В данной статье рассматриваются различные взгляды на определение понятия «учебно-исследовательская деятельность» в методической литературе.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, этапы учебно-исследовательской деятельности учащихся, средства организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, учебно-исследовательская задача, учебное исследование.
Понятие «учебно-исследовательская деятельность», несмотря на широкое распространение в современной отечественной педагогике, не имеет однозначного толкования.
Приведем различные формулировки определения понятия «учебно-исследовательская деятельность», которые в наибольшей мере отражают сущность данного понятия.
Учебно-исследовательская деятельность рассматривается как:
1) целенаправленная и упорядоченная совокупность действий, обеспечивающих мотивационное и активное вхождение учащегося в процесс учебного познания, в ходе которого он исследует объективно новую для себя проблему (Т. И. Чернецкая) [1];
2) деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения субъективно нового знания и развития личностных характеристик учащегося, способствующих продолжению его образования (Е. А. Маркова) [2];
3) вид деятельности, характеризуемой определенной профильной направленностью, которая предопределяет возможности повышения эффективности профессионального самоопределения с точки зрения соответствия особенностям личности, способствующую развитию потребностей познания, а также удовлетворению интересов учащихся (В. И. Андреев) [3];
4) форма проявления учебно-познавательной творческой деятельности учащихся школ, которая заключается в приобретении ими субъективно нового знания при решении учебных исследовательских задач и способствующая развитию личности субъекта учения (К. А. Халатян) [4].
Вследствие всего вышесказанного определим понятие учебно-исследовательской деятельности учащихся. Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность учащихся по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что представляет собой условие и средство развития у учащихся творческих исследовательских умений.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся состоит из следующих основных этапов: ориентирование, проблематизация, планирование, определение средств, сбор материалов или проведение эксперимента, анализ и рефлексия (таблица 1) [5].
Таблица 1
Основные этапы учебно-исследовательской деятельности
Этап учебно-исследовательской деятельности |
Операционная составляющая (действия на этапе) учащегося |
Операционная составляющая (действия на этапе) педагога |
Ориентирование |
Выделение предметной области осуществления исследования |
Указание определенных параметров выбора темы, при непосредственной опоре на интерес и мотивацию учащегося |
Проблематизация |
Выделение и осознание проблемы — конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент времени ответа, постановка цели исследования |
Создание проблемной ситуации посредством использования различных проблемных заданий |
Планирование |
Формулирование задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска |
Формирование среды, провоцирующей учащегося к самораспределению и самоуправлению, создание ситуаций, в которых учащемуся необходимо принимать самостоятельные решения |
Определение средств |
Освоение способов действия, подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования |
Координирование учащегося при определении методов исследования, круга изучаемых источников, демонстрирование основ работы в библиотеке и сети Интернет, демонстрирование принципов работы с литературой |
Сбор материалов или проведение эксперимента |
Сбор эмпирического материала, постановка и проведение эксперимента, первичная систематизация полученных данных |
Организация работы по сбору материалов, систематизация совместно с учащимся материала |
Анализ |
Обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных |
Проведение совместно с учащимся анализа полученных данных, критика отобранных идей, объяснение плюсов и минусов различных вариантов решения проблемы |
Рефлексия |
Соотнесение собственных выводов с полученными ранее, с процессом проведения исследования, с существующими знаниями и данными |
Корректирование выступления учащегося, разъяснение принципов публичного выступления, составление плана дальнейших исследований |
Участие учащихся в учебно-исследовательской деятельности, особенно по математике (в силу специфики математической учебно-исследовательской деятельности) требует от учащихся определенной интеллектуальной и психологической подготовки, поэтому многие разработанные в настоящее время методики адресованы более подготовленным учащимся классов и школ с углубленным изучением математики, при этом перенос таких методик в обычный класс весьма затруднителен [6].
Учебно-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при: выявлении существенных свойств понятий или отношений между ними; установлении связей данного понятия с другими; ознакомлении с фактом, отраженном в формулировке теоремы, в доказательстве теоремы; обобщении теоремы; составлении обратной теоремы и проверке ее истинности; выделении частных случаев некоторого факта в математике; обобщении различных вопросов; классификации математических объектов, отношений между ними, основных фактов данного раздела математики; решении задач различными способами; составлении новых задач, вытекающих из решения данных; построении контрпримеров и т. д. [7].
