Анализ существующих практик экспертизы готовности педагогов к поддержке детской инициативности в познавательно-исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 января, печатный экземпляр отправим 15 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 13.06.2019

Статья просмотрена: 469 раз

Библиографическое описание:

Таран, Л. В. Анализ существующих практик экспертизы готовности педагогов к поддержке детской инициативности в познавательно-исследовательской деятельности / Л. В. Таран. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 442-444. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60614/ (дата обращения: 03.01.2025).



Исследовательская активность у многих детей с возрастом снижается. Данная проблема может быть связана с пресечением попыток исследовательского поведения, неспособность педагога занять позицию партнера, оказать недирективную помощь детям, ошибками во время образовательной деятельности и организации предметно-развивающей среды.

Возможные пути решения основываются на проведении оценки качества, которая позволит выявить недостатки и достоинства, оценить динамику изменений, предложить рекомендации по улучшению условий образования.

Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональная компетентность, познавательно-исследовательская деятельность, ECERS-R, анкетирование педагогов.

В соответствии с современными представлениями проведение экспертизы может осуществляться с помощью диагностических и экспертных методов оценки состояния обследуемого объекта и может быть одноразовым, или она может иметь и длительный, многоразовый характер, являясь средством мониторинга [4, с 21]. Однако, на данный момент существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов, для комплексной оценки качества дошкольного образования.

Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R, представляют собой шкалы наблюдений, которые позволяют оценивать одну конкретную образовательную группу дошкольного образовательного учреждения. В основе процедуры оценивания, лежит наблюдение, и занесение результатов этого наблюдения в оценочные листы с пояснениями, почему дана та или иная оценка по каждому индикатору [2].

Опираясь на международную практику, Е. Г. Юдина в своей статье отмечает, что шкалы ECERS — весьма интересный инструмент исследования качества дошкольных программ, особенно в связи с международными сравнительными исследованиями, поскольку являются бесспорным лидером по количеству стран, в которых они применяются [5, с 23]. Помимо высокой надежности и валидности, шкалы отличаются высоким уровнем качества разработки инструмента с точки зрения опоры на гуманистическую педагогику развития детей младшего возраста. Для российского контекста этот опыт представляется весьма полезным, поскольку в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования выделено пять образовательных областей, которые практически полностью совпадают со списком субшкал и показателей в этих инструментах.

Диагностика профессиональной компетентности воспитателя ДОУ, разработанная С. А. Езоповой и В. А. Новицкой позволяет изучить особенности профессиональной компетентности, выявить существующие проблемы и обозначить дальнейшую стратегию обогащения профессиональной компетентности воспитателя детского сада [1, с 68]. Диагностический материал состоит из оценочного листа, с указанием критериев, задач и комментарии к заполнению. Каждый критерий заканчивается рекомендациями:

– методы изучения готовности воспитателя к решению данной группы задач;

– обогащение опыта решения воспитателем данной группы задач;

– реализация воспитателем обозначенных рекомендаций.

К каждой задаче ставится балл и посредством оценивания характеристик профессиональной компетентности по критериям полученные результаты суммируются и делятся на количество критериев. Таким образом, определяется средний балл готовности воспитателя решать конкретную группу задач.

Диагностика позволяет оценить умения педагога в самообразовании и самоконтроле, педагогическом процессе (режимные моменты, занятия, прогулка, организация самостоятельной деятельности детей и индивидуальной работы и т. д.), работе с родителями, провести анализ плановой документации, развивающей среды.

Исследователь Н. Д. Чистякова в своей статье, делится опытом проведения анализа готовности педагогов ДОО к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников [3, ч 116]. Автор выделяет следующие компоненты компетентности педагога дошкольного образования:

– профессионально-содержательный (теоретический) — владение (знание) теоретическими и методическими основами познавательного развития детей дошкольного возраста; программами и технологиями познавательного развития детей; основами деятельностного подхода к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; современными тенденциями развития дошкольного образования и осознание роли воспитывающего взрослого (педагога, родителя) в развитии и организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников;

– профессионально-деятельностный (практический) — ориентир (выбор) на современные технологии познавательного развития старших дошкольников; на вариативное содержание познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; исследовательское содержание познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников использование развивающих методов (приемов), форм познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; поощрение и поддержка любознательности, интереса, инициативы и самостоятельности старших дошкольников; организация продуктивного взаимодействия старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности на основе выбора ими средств, способов, материалов и участников деятельности; создание условий для познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, для объединения участников образовательных отношений в детско-взрослые и детские сообщества.

– профессионально-личностный (ценностносмысловой) -самостоятельность в постановке и решении педагогических задач и проблем; настойчивое преодоление затруднений, возникающих при организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; осознанное использование инновационного содержания и форм организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения компетенции педагога; готовность к созданию авторских разработок для совершенствования содержания и условий организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; активность и нацеленность на продуктивное взаимодействие с субъектами образовательных отношений (дети, родители, социальные партнеры).

Также помимо мониторинга и анкетирования педагогов, Н. Д. Чистякова и др. использовали наблюдение за познавательно-исследовательской деятельностью детей, организованной и руководимой педагогом, взаимодействием педагога с детьми в условиях предметно-пространственной среды группы и участка детского сада, а также анализ материалов планирования.

Таким образом, разработанный материал позволяет оценить готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, увидеть недостатки в работе на определенном компоненте подготовки.

В целом, проанализировав диагностический инструментарий, можно говорить о том, что, критерии оценки педагогов недостаточно разработаны, зачастую излишне формализованы и не учитывают сущностных требований к условиям поддержки инициативности детей.

Литература:

  1. Езопова С. А., Новицкая В. А. Диагностика профессиональной компетентности воспитателя ДОУ/ Научное пособие Педагогическая диагностика как элемент познания СПб. 2008
  2. Тельма Х., Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО. М: Национальное издательство, 2017.
  3. Чистякова Н. Д. Анализ готовности педагогов дошкольного образования к организации познавательно исследовательской деятельности старших //Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (24) 2016 с.116
  4. Экспертиза образовательных инноваций // под.ред. Г. Н. Прозументовой Томск, 2007
  5. Юдина, Е. Г. Шкалы, ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7 (59) С.22–26.
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-gotovnosti-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-k-organizatsii-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-starshih
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, ECERS-R, познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников, группа задач, профессиональная компетентность, ECERS, анкетирование педагогов, детский сад, познавательное развитие детей, профессиональная компетентность воспитателя.


Похожие статьи

Особенности ранней профориентации у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации проекта «Страна мастеров»

В данной статье рассматриваются вопросы ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста, у которых есть тяжелые нарушения речи. В ней рассматриваются особенности развития профессиональных интересов у данной категории детей, а также анализир...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Концептуальные основы программы по развитию любознательности обучающихся в условиях обучения в начальной школе

Статья посвящена разработке психолого-педагогической программы развития любознательности младших школьников в рамках исследовательской проектной деятельности. Обосновывается актуальность проблемы недостаточной развитости любознательности у современны...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада

Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Похожие статьи

Особенности ранней профориентации у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации проекта «Страна мастеров»

В данной статье рассматриваются вопросы ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста, у которых есть тяжелые нарушения речи. В ней рассматриваются особенности развития профессиональных интересов у данной категории детей, а также анализир...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Концептуальные основы программы по развитию любознательности обучающихся в условиях обучения в начальной школе

Статья посвящена разработке психолого-педагогической программы развития любознательности младших школьников в рамках исследовательской проектной деятельности. Обосновывается актуальность проблемы недостаточной развитости любознательности у современны...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада

Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Задать вопрос