Исследование уровня компетентности родителей, педагогов и детей в области здоровьесбережения (из опыта работы)
Автор: Огурцова Ирина Александровна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 28.09.2019
Статья просмотрена: 360 раз
Библиографическое описание:
Огурцова, И. А. Исследование уровня компетентности родителей, педагогов и детей в области здоровьесбережения (из опыта работы) / И. А. Огурцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4466/ (дата обращения: 16.12.2024).
Задачи исследования уровня компетентности родителей, педагогов и детей в области здоровьесбережения» состояли в том, чтобы:
– Проанализировать компетентность родителей в здоровьесберегающей деятельности и готовность педагогов дошкольной организации к продуктивному взаимодействию с семьями воспитанников в данном направлении.
– Провести анализ компетентности педагогов дошкольной организации в области здоровьесбережения.
– Зафиксировать уровень физического развития детей, выявить особенности мотивации здорового образа жизни, уровень знаний и своеобразие отношения детей к своему здоровью.
Оценка компетентности родителей в области физкультурно-оздоровительной деятельности проводилась по анкете, разработанной Л. Н. Волошиной. Анкета состоит из 14 вопросов, ответы на которые позволяют судить о сформированности информационной, мотивационной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетентности родителей. Обобщённые результаты по экспериментальным и контрольным группам представлены в диаграмме на рис.1. (В экспериментальных группах 98 анкет, в контрольных — 48).
Рис. 1. Уровень компетентности родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности в экспериментальных и контрольных группах
Качественный анализ ответов родителей на вопросы анкеты позволяет утверждать, что принципиальной разницы в уровне компетентности родителей в экспериментальных и контрольных группах нет, всё в пределах статистической погрешности измерения. Уровень информационной компетентности самый высокий, т. е. 75 % родителей в экспериментальных группах и 68 % в контрольных знакомы с возрастными особенностями физического развития своего ребёнка, понимают, что нужно делать для укрепления здоровья детей. Немного меньше респондентов отметили, что могут оценить качество движений ребёнка и знают, что необходимо создавать специальные условия для физкультурно-оздоровительной деятельности ребёнка. Но даже эти родители отметили, что испытывают потребность в обогащении знаний в области здоровьесбережения. К сожалению, только 40 % родителей в экспериментальных и 45 % в контрольных группах задумываются о формировании положительной мотивации у детей к занятиям здоровьесберегающего характера. Данные родители в качестве значимого мотива для занятий ФОД ребёнка видят собственный пример и предпочитают проводить выходные дни вместе с семьёй в походах, спортивных играх, катании на велосипедах, скейтбордах, роликовых или обычных коньках. У остальных на такую деятельность не хватает времени. Ведущим мотивом для занятий ребёнка ФОД 52 % родителей в экспериментальных группах и 51 % — в контрольных считают укрепление здоровья. В числе названных мотивов: профилактика заболеваний, повышение самооценки, отдых от интеллектуальных занятий, серьёзные занятия спортом. Но есть и такие родители (4 %), которые ответили, что не знают для чего необходимо ребёнку заниматься ФОД.
Технологическая компетентность у родителей сформирована на среднем уровне. 56 % родителей в экспериментальных группах и 70 % в контрольных, даже при наличии положительных мотивов к физкультурно-оздоровительной деятельности, не могут прогнозировать перспективы физического развития своего ребёнка, им не удаётся воспользоваться знаниями, которые у них есть и реализовать свой потенциал, организуя условия для укрепления здоровья детей.
Рефлексивную компетентность родители оценили, как наименее важную, всего 33 % в экспериментальных и 40 % в контрольных группах вовлекают ребёнка в оценку выполненного движения, обсуждают результаты спортивной или подвижной игры, совместными усилиями ищут причину успеха или неудачи. Не очень охотно родители оценивали и созданные в семье материальные условия для физического воспитания детей.
