В статье автор исследует роль личностно ориентированного подхода в формировании исследовательской компетентности младших школьников.
Ключевые слова: исследование, компетентность, личностно ориентированный подход, младшие школьники.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребёнка. Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — «исследовательское обучение» [6]. Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Как следствие, возникает социальная потребность в организации направленной работы по формированию исследовательской компетентности обучающихся, начиная с начальной школы. Значимость формирования у обучающихся исследовательских навыков чётко зафиксирована в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где в пункте 19. Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования чётко указано «внеурочная деятельность организуется … в таких формах как … поисковые и научные исследования» [4].
В современных условиях, когда актуален вопрос снижения учебной нагрузки детей, значение термина «исследование» приобретает несколько иное значение: возрастает внимание к содержанию, связанному с пониманием исследовательского компонента в деятельности учащегося как инструмента повышения качества образования [1]. От ребёнка ожидают не просто умение осуществлять разовые исследования, а целенаправленную деятельность, в основе которой лежит компетентность.
Сегодня компетентностный подход в образовании является ведущим, что находит своё подтверждение в документах федерального уровня — в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» [3], в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [2]. При этом актуальной проблемой в образовательной деятельности становится научение обучающихся способам добывания и переработки информации путём самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности обучающихся, способствующей высвобождению деятельностного начала в человеке, укреплению его потребности в познании.
Исследовательская компетентность в этом смысле выступает как способ поведения, образ жизни обучающегося, в котором интегрируются его познавательные и творчески-преобразующие способности.
Поскольку самостоятельно освоить и построить системы новых знаний обучающийся может лишь тогда, когда он заинтересован в получении наилучших исследовательских результатов, то инициативное, самостоятельное, исследовательской отношение ученика к учёбе, к расширению границ изучаемого, является одним из важнейших элементов сознательного подхода к необходимости формирования его исследовательской компетентности.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными, т. е. в этот период складывается благоприятная среда для формирования исследовательской компетентности. Ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью, что непосредственно связано с освоением принципиального нового, что по существу является сутью исследовательской деятельности.
Младший школьный возраст — период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребёнка. Д. Б. Эльконин рассматривал учебно-познавательные мотивы младших школьников в качестве одного из ведущих компонентов учебной деятельности, выступающей основной и самой важной в данном возрасте [8]. Таким образом, получается, что после того, как ребёнок приходит в школу основным определением его чувств и эмоций становится учебный мотив и результаты образовательной деятельности. Результаты же учебной деятельности удовлетворяются в первую очередь за счёт оценки педагогом деятельности учащихся. Таким образом, период младшего школьного возраста является наиболее значимым и ответственным периодом в формировании исследовательской компетентности. Этот период обладает высокими возможностями развития, которые немаловажно вовремя увидеть и поддерживать. Высокая сензитивность детей данной возрастной категории определяет огромные потенциальные возможности как разностороннего развития ребёнка, так и формированию исследовательской компетентности.
Одним из ведущих условий, направленным на выстраивание работы по формированию исследовательской компетентности обучающихся, является личностно ориентированный подход.
С точки зрения Е. Н. Шиянова личностно ориентированный подход в обучении, с позиции самого обучающегося, предполагает наличие актуальной ситуации, позволяющей формировать новые правила, способы и средства социальной и коммуникативной деятельности. Это означает развитие обучающегося как личности в целом [7].
И. А. Зимняя рассматривает личностно ориентированный подход с двух позиций: обучающего и обучаемого. Для педагога первостепенен вопрос формирования познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, педагог, человек, вызывающий интерес к предмету, выступающий в роли собеседника, владеющего полезной информацией и делящегося ей. Следовательно, между педагогом и обучающимся должно быть организовано учебное сотрудничество для достижения положительных результатов образования [5]. Сотрудничество обучающего и обучающихся способствует их взаиморазвитию. Педагогическое взаимодействие рассматривается как сотрудничество педагога и обучающегося, где оба участника образовательного процесса выступают в отношениях паритета, основанного на своих знаниях, опыте, особенностях.
Личностно ориентированный подход приложим к формированию исследовательской компетентности, прежде всего потому, что он позволяет реализовать развитие целостной личности в процессе самореализации её познавательных и интеллектуальных интересов, способностей и возможностей. Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью, позволяющей в будущем ребёнку достичь высоких результатов как в учебной деятельности, так и в других сферах деятельности. Это чрезвычайно важное качество, отражающее уровень личностного, творческого, познавательного и социального развития ребёнка.
В образовательном процессе при формировании исследовательской компетентности обучающихся это выражается в следующих умениях:
– оценивать реальные побудительные мотивы ребёнка к исследовательской деятельности;
– ставить учебные задачи, принимая во внимание личностные особенности ребёнка, его заинтересованность в изучаемом материале;
– диагностировать динамику усвоения нового как в теории, так и на практике.
В традиционной системе обучения переоценивается преподавание и недооценивается учение. Необходима организация обучения не посредством трансляции информации, а как активация осмысленного учения. Обучающийся должен изначально конструировать знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал и исследовательскую технологию деятельности, а затем с помощью педагога сопоставлять с культурно-историческими аналогами, в результате чего данный продукт переосмысливается, достраивается, вызывая необходимость новой деятельности. Именно в данном случае и реализуется личное образовательное приращение обучающегося.
По сути, исследовательская деятельность предполагается опору на имеющиеся у ребёнка личностные особенности, жизненный опыт, т. е. через реализацию его интеллектуальной, социальной и природной сущности. Через исследовательскую деятельность реализуется личностно ориентированный подход, так как дифференцируются цели образования по отношению к каждому учащемуся.
Формирование исследовательской компетентности младших школьников можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы:
– начальный, где обучающиеся знакомятся с основами технологии исследовательской деятельности, через систему олимпиад, интеллектуальных марафонов, обучение приемам исследовательской деятельности;
– профильный, где происходит самоопределение исследовательской направленности обучающихся на основе психологических предрасположенностей и способностей;
– поисковый, когда происходит проба собственных сил в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;
– творческо-продуктивный, который является показателем результативности исследовательской деятельности обучающегося;
– рефлексивный, который позволяет ребёнку критически оценить свои интеллектуальные труды.
Психолого-педагогическое наблюдение показывает, что раннее формирование исследовательской компетентности положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности. Исследовательская деятельность стимулируем обучающегося на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей.
Литература:
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) https://base.garant.ru/70189372/ (дата обращения: 27.01.2024).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271) https://base.garant.ru/6744437/?ysclid=lpuwd75eg6930252485 (дата обращения 30.01.2024).
3. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/71848426/?ysclid=lpuvj42wg2250114956 (дата обращения 27.01.2024).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/?ysclid=lpjg86uzw5172582598 (дата обращения: 30.01.2024).
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. психол. направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр., и перераб. — М.: Логос, 2002. — 382 с.
6. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. — Самара: Издательство Дом «Фёдоров», 2015. — 232 с.
7. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 230 с.
8. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2011. — 383.