Различные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская деятельность учащихся» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 10.05.2019

Статья просмотрена: 4434 раза

Библиографическое описание:

Журкина, М. И. Различные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская деятельность учащихся» / М. И. Журкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 348-351. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58885/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматриваются различные взгляды на определение понятия «учебно-исследовательская деятельность» в методической литературе.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, этапы учебно-исследовательской деятельности учащихся, средства организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, учебно-исследовательская задача, учебное исследование.

Понятие «учебно-исследовательская деятельность», несмотря на широкое распространение в современной отечественной педагогике, не имеет однозначного толкования.

Приведем различные формулировки определения понятия «учебно-исследовательская деятельность», которые в наибольшей мере отражают сущность данного понятия.

Учебно-исследовательская деятельность рассматривается как:

1) целенаправленная и упорядоченная совокупность действий, обеспечивающих мотивационное и активное вхождение учащегося в процесс учебного познания, в ходе которого он исследует объективно новую для себя проблему (Т. И. Чернецкая) [1];

2) деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения субъективно нового знания и развития личностных характеристик учащегося, способствующих продолжению его образования (Е. А. Маркова) [2];

3) вид деятельности, характеризуемой определенной профильной направленностью, которая предопределяет возможности повышения эффективности профессионального самоопределения с точки зрения соответствия особенностям личности, способствующую развитию потребностей познания, а также удовлетворению интересов учащихся (В. И. Андреев) [3];

4) форма проявления учебно-познавательной творческой деятельности учащихся школ, которая заключается в приобретении ими субъективно нового знания при решении учебных исследовательских задач и способствующая развитию личности субъекта учения (К. А. Халатян) [4].

Вследствие всего вышесказанного определим понятие учебно-исследовательской деятельности учащихся. Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность учащихся по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что представляет собой условие и средство развития у учащихся творческих исследовательских умений.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся состоит из следующих основных этапов: ориентирование, проблематизация, планирование, определение средств, сбор материалов или проведение эксперимента, анализ и рефлексия (таблица 1) [5].

Таблица 1

Основные этапы учебно-исследовательской деятельности

Этап учебно-исследовательской деятельности

Операционная составляющая (действия на этапе) учащегося

Операционная составляющая (действия на этапе) педагога

Ориентирование

Выделение предметной области осуществления исследования

Указание определенных параметров выбора темы, при непосредственной опоре на интерес и мотивацию учащегося

Проблематизация

Выделение и осознание проблемы — конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент времени ответа, постановка цели исследования

Создание проблемной ситуации посредством использования различных проблемных заданий

Планирование

Формулирование задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска

Формирование среды, провоцирующей учащегося к самораспределению и самоуправлению, создание ситуаций, в которых учащемуся необходимо принимать самостоятельные решения

Определение средств

Освоение способов действия, подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования

Координирование учащегося при определении методов исследования, круга изучаемых источников, демонстрирование основ работы в библиотеке и сети Интернет, демонстрирование принципов работы с литературой

Сбор материалов или проведение эксперимента

Сбор эмпирического материала, постановка и проведение эксперимента, первичная систематизация полученных данных

Организация работы по сбору материалов, систематизация совместно с учащимся материала

Анализ

Обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных

Проведение совместно с учащимся анализа полученных данных, критика отобранных идей, объяснение плюсов и минусов различных вариантов решения проблемы

Рефлексия

Соотнесение собственных выводов с полученными ранее, с процессом проведения исследования, с существующими знаниями и данными

Корректирование выступления учащегося, разъяснение принципов публичного выступления, составление плана дальнейших исследований

Участие учащихся в учебно-исследовательской деятельности, особенно по математике (в силу специфики математической учебно-исследовательской деятельности) требует от учащихся определенной интеллектуальной и психологической подготовки, поэтому многие разработанные в настоящее время методики адресованы более подготовленным учащимся классов и школ с углубленным изучением математики, при этом перенос таких методик в обычный класс весьма затруднителен [6].

Учебно-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при: выявлении существенных свойств понятий или отношений между ними; установлении связей данного понятия с другими; ознакомлении с фактом, отраженном в формулировке теоремы, в доказательстве теоремы; обобщении теоремы; составлении обратной теоремы и проверке ее истинности; выделении частных случаев некоторого факта в математике; обобщении различных вопросов; классификации математических объектов, отношений между ними, основных фактов данного раздела математики; решении задач различными способами; составлении новых задач, вытекающих из решения данных; построении контрпримеров и т. д. [7].

В качестве средств организации учебно-исследовательской деятельности учащихся целесообразно использовать учебно-исследовательские задачи и учебные исследования [6].

Под учебно-исследовательской задачей понимается математическая задача, процесс решения которой предполагает осуществление учащимся учебно-исследовательской деятельности в полном объеме или отдельных ее этапов.

Учебно-исследовательская задача занимает промежуточное положение между учебной задачей, алгоритм решения которой неизвестен только учащемуся, и научно-исследовательской задачей, которая формулируется самим исследователем, способ решения которой, как правило, неизвестен, а ее решение представляет собой объективно новые знания [8].

Пример 1. Докажите, что два соседних числа Фибоначчи и взаимно просты.