Беседы с родителями о домашних занятиях ребёнка показывают, что почти всё свободное время посвящается компьютеру, мультфильмам. Дети мало двигаются, всё больше времени проводят в статической позе, что отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье и развитии. Функциональные резервы детского организма не могут полноценно раскрыться в таких условиях.
Безусловно, родители больше всех заинтересованы в том, чтобы их дети росли здоровыми, однако их компетентность в области физкультурно-оздоровительной деятельности во многом зависит от того, как к данной проблеме относятся педагоги в детском саду, насколько они заинтересованы и профессионально готовы помогать семье в работе по здоровьесбережению. Поэтому важно было выяснить готовность воспитателей решать данную проблему. Компетентность здоровьесбережения педагога ДОУ — это интегральная характеристика, которая определяет его способность и готовность решать профессиональные задачи, связанные с приучением детей к здоровому образу жизни. При этом педагог мотивирован на деятельность по здоровьесбережению, относится к своему здоровью и здоровью детей как к ценности, обладает необходимыми и достаточными знаниями, умениями и профессиональными навыками. Компетентность педагогов ДОУ по выполнению здоровьесберегающей функции проверялась по методике И. В. Патрушевой, предполагающей самооценку педагогами четырёх компонентов профессиональной готовности к здоровьесберегающей деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и личностный. Результаты представлены в диаграмме на рис. 2.
Понимание ценности здоровьесбережения, интерес и потребность в активной деятельности в данном направлении, наличие ответственности за своё здоровье и здоровье детей являются первостепенными только для 32 % педагогов в экспериментальных группах и 30 % в контрольных. Ещё 46 % педагогов в экспериментальных группах и 37 % в контрольных показали средний уровень по мотивационно-ценностному компоненту компетентности. У остальных педагогов (22 % — экспериментальные группы и 33 % — контрольные группы) — низкий уровень мотивации.
Когнитивный компонент, т. е. наличие знаний о здоровом образе жизни, их системность и методическая грамотность применения: целеполагание, проектирование процесса, рефлексивный анализ проведенной деятельности, на высоком уровне сформирована у 40 % педагогов экспериментальных групп и 38 % контрольных групп. Средний уровень у 46 % и 42 %, а низкий у 24 % и 20 %.
Деятельностный компонент предполагает, что педагог грамотно заботится о своём здоровье, ведёт здоровый образ жизни и это даёт положительный результат. При этом он активно взаимодействует с коллегами и родителями. Высоко оценили себя 30 % в экспериментальных и 34 % в контрольных группах; считают уровень своего здоровья средним — 46 % и 40 %; низкий уровень отметили 24 % и 26 %.
Личностный компонент предполагает способность привносить что-то новое в опыт, осознавать противоречия, отказываться от стереотипных способов решения задач приучения детей к здоровому образу жизни. 28 % педагогов в экспериментальных группах и 24 % — в контрольных считают, что достигли высокого уровня в данном компоненте. Они отмечали, что им интересна творческая самореализации, освоение инновационных здоровьесберегающих технологий, у двоих обобщён опыт работы по темам, связанным с сохранением здоровья детей. Но это только четверть от всех педагогов, участвующих в эксперименте. Остальные, как видно в диаграмме, оценивают себя на среднем и низком уровне.
Рис. 2. Компетентность педагогов в области здоровьесберегающей деятельности
Для того, чтобы повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения, педагогам необходимо не только иметь определённые знания, но и владеть способами их транслировать родителям. Наиболее эффективным условием для этого является равноправное партнёрское уважительное взаимодействие с родителями. Как показало тестирование педагогов по методике Э. Берна «Транзактный анализ общения», не всем это удаётся. Автор методики констатирует, что в процессе общения люди-собеседники всегда находятся на одной из трёх позиций «Я»: «родителя», «взрослого» или «ребёнка».
Наиболее адаптивное и рациональное поведение педагога в общении с родителями с позиции «взрослый». В этом случае педагог объективно оценивает ситуацию, принимает согласованные с родителями и целесообразные решения, он руководит своими эмоциями, уважает собеседника. Как правило отношения с родителями у педагога ровