Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Владимирова, Н. Ю. Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога / Н. Ю. Владимирова, Е. А. Теплых. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 191-195. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10352/ (дата обращения: 16.12.2024).



Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать…

В. В. Путин

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования — это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное — умение ориентироваться в большом потоке информации.

Одной из основных задач, поставленных перед современным педагогом дошкольного образования, является поиск, создание, внедрение педагогических инноваций, направленных на удовлетворение общественно-государственного заказа, заданного Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, и потребностей участников образовательного процесса.Отражена эта позиция и в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея «участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности», «интеграции научных исследований с образовательным процессом». Внимание на ней акцентировано и в «Требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий», в «Рекомендациях по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников» и других документах.

Поэтому в настоящее время педагог дошкольного образования вынужден уметь проектировать образовательные программы, разрабатывать и использовать инновационные модели, методики, технологии, осуществлять поиск новых средств и приемов обучения, адаптировать диагностические методики, проводить экспериментальную работу, обрабатывать полученные экспериментальные данные, обобщать и распространять свой опыт работы, организовывать интерактивное взаимодействие с родителями и т. д. Таким образом, педагог должен быть способным решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда. Исследовательские действия, операции должны входить в состав обобщенных профессиональных умений педагога.

Сегодня в стремительно развивающемся информационном обществе исследование рассматривается не только как специфическая профессиональная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая составная часть любой деятельности, как стиль жизни современного человека. Это обусловлено тем, что специалист, обладающий исследовательской компетенцией, умеет самостоятельно продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии 1, с. 18.

Компетенция рассматривается как «комплекс операций, действий, знаний, способностей, активности, самостоятельности и других свойств личности в принятии решений» [2, с. 239–243], представляющая собой «наивысший уровень владения способами развития профессиональной деятельности» [3, с. 27]. Компетентность — «это способность на практике реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере» [4, с. 26], это «составляющее качество личности или совокупность качеств, минимальный опыт деятельности в заданной сфере» [3, с. 27].

А. В. Хуторской выстраивает соотношение понятий следующим образом: «компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [5, с. 13].

Таким образом, мы считаем, что компетенция — это своего рода набор требований, а компетентность — опыт осуществления деятельности по выполнению определенной компетенции.

Для определения уровня сформированности исследовательской компетентности педагога дошкольного образования, на базе МБДОУ города Иркутска детского сада № 79, была произведена процедура самооценки. Самооценка производилась путем заполнения анкет, где по десятибалльной системепедагогам предлагалось оценить уровень сформированности исследовательской компетентности.

В анкете были определены следующие объективные показатели исследовательской компетентности педагога:

– знание основных методологических принципов педагогического исследования и применение их на практике;

– умение четко формулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, спланировать эксперимент;

– владение методами педагогического исследования (анкетирование, тестирование, моделирование, наблюдение и др.)

– умение самостоятельно разработать или адаптировать к целям исследования анкету, опросник или тест;

– умение теоретически обосновать и экспериментально проверить возникшую идею в области организации воспитательно-образовательного процесса;

– умение анализировать свою научно-исследовательскую деятельность (проводить методологическую рефлексию);

– умение организовать исследовательскую деятельность воспитанников;

– умение вести научную дискуссию, аргументировано отстаивать свою току зрения;

– умение анализировать данные педагогического эксперимента с использованием методов математической статистики и компьютерных технологий;

– умение подготовить публикацию или вступление по результатам своей исследовательской деятельности;

– умение оценивать результаты проведенного исследования с точки зрения их достоверности и практической значимости.

Под уровнем сформированности исследовательской компетентности мы будем понимать комплекс качеств педагога, необходимых ему, чтобы выполнять функции субъекта этой деятельности. Мы выделили четыре группы таких качеств-компонентов сформированности: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, технологический (операциональный).

Когнитивный компонент сформированности — это совокупность знаний и понятий, которые необходимы педагогу, чтобы ставить и решать исследовательские задачи в своей профессиональной деятельности.

Мотивационный компонент сформированности — это смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека. Если она не имеет смысла ценности, т. е. участие в ней не воспринимается человеком как значимое, привлекательное для себя, то это означает его неготовность к этой деятельности с точки зрения ценностной ориентации. Он может знать о том, зачем нужно заниматься исследовательской деятельностью, уметь решать какие-то исследовательские задачи, но не хотеть этого делать. Без осознания участия в исследовательской деятельности как ценности для себя лично не может быть и высокой готовности к этой деятельности.