Пример 2. Пусть – различные простые числа. Докажите, что числа не могут быть членами одной арифметической прогрессии.

Под учебным исследованием будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений: добывать новые предметные знания, приемы и способы действий; самостоятельно организовывать поиск; достигать поставленных целей обучения; формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т. п. [9].

Учебное исследование сохраняет логику научного исследования, но отличается тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний, и имеет своим результатом изменения, которые происходят в учащемся [10].

Учебные исследования как средство организации учебно-исследовательской деятельности учащихся могут проводиться в форме мастерских и исследовательских проектов.

Учитывая все вышеизложенное, отметим, что для эффективной организации учебно-исследовательской деятельности необходимо учитывать исходный исследовательский потенциал учащихся, стимулировать положительную мотивацию учащихся на участие в учебно-исследовательской деятельности, формировать недостаточно развитые умения посредством организации соответствующих этапов учебно-исследовательской деятельности. Эффективными средствами организации учебно-исследовательской деятельности учащихся и ее отдельных этапов являются учебно-исследовательские задачи и учебные исследования. Цель использования данных средств состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное [6].

Литература:

  1. Чернецкая, Т. И. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в контексте анализа современного стиля управления и организаторской деятельности учителя / Т. И. Чернецкая // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. — 2013. — № 6. — С. 196–202.
  2. Маркова, Е. А. Структура учебно-исследовательской деятельности учащихся 5–6 классов в процессе обучения математике / Е. А. Маркова // Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. — 2014. — С. 160–167.
  3. Валеева, О. А. Технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 04.04.18: утв. 05.04.18 / Ольга Анатольевна Валеева.; науч. рук. Г. И. Железовская; Сарат. гос. юрид. Акад. — Саратов, 2018. — 200 с.: табл. — Библиогр.: с. 23–24.
  4. Халатян, К. А. Формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / К. А. Халатян. — Владикавказ, 2011. — 23 с.
  5. Юрьева, С. С. Учебно-исследовательская деятельность на уроках немецкого языка как форма самореализации и личностного роста учащихся старших классов / С. С. Юрьева // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 2. — С. 65–73.
  6. Клещева, И. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 04.04.03: утв. 05.04.03 / Ирина Валерьевна Клещева; науч. рук. Н. Л. Стефанова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2003. — 176 с.: табл. — Библиогр.: с. 110–118.
  7. Далингер, В. А. Интегративные учебные проекты по математике и информатике как средство организации учебно-исследовательской деятельности учащихся / В. А. Далингер // Вестник СИБИТа. — 2016. — № 1. — С. 136–141.
  8. Букушева, А. В. Учебно-исследовательские задачи в подготовке бакалавров-математиков / А. В. Букушева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. — 2015. — № 11. — С. 85–93.
  9. Далингер, В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики / В. А. Далингер // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2010. — № 11. — В 2-х ч. — Ч. 1. — С. 36–39.
  10. Кондаурова, И. К. Внеурочная деятельность и дополнительное математическое образование школьников в условиях ФГОС: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 — «Педагогическое образование» (профиль подготовки бакалавриата — «Математическое образование»; форма обучения — очная) / И. К. Кондаурова. — Саратов, 2017. — 183 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность учащихся, учащийся, проведение эксперимента, сбор материалов, учебно-исследовательская задача, этап, знание, средство организации.


Ключевые слова

учебно-исследовательская деятельность, учебное исследование, этапы учебно-исследовательской деятельности учащихся, средства организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, учебно-исследовательская задача

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Содержание и структура научно-исследовательской деятельности педагога

В статье даётся определение понятию «научно-исследовательская деятельность педагога», исследуются компетенции, которые необходимы педагогу для осуществления подобного рода деятельности, анализируются структурные компоненты научно-исследовательской де...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

Особенности учебной мотивация на начальном этапе обучения младших школьников

В данной статье рассматриваются особенности учебной мотивации учеников начальной школы.

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Педагогические технологии в культурно-просветительской деятельности по безопасности жизнедеятельности

В статье рассмотрены возможности использования педагогических технологий в культурно-просветительской деятельности. Определены основные понятия и подходы.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Общая характеристика рекламной деятельности

В данной статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «рекламная деятельность». Дана характеристика выполняемым функциям, роли рекламной деятельности, а также рассмотрены её основные классификации.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Содержание и структура научно-исследовательской деятельности педагога

В статье даётся определение понятию «научно-исследовательская деятельность педагога», исследуются компетенции, которые необходимы педагогу для осуществления подобного рода деятельности, анализируются структурные компоненты научно-исследовательской де...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

Особенности учебной мотивация на начальном этапе обучения младших школьников

В данной статье рассматриваются особенности учебной мотивации учеников начальной школы.

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Педагогические технологии в культурно-просветительской деятельности по безопасности жизнедеятельности

В статье рассмотрены возможности использования педагогических технологий в культурно-просветительской деятельности. Определены основные понятия и подходы.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Общая характеристика рекламной деятельности

В данной статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «рекламная деятельность». Дана характеристика выполняемым функциям, роли рекламной деятельности, а также рассмотрены её основные классификации.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Задать вопрос