это высокий уровень мотивации к власти.

Совокупностью побуждающих факторов, которые определяют активность личности является мотивация. Мотивация включает в себя мотивы, потребности, стимулы, которые обуславливают поведение человека.

Автор педагогической психологии Д. Б. Эльконин относит учебную мотивацию в структуру учебной деятельности младших школьников. Учебная мотивация — это совокупность мотивов, соответствующих задачам педагогической деятельности, направляющих действия учащегося и определяющих его поведение в системе школьных ценностей [4].

Любая деятельностная направленность без мотива или со слабым мотивом либо вообще не реализуется, либо оказывается крайне неустойчивой.

Российский философ В. Н. Лаврененко выделяет, мотивация объясняет направленность действия, организованную и устойчивую целость деятельности, стремление к достижению поставленной цели. Мотивация, представляющая собой систему мотивов, придает деятельности определенный смысл и направленность.

Для учеников начальной школы учебная деятельность имеет разный смысл. Важную роль имеет выявление характера учебной мотивации и смысла учения. В процессе взросления структура установок мотивационной стороны может изменяться.

Поступая в школу, чаще всего первоклассник приходит положительно мотивированным. Но для того, чтобы положительное отношение к школе и к учёбе стало прогрессивным, необходимо мотивацию укрепить. Учитель должен уделить особое внимание на формирование у детей устойчивой мотивации к достижению успехов, к учебным интересам, являющимся основой учебно-познавательной мотивации.

Сравнивая динамику мотивов учеников первых и третьих классов можно выявить, что на первой ступени у учеников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, например, сидеть за партой, носить портфель, складывать свои принадлежности, носить школьную форму. Со временем начинает проявляться интерес к первым результатам своей учебной деятельности, например, письмо первых букв и цифр, первая похвала и отметка. Только через преодоление этих интересов начинает формироваться интерес к учебному процессу в целом, а затем к получению знаний.

Таким образом, мотивация учебной деятельности даёт самое глубокое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет уровень успешности. Если мотивы обучения отсутствуют, то это непременно приводит к сокращению уровня успеваемости. Центральной частью содержания мотивации в младшем школьном возрасте является установка — «научиться учиться». Роль младшего школьника — это начальная стадия формирования мотивации обучения. Именно от неё во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.

Литература:

  1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — 1-изд. — Санкт — Петербург: Питер, 2002. — 507 c.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — 3-изд. — Санкт — Петербург: Питер, 2000. — 712 c.
  3. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. — 2-изд. — Москва: Живая классика, 2004. — 413 c.
  4. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — 4-изд. — Москва: Академия, 2007. — 384 c.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, мотивация, учебная мотивация, учебный процесс, мотив, мотивационная сторона, вид побуждений, начальная школа, особое внимание, поведение человека.


Похожие статьи

Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы

В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Развитие учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста

В данной статье рассматривается проблема развития учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста. Также рассматриваются условия развития учебной самостоятельности и её уровни.

Различные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская деятельность учащихся»

В данной статье рассматриваются различные взгляды на определение понятия «учебно-исследовательская деятельность» в методической литературе.

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Формирование мотивации обучающихся к речевой деятельности на уроках

В статье особое место уделяется проблеме формирования мотивации речевой деятельности младших школьников на уроках. Создание мотивации является основным условием усвоения связной речи.

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Формирование познавательной культуры учащихся с помощью содержания образования

В данной статье рассматриваются вопросы стимулирования обучающихся к формированию познавательной культуры, через процесс обучения. Приведены основные задачи, способствующие вызвать познавательный интерес обучающихся к познавательной деятельности.

Похожие статьи

Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы

В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Развитие учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста

В данной статье рассматривается проблема развития учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста. Также рассматриваются условия развития учебной самостоятельности и её уровни.

Различные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская деятельность учащихся»

В данной статье рассматриваются различные взгляды на определение понятия «учебно-исследовательская деятельность» в методической литературе.

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Формирование мотивации обучающихся к речевой деятельности на уроках

В статье особое место уделяется проблеме формирования мотивации речевой деятельности младших школьников на уроках. Создание мотивации является основным условием усвоения связной речи.

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Формирование познавательной культуры учащихся с помощью содержания образования

В данной статье рассматриваются вопросы стимулирования обучающихся к формированию познавательной культуры, через процесс обучения. Приведены основные задачи, способствующие вызвать познавательный интерес обучающихся к познавательной деятельности.

Задать вопрос