Ориентировочный компонент сформированности — это совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в каких-то знаниях, и построение образа того, как оно может быть получено в существующих условиях. Ориентировочные действия предшествуют выполнению исследовательских действий, определяя их состав, цели, методы и сроки.

Технологический компонент сформированности исследовательской компетентности — это совокупность умений человека выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в педагогической деятельности. В отличие от умений, входящих в ориентировочный компонент и обеспечивающих построение образа того, как будет проводиться исследование и какие результаты ожидается получить, умения, входящие в технологический компонент, — это умения применять на практике знания о методах исследования.

Также были определены уровни исследовательской компетентности: творческий уровень (8–10 баллов), продвинутый уровень (6–7 баллов), обязательный уровень (1–5 баллов). Характеристики данных уровней представлены в таблице.

Таблица 1

Компоненты сформированности исследовательской компетентности

Уровни ИК

Когнитивный

Мотивационный

Ориентировочный

Технологический

Творческий уровень (8–10 баллов)

Педагог понимает роль и значение решения исследовательских задач в профессиональной деятельности; имеет знания, достаточные для решения исследовательских задач всех типов.

Педагог с интересом относится к исследовательской деятельности, считая это важным для своего будущего; самостоятельно ставит исследовательские задачи, регулярно участвует в разработке и реализации исследовательских проектов в составе группы или индивидуально; регулярно участвует в конкурсах исследовательских работ; выступает с докладами на научных конференциях, семинарах; проявляет активность в саморазвитии, стремится получить больше, чем дают учебные программы.

Педагог умеет ставить исследовательские задачи всех типов; умеет самостоятельно планировать их решение даже в сложных случаях; всегда или почти всегда демонстрирует умение выбрать адекватные методы исследования; всегда адекватно оценивает качество исследовательских программ и выявляет большинство их недостатков, если таковые имеются.

Педагог умеет применять в соответствии с имеющимися условиями все основные методы, которые требуются для решения исследовательских задач в педагогической деятельности.

Продвинутый уровень

(6–7 баллов)

Педагог понимает роль и значение решения исследовательских задач в профессиональной деятельности; имеет знания, достаточные для решения исследовательских задач большинства типов.

Педагог заинтересованно и ответственно относится к освоению методов исследования, считая, что это может пригодиться в будущем; не регулярно, но участвует в разработке и реализации исследовательских проектов в составе группы или индивидуально; может самостоятельно ставить исследовательские задачи, но не проявляет должной настойчивости при возникновении затруднений, может участвовать в конкурсах исследовательских работ или же выступать на научных конференциях, семинарах, но сильно к этому не стремится; проявляет заинтересованность в саморазвитии, но его активность в этом невысока.

Педагог умеет ставить исследовательские задачи большинства типов; умеет самостоятельно планировать их решение, но в сложных случаях испытывает затруднения и не справляется с разработкой адекватного плана; в большинстве случаев демонстрирует умение выбрать адекватные методы исследования; в сложных случаях испытывает затруднения при оценке исследовательских программ и нередко не выявляет часть имеющихся в них недостатков.

Педагог умеет применять в соответствии с имеющимися условиями часть основных методов исследования.

Обязательный уровень

(1–5 баллов).

Педагог слабо понимает роль и значение решения исследовательских задач в профессиональной деятельности; имеет знания, достаточные для решения некоторых наиболее простых исследовательских задач.

Педагог ответственно относится к освоению методов этой деятельности, но не уверен, что это важно для его будущего; проявляет некоторый интерес к несложным исследовательским задачам и заданиям, но у него отсутствует творческая активность и настойчивость при их решении, изредка может участвовать в реализации исследовательских проектов в составе группы, но самостоятельно такие проекты не разрабатывает; не участвует в конкурсах научных работ, не стремится выступать на научных конференциях, семинарах, но может участвовать в их работе; активности в саморазвитии не проявляет или она невысока.

Педагог умеет ставить только некоторые типы исследовательских задач; при планировании их решения использует стандартные планы, т. е. его планирование исследований репродуктивно; при необходимости построить план исследования в ситуациях, когда стандартные планы не могут быть применены, испытывает затруднения и редко справляется с этим; во многих случаях не может адекватно оценить качество исследовательских программ и не замечает имеющихся в них недостатков.

Педагог умеет применять в соответствии с имеющимися условиями некоторые методы исследования.

По итогам проведения процедуры самооценки уровня сформированности исследовательской компетенции педагога дошкольного образования был сформирован количественный и качественный анализ.

