Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 11.02.2023

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Окольничникова, А. В. Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников / А. В. Окольничникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 249-252. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99888/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Ключевые слова : исследовательская компетентность, исследовательская деятельность, педагогические условия, качества личности.

The article discusses various approaches to the definition of «research activity». The specifics of this type of activity of students are considered. The stages and levels of formation of the research activity of a high school student are determined.

Keywords : research competence, research activity, pedagogical conditions, personality qualities.

Современное общество требует оверквалифайдов, активных личностей способных к познавательной деятельности, способной к самореализации, к творческой и проектной деятельности, инициировать исследование, чтобы самостоятельно решить и находить решения жизненно важных проблем. Отмечается, что современное образование не способно адекватно ответить на «вызовы», так как не обладает необходимым материально-техническим оснащением и тщательно разработанным психолого-педагогическим обеспечением. Традиционные практики организации учебно-воспитательного процесса не гарантирует обучающимся успешного опыта исследовательской работы.

В условиях бесконечно увеличивающегося потока информации, человеку ХХI века недостаточно простого любопытства и врожденных исследовательских задатков, поэтому необходимо учиться исследовательской деятельности. В 2021 году все школы Российской Федерации переходят на новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [2]. В контексте стандартов, учитель должен научить обучающегося самостоятельно добывать знания, осуществлять поиск и анализ информации, обобщать и оценивать информацию, изучения явлений, фактов, процессов. В соответствии с ФГОС-2021 необходимо сформировать целый комплекс компетенций, в частности, развить комплекс исследовательских компетенций. Это актуализирует проблему формирования у подрастающего поколения исследовательской компетенции.

С педагогической и методологической точки зрения данная тема освещена достаточно хорошо следующими авторами: В. И. Андреев в своем исследовании определяет учебно-исследовательскую задачу, которая является одним из видов проблемных задач, требующих поиска объяснения и доказательства закономерных связей и отношений экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в результате решения которых учащиеся открывают новое знание об объекте исследования, способе или средстве деятельности [1], С. И. Осипова обращает внимание на преобразовательный характер исследовательской компетентности и представляет ее в качестве интегрального личностного качества, выражающегося в готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на имеющихся знаниях, умениях, навыках и способах деятельности [3]. В Исследовании Рубᴎʜшᴛейʜ С.П., В. С. Мухᴎʜᴏй, ᴍы ᴍᴏжеᴍ ᴏпределᴎᴛь перʙᴏе прᴏяʙлеʜᴎе ᴎᴄᴄледᴏʙаᴛельᴄкᴏй деяᴛельʜᴏᴄᴛᴎ — ᴏрᴎеʜᴛᴎрᴏʙᴏчʜый рефлекᴄ: уᴍеʜᴎе челᴏʙека ʜе прᴏᴄᴛᴏ ᴄᴍᴏᴛреᴛь, а ʙᴎдеᴛь, еще лучше, ᴄᴏᴈерцаᴛь (раᴄᴄᴍаᴛрᴎʙаᴛь ʜаблюдаᴛь) ᴎ, как ᴄледᴄᴛʙᴎе, ʙᴏᴄпрᴎʜᴎᴍаᴛь ᴛᴏ, ʜа чᴛᴏ ᴏбращеʜᴏ егᴏ ʙʜᴎᴍаʜᴎе [6,ᴄ 96; 5, ᴄ. 78]. А. И. Савенков психология исследовательского поведения и исследовательские способности школьника [7].

В системе современного профессионального образования на всех уровнях важно определить условия исследовательской деятельности через целенаправленное становление и развитие личности исследователя:

— осуществлять целенаправленную, специально организованную и контролируемую подготовку обучающихся;

— систематически включать разные виды исследования (учебное исследование, совместную исследовательскую деятельность преподавателя и обучаемого, самостоятельную исследовательскую деятельность);

— создавать дополнительные условия (организовывать лаборатории, конференции, работу по грантам и др.).

Любая образовательная среда, профессиональная в первую очередь, является совокупностью условий, которые обеспечивают раскрытие новых и развитие уже проявившихся потребностей и исследовательско-предметных способностей обучающихся. При этом образовательная среда становится основным источником для получения научной информации, способов стимулирования исследовательской активности, видов исследовательской деятельности и форм научно-исследовательской работы. Когда обучающийся оказывается в этой среде, то очень важна его позиция:

— кто он, объект или субъект подготовки при взаимодействии с преподавателем;

— умение пользоваться информацией в результате исследовательской деятельности субъекта процесса деятельности;

— пассивный или активный член студенческо-преподавательского коллектива, включенный в совместную исследовательскую деятельность.

Таким образом, образовательная среда должна интегрировать условия организации исследовательской деятельности с целью эффективной ее реализации. Образовательную среду профессионального учебного заведения следует рассматривать через содержательную составляющую:

— — психолого-дидактические условия;

— — социально-педагогические условия.

К психолого-дидактическим условиям относятся качество организации учебного процесса (лекции, практикумы, спецкурсы и т. д.). Под дидактические условия попадает содержание образования в форме знания об исследовательском процессе и его методы, структура, логика, обработка и интерпретация полученных результатов, что интегрировано с содержанием дисциплины (научные факты, идеи и теории). Это определяется в учебном процессе как теоретико-методологическая основа исследовательской деятельности.

Исследовательский принцип в обучении предполагает, что обучающийся знакомится с основными методами исследования, усваивает элементы исследовательской методики и овладевает умением самостоятельно добывать новые знания путем исследования конкретных явлений и технологий.

Этот принцип позволяет выделить приемы исследовательской подготовки, направленные на развитие самостоятельной исследовательской деятельности. Представленные приемы отражают процессуальную сторону обучения; по своей сути они являются исследовательскими: современные образовательные технологии, современные информационные технологии, поиски в Интернете.

Характер исследовательского взаимодействия зависит и от степени общения с преподавателями, которые не только управляют процессом подготовки, помогают при выборе курсовой или аттестационной работы, сопровождают процесс решения задачи студентом, но и оценивают результат. Успешность исследовательской деятельности обучающегося напрямую связана с профессиональноличностными особенностями преподавателя как исследователя.

Отличительной особенностью исследовательской деятельности является то, что если обучающийся, овладев в той или иной мере приемами исследовательской работы, пользуется ими не только в специально организованных формах учебной работы, но и вне ее.

Расширение научно-информационного пространства за пределы учебного процесса является преимуществом социально-педагогического фактора развития исследовательской деятельности студентов, развивается исследовательская инициатива, творчество и самостоятельность.

К социально-педагогическим условиям, создаваемым в образовательном учреждении, можно отнести организацию образовательного пространства, в частности исследовательскую атмосферу. Среда и атмосфера исследовательского поиска: проведение семинаров, конференций, конкурсов на лучшую работу, обсуждение результатов аттестационных работ, и аттестационных исследовательских работ обучающихся, организация различных форм исследовательской работы помимо учебных программ.

Такое многообразие форм исследовательской работы дает возможность каждому учащемуся возможность выбора по интересу, участия в исследовательской работе, формирования, закрепления исследовательских умений и в конечном итоге формирования исследовательских компетенций.

Таким образом, на основе исследовательской деятельности формируется деятельностный компонент исследовательской компетентности, который включает в себя следующие исследовательские умения:

— осуществлять научный поиск;

— разрабатывать замысел, логику и программу исследования;

— отбирать методы исследования и умело их применить;

— организовывать и осуществлять экспериментальную работу;

— обрабатывать, анализировать полученные результаты;

— формулировать выводы;

— успешно проводить защиту своей работы.

Деятельностный компонент исследовательской компетентности включает умения выполнять исследовательскую деятельность, использовать основные исследовательские методы (наблюдение, анкетирование, постановку эксперимента, обобщать и представлять материал) [8]. Формирование исследовательской компетентности связано с реализацией определенных качеств личности, которые можно разделить на четыре группы исследовательских умений [4]:

— операционные качества — умственные приемы и операции, применяемые личностью;

— организационные качества — умение планировать учебно-исследовательскую деятельность, проводить самоконтроль, регулировать свои действия, проявлять волевые усилия в затруднительных ситуациях;

— практические качества — работа с источниками информации, проведение эксперимента, получение и обработка данных;

— коммуникативные качества — умения сотрудничать в процессе совместной деятельности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль, вести диалог.

Для формирования исследовательской компетенции важным составляющим является креативный компонент, характеризующийся умением понимать ценность научно-технического творчества, исследовательской активностью учащихся, оригинальностью, навыками адаптации научного творчества к своему исследовательскому опыту.

Уровень сформированности учебно-исследовательского интереса, желание и стремление добиться успеха определяются мотивационными качествами личности. Мотив — это то, что побуждает личность к какому-либо действию, отражает убеждения личности и отношение ее к действительности.

В литературе ученые предлагают характеристику пяти уровней развития мотивации, которые проявляют старшеклассники в учебно-исследовательской деятельности.

  1. Очень низкий уровень — характеризуется как созерцательный.
  2. Низкий уровень — его можно представить, как созерцательно-деятельностный, проявляется интерес к решению несложных исследовательских задач.
  3. Средний уровень — для него показательно то, что интерес, желание и стремление к исследовательской и репродуктивной деятельности как бы уравновешены. Прослеживается положительная мотивация.
  4. Высокий уровень — его можно обозначить как деятельностно-исследовательский. Обучающиеся стремятся к решению проблемных вопросов, задач, заданий по своей инициативе.
  5. Очень высокий уровень — может быть охарактеризован как исследовательский, и это является основополагающим для всей учебной деятельности.

Меньше внимания уделяется деятельностному компоненту. Мотивационный компонент формирует творческое отношение обучающихся к своей будущей профессии, предопределяет пути самореализации и саморазвития на основе смысла исследовательской деятельности. Процесс самореализации и саморазвития невозможен без умения анализировать свою деятельность, осуществлять самооценку и самоанализ результатов исследовательской деятельности и личностных качеств, что определяется рефлексивным компонентом.

Таким образом, определив педагогические условия исследовательской деятельности, обосновав и проверив ее компоненты, была сформирована структура исследовательской компетентности обучающихся, включающая когнитивный, деятельностный, креативный, мотивационный, рефлексивный компоненты.

Исследовательская компетентность стимулирует мышление, показывает, что при современном развитии науки и техники мало остается готовых эталонов знания и для получения качественного конечного результата требуется самостоятельный анализ в каждой конкретной ситуации. Это позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований.

Литература:

  1. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. — М., 1981. — С. 37.
  2. Белых С. Л. Управление исследовательской активностью ученика: метод. пособие. — 2-е испр. доп. изд. / под ред. А. С. Обухова. — Ижевск, 2007. — 64 с.
  3. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101). Зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2021 г. № 64101 -URL: httр://рubliсаtiоn.рrаvо.gоv.ru/Dосumеnt/Viеw/0001202107050027 (15.11.2022)
  4. Оᴄᴎпᴏʙа, С. И. Раᴈʙᴎᴛᴎе ᴎᴄᴄледᴏʙаᴛельᴄкᴏй кᴏᴍпеᴛеʜᴛʜᴏᴄᴛᴎ ᴏдарёʜʜых деᴛей [Текᴄᴛ] / С. И. Оᴄᴎпᴏʙа. — ГОУ ВПО «Гᴏᴄударᴄᴛʙеʜʜый уʜᴎʙерᴄᴎᴛеᴛ цʙеᴛʜых ᴍеᴛаллᴏʙ ᴎ ᴈᴏлᴏᴛа».
  5. Мухᴎʜа В. С. Вᴏᴈраᴄᴛʜая пᴄᴎхᴏлᴏгᴎя: феʜᴏᴍеʜᴏлᴏгᴎя раᴈʙᴎᴛᴎя, деᴛᴄᴛʙᴏ, ᴏᴛрᴏчеᴄᴛʙᴏ: Учебʜᴎк.- М.: Акадеᴍᴎя, 2010.- 452 ᴄ.
  6. Рубᴎʜшᴛейʜ С. П. Оᴄʜᴏʙы ᴏбщей пᴄᴎхᴏлᴏгᴎᴎ: ʙ 2 ᴛ. — М., 1989 — Т.1 (Раᴈʙᴎᴛᴎе ᴍышлеʜᴎя ребеʜка: 400–442. Раᴈʙᴎᴛᴎе речᴎ у деᴛей: 460–482)
  7. Савенков, А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. / А. И. Савенков. Москва: Генезис, 2005. — 203 с.
  8. Тимошенко А. И. Исследовательская деятельность как фактор формирования исследовательской компетентности обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/isslеdоvаtеlskауа-dеуаtеlnоst-kаk-fаktоr-fоrmirоvаniуа-isslеdоvаtеlskоу-kоmреtеntnоsti-оbuсhауusсhihsуа (дата обращения: 29.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, исследовательская работа, образовательная среда, умение, учебный процесс, высокий уровень, исследовательская компетенция, рефлексивный компонент, самостоятельная исследовательская деятельность.


Похожие статьи

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у педагогов дошкольных образовательных организаций.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Похожие статьи

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у педагогов дошкольных образовательных организаций.

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Задать вопрос