Основу современного образования составляют принципы компетентностного подхода, которые призваны максимально сократить разрыв между теорией и практикой в обучении. Получение знания должно сопровождаться пониманием того, как его можно использовать в социальной и профессиональной сферах деятельности. «Владение навыками учебно-познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания» [2, с.6] становится неотъемлемой составляющей современного образования.
Учебно-познавательная деятельность в рамках любой учебной дисциплины требует укрепления когнитивной базы учащихся, развития познавательных процессов, обеспечивающих восприятие и осмысление фактов и явлений действительности (сравнение, обобщение, классификация, систематизация и др.), овладения различными формами и видами мышления. Решение этих задач будет более успешным, если оно будет обеспечено сформированностью исследовательской компетенции.
Исследовательская компетенция — способность осознанно и целенаправленно ставить и решать познавательные задачи, связанные с освоением действительности, описанием явлений и фактов, отражающих ее содержание и закономерность их взаимодействия, норм и правил, обеспечивающих решение поставленной задачи.
Определим содержание исследовательской компетенции, опираясь на основные положения по классификации А. В. Хуторского [1, с.114]:
Компоненты компетенции |
Содержание компетенции |
1.Тип компетенции в общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция). |
Общепредметная |
2.Круг реальных объектов действительности по отношению к которым вводится компетенция. |
Действительные объекты, поддающиеся процессу учебно-научного познания. |
3.Социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме). |
Формирование личности с активной жизненной позицией, готовой к взаимодействию в социуме, способной решать задачи и добиваться результата в процессе практической деятельности. |
4.Смысловые ориентации обучаемого по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции. |
Формирование исследовательского мышления учащихся, распространяющегося на все сферы жизнедеятельности: социальную, духовную, профессионального становления. |
В ходе подготовки и проведения учебного исследования происходит формирование учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетенций, что в свою очередь является основой развития исследовательской компетенции, определяемой умением видеть и решать проблемы в ходе самостоятельной деятельности, анализировать результаты деятельности, умением представлять результаты труда различными способами. Как следствие происходит формирование исследовательского мышления учащихся, распространяющегося на все сферы жизнедеятельности, что позволяет говорить о формировании ценностно смысловой компетенции и компетенции личностного самосовершенствования. В соответствии с ФГОС формирование исследовательской компетенции в ходе подготовки и проведения учебного исследования можно представить в виде схемы:
Таким образом, формирование исследовательской компетенции наряду с другими факторами способствует развитию творческих способностей, формированию личностных качеств учащегося, таких как внимательность, критичность мышления, настойчивость в достижении цели, решительность и дисциплинированность; позволяет расширить культурный и трудовой опыт, научиться нести ответственность за свои действия при работе в группе. В свою очередь учебно-исследовательская деятельность, подготовка к которой начинается в младшей школе, становится значимой частью системы обучения в средней и обязательной формой работы в старшей школе.
Литература:
- Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 21 декабря 2012 года//Федеральный Государственный Образовательный стандарт. [Электронный ресурс]: URL: минобрнауки.рф/документы/2269/файл/572/12/05/15-ФГОС.pdf (дата обращения: 18.11.2016).