В данной процедуре принимали участие 20 педагогов МБДОУ города Иркутска детского сада № 79. Условно педагоги были разделены на 4 группы по педагогическому стажу:

1 группа (от 1 до 5 лет) — 5 человек;

2 группа (от 5 до 10) — 6 человек;

3 группа (от 10 до 20) — 3 человека;

4 группа (от 20 и выше) — 6 человек.

Из педагогов участвовавших в процедуре самооценки 40 % педагогов имеют высшее профессиональное образование, 10 % педагогов — высшее непрофессиональное образование, но прошедших переподготовку по программе «Дошкольное образование», 50 % педагогов — среднее профессиональное образование.

Из пяти человек 1 группы: 2 (40 %) педагога имеют обязательный уровень и 3 (60 %) — продвинутый.

Из шести человек 2 группы: 4 (67 %) человека с продвинутым уровнем и 2 (33 %) — с творческим;

Из трех человек 3 группы все педагоги (100 %) имеют продвинутый уровень;

Из шести человек 4 группы: 1 педагог (17 %) — обязательный уровень; 2 (33 %) — продвинутый и 3 (50 %) — с творческим уровнем.

Исходя из анализа, мы видим тенденцию, чем больше педагогический стаж у воспитателя, тем выше уровень его компетентности, в нашем случае исследовательской. Хотя не без исключений: педагог с 32 летним стажем показал обязательный уровень. Хорошая тенденция наблюдается у педагогов 2 группы (5–10 лет педагогический стаж): 33 % из них имеют творческий уровень.

На наш взгляд, задача администрации ОУ состоит в том, чтобы помочь педагогу овладеть основными знаниями и умениями в области проведения исследований. Поэтому необходимо спланировать работу обучающих семинаров и семинаров-практикумов, связанных с организацией научно-исследовательской деятельности, с совершенствованием и развитием аналитических, рефлексивных, мониторинговых, проектировочных, прогностических умений педагогов обязательного и продвинутого уровней. Среди них наиболее продуктивными будут следующие мероприятия:

– обучающий теоретический семинар «Научно-исследовательская деятельность педагога: сущность и проблемы»;

– семинар-практикум «Исследовательский подход в деятельности педагога»;

– семинар «Методики исследования результативности использования современных образовательных технологий в образовательном процессе»;

– семинар-практикум «Технология самоанализа, обобщения и описания педагогического опыта»;

– педсовет «Исследовательская деятельность педагога: возможности, трудности, перспективы»;

– двухгодичный обучающий семинар «Организация и руководство исследовательской деятельностью дошкольников».

Обучение педагога и оказание ему методической помощи — один из важных способов мотивации к исследовательской деятельности. Однако нужны и другие рычаги стимулирования. Наиболее эффективными мы считаем следующие:

– проведение мастер-класса на уровне города и области;

– содействие в разработке авторской программы;

– направление на престижные курсы за пределы города;

– направление на научно-практические конференции и семинары работников образования;

– содействие в обобщении опыта, в подготовке собственных публикаций;

– привлечение к руководству подразделениями методической службы ОУ;

– содействие в выдвижении на престижный конкурс;

– рекомендация для прохождения аттестации на более высокую квалификационную категорию.

В заключении хочется отметить: компетентность не существует в готовом виде. Каждый педагог должен создать ее для себя заново. Можно усвоить чье-то открытие, правило, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития.

Исследовательская деятельность — исключительно напряженный, творческий труд, который требует полной самоотдачи, упорства, терпения, самоотверженности, творческого мышления, основанного на чувстве нового, стремлении познать неведомое.

Литература:

  1. Лобова Г. Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. — М., 2000.
  2. Молокова А. В. Реализация компетентностного подхода в условиях информатизации образования [Текст] / А. В. Молокова // Философия образования. — 2006. — № 1.
  3. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 8.
  4. Ушаков А. А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения [Текст]: автореферат дис.... к.п.н.: 13.00.01 / А. А. Ушаков. — Майкоп, 2008.
  5. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]: Доклад Хуторского А. В. на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 года. — Центр «Эйдос».
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, исследовательская деятельность, задача, умение, дошкольное образование, исследовательская компетентность, обязательный уровень, продвинутый уровень, профессиональная деятельность, творческий уровень.

Похожие статьи

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов

Проектно-технологическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологий

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Исследовательская деятельность как одна из форм профессиональной самореализации педагога

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Похожие статьи

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов

Проектно-технологическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологий

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Исследовательская деятельность как одна из форм профессиональной самореализации педагога

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Профессиональное самосознание педагога как основа формирования культуры оценочной деятельности в системе повышения квалификации

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции