Сущность учебной мотивации младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Гирфанова, Е. Р. Сущность учебной мотивации младших школьников / Е. Р. Гирфанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119874/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена такой проблеме как мотивация учебной деятельности у детей школьного возраста. Рассматриваются основные факторы, причины и силы мотивации обучения школьников, их влияние на успешность учебной деятельности. Также даётся характеристика познавательным и социальным мотивам.

Ключевые слова: мотивация, мотив, учебная деятельность, младший школьный возраст.

Учебная мотивация младших школьников формируется под сильным влиянием образа учителя, поскольку на этом возрастном этапе дети активно воспринимают окружающих как образцы для подражания. Учитель, с одной стороны, является основным источником знаний, а с другой — человеком, чьё отношение к ученику влияет на его самооценку и мотивацию к учёбе. Важно отметить, что в этом возрасте школьники ещё не всегда способны осознавать свои внутренние побуждения, и часто их мотивация зависит от того, как они воспринимают взаимодействие с педагогом.

Младший школьный возраст является новой ситуацией развития и требует от ребенка особой деятельности — учебной. Для того, чтобы эта деятельность была эффективной, необходимо сформировать мотивацию к учению. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Ребенок желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация. Одной из важнейших проблем обучения и воспитания учащихся является формирование мотивационной сферы младших школьников [1].

Образ учителя можно рассматривать как динамичное сочетание личных качеств и профессиональных навыков, которые создают на уроках атмосферу, стимулирующую или, наоборот, сдерживающую стремление ученика к обучению. Если учитель является источником положительных эмоций, поддержки и признания, это способствует развитию у детей внутренней мотивации. На таком фоне ученики начинают воспринимать учёбу не как обязанность, а как возможность проявить себя и добиться успеха. Поддержка учителя помогает школьникам преодолевать трудности, видеть в обучении не только нагрузку, но и радость от новых знаний.

Однако в случае, когда образ учителя ассоциируется с авторитарностью, холодностью или несправедливостью, мотивация ученика может снизиться. В таком контексте ребёнок воспринимает учёбу как тяжёлую обязанность, а процесс обучения теряет эмоциональную ценность. Например, если педагог постоянно акцентирует внимание на ошибках ученика, игнорируя его достижения, это может привести к тому, что ребёнок потеряет уверенность в себе и интерес к учёбе. В таком случае учитель становится не источником вдохновения, а символом тревоги и страха.

Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними [3].

Важным элементом также является способность учителя увидеть и поддержать индивидуальные особенности каждого ученика. Когда педагог проявляет внимание к интересам, способностям и потребностям ребёнка, он не только усиливает учебную мотивацию, но и помогает школьнику почувствовать свою значимость в образовательном процессе. В этом смысле мотивация ученика становится не просто результатом внешних факторов, а процессом, в котором учитель играет ключевую роль в раскрытии внутреннего потенциала каждого ребёнка.

Таким образом, взаимосвязь между учебной мотивацией и образом учителя у младших школьников является многогранной и двусторонней. Учитель как личность может как способствовать развитию мотивации, так и препятствовать этому процессу, в зависимости от того, как он взаимодействует с учениками, какие эмоции и ценности он вкладывает в образовательную деятельность.

О мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе свидетельствуют их отношение к обучению как к серьезной общественно-значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями [2].

В мотив обучения могут входить следующие причины: интерес к учению вообще (основанный, вероятно, на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу, удовлетворить свое тщеславие (быть отличником) [5].

Учебная мотивация младших школьников формируется под сильным влиянием образа учителя, поскольку на этом возрастном этапе дети активно воспринимают окружающих как образцы для подражания. Учитель, с одной стороны, является основным источником знаний, а с другой — человеком, чьё отношение к ученику влияет на его самооценку и мотивацию к учёбе. Важно отметить, что в этом возрасте школьники ещё не всегда способны осознавать свои внутренние побуждения, и часто их мотивация зависит от того, как они воспринимают взаимодействие с педагогом.

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования [4].

Образ учителя можно рассматривать как динамичное сочетание личных качеств и профессиональных навыков, которые создают на уроках атмосферу, стимулирующую или, наоборот, сдерживающую стремление ученика к обучению. Если учитель является источником положительных эмоций, поддержки и признания, это способствует развитию у детей внутренней мотивации. На таком фоне ученики начинают воспринимать учёбу не как обязанность, а как возможность проявить себя и добиться успеха. Поддержка учителя помогает школьникам преодолевать трудности, видеть в обучении не только нагрузку, но и радость от новых знаний.

В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становится менее важным. В то же время у младших школьников по-прежнему заметно преобладание мотивов над мотивационными установками, так как в основном ими ставятся цели на ближайшее будущее, связанное с настоящими событиями [1].

Однако в случае, когда образ учителя ассоциируется с авторитарностью, холодностью или несправедливостью, мотивация ученика может снизиться. В таком контексте ребёнок воспринимает учёбу как тяжёлую обязанность, а процесс обучения теряет эмоциональную ценность. Например, если педагог постоянно акцентирует внимание на ошибках ученика, игнорируя его достижения, это может привести к тому, что ребёнок потеряет уверенность в себе и интерес к учёбе. В таком случае учитель становится не источником вдохновения, а символом тревоги и страха.

У младших школьников появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, с необходимостью получения образования (быть грамотным). В период от 8 до 10 лет возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, но уменьшается число детей, которые учатся с интересом. Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы; ради их получения ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задания [4].

Важным элементом также является способность учителя увидеть и поддержать индивидуальные особенности каждого ученика. Когда педагог проявляет внимание к интересам, способностям и потребностям ребёнка, он не только усиливает учебную мотивацию, но и помогает школьнику почувствовать свою значимость в образовательном процессе. В этом смысле мотивация ученика становится не просто результатом внешних факторов, а процессом, в котором учитель играет ключевую роль в раскрытии внутреннего потенциала каждого ребёнка.

В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая [3].

Таким образом, взаимосвязь между учебной мотивацией и образом учителя у младших школьников является многогранной и двусторонней. Учитель как личность может как способствовать развитию мотивации, так и препятствовать этому процессу, в зависимости от того, как он взаимодействует с учениками, какие эмоции и ценности он вкладывает в образовательную деятельность.

Литература:

  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. [Текст] / В. Г. Асеев — М.: Мысль, 2021. — 158 с.
  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. [Текст] / Е. П. Ильин — К.: Форум, 2022. — 489 с.
  3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. [Текст] / А. К. Маркова — М., Просвещение, 2021. — 192 с.
  4. Моргун В. Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. [Текст] / В. Ф. Моргун, 2021. С. 13–24.
  5. Чирков В. И. Мотивация учебной деятельности. [Текст] / В. И. Чирков — М.: «АСТ — Москва», 2022. — 139 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образ учителя, учебная деятельность, учебная мотивация, школьник, младший школьный возраст, мотивация ученика, учитель, интерес, ребенок, ученик.


Похожие статьи

Задать вопрос