В качестве средств организации учебно-исследовательской деятельности учащихся целесообразно использовать учебно-исследовательские задачи и учебные исследования [6].
Под учебно-исследовательской задачей понимается математическая задача, процесс решения которой предполагает осуществление учащимся учебно-исследовательской деятельности в полном объеме или отдельных ее этапов.
Учебно-исследовательская задача занимает промежуточное положение между учебной задачей, алгоритм решения которой неизвестен только учащемуся, и научно-исследовательской задачей, которая формулируется самим исследователем, способ решения которой, как правило, неизвестен, а ее решение представляет собой объективно новые знания [8].
Пример 1. Докажите, что два соседних числа Фибоначчи и взаимно просты.
Пример 2. Пусть – различные простые числа. Докажите, что числа не могут быть членами одной арифметической прогрессии.
Под учебным исследованием будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений: добывать новые предметные знания, приемы и способы действий; самостоятельно организовывать поиск; достигать поставленных целей обучения; формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т. п. [9].
Учебное исследование сохраняет логику научного исследования, но отличается тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний, и имеет своим результатом изменения, которые происходят в учащемся [10].
Учебные исследования как средство организации учебно-исследовательской деятельности учащихся могут проводиться в форме мастерских и исследовательских проектов.
Учитывая все вышеизложенное, отметим, что для эффективной организации учебно-исследовательской деятельности необходимо учитывать исходный исследовательский потенциал учащихся, стимулировать положительную мотивацию учащихся на участие в учебно-исследовательской деятельности, формировать недостаточно развитые умения посредством организации соответствующих этапов учебно-исследовательской деятельности. Эффективными средствами организации учебно-исследовательской деятельности учащихся и ее отдельных этапов являются учебно-исследовательские задачи и учебные исследования. Цель использования данных средств состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное [6].
Литература:
- Чернецкая, Т. И. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в контексте анализа современного стиля управления и организаторской деятельности учителя / Т. И. Чернецкая // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. — 2013. — № 6. — С. 196–202.
- Маркова, Е. А. Структура учебно-исследовательской деятельности учащихся 5–6 классов в процессе обучения математике / Е. А. Маркова // Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. — 2014. — С. 160–167.
- Валеева, О. А. Технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 04.04.18: утв. 05.04.18 / Ольга Анатольевна Валеева.; науч. рук. Г. И. Железовская; Сарат. гос. юрид. Акад. — Саратов, 2018. — 200 с.: табл. — Библиогр.: с. 23–24.
- Халатян, К. А. Формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / К. А. Халатян. — Владикавказ, 2011. — 23 с.
- Юрьева, С. С. Учебно-исследовательская деятельность на уроках немецкого языка как форма самореализации и личностного роста учащихся старших классов / С. С. Юрьева // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 2. — С. 65–73.
- Клещева, И. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 04.04.03: утв. 05.04.03 / Ирина Валерьевна Клещева; науч. рук. Н. Л. Стефанова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2003. — 176 с.: табл. — Библиогр.: с. 110–118.
- Далингер, В. А. Интегративные учебные проекты по математике и информатике как средство организации учебно-исследовательской деятельности учащихся / В. А. Далингер // Вестник СИБИТа. — 2016. — № 1. — С. 136–141.
- Букушева, А. В. Учебно-исследовательские задачи в подготовке бакалавров-математиков / А. В. Букушева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. — 2015. — № 11. — С. 85–93.
- Далингер, В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики / В. А. Далингер // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2010. — № 11. — В 2-х ч. — Ч. 1. — С. 36–39.
- Кондаурова, И. К. Внеурочная деятельность и дополнительное математическое образование школьников в условиях ФГОС: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 — «Педагогическое образование» (профиль подготовки бакалавриата — «Математическое образование»; форма обучения — очная) / И. К. Кондаурова. — Саратов, 2017. — 183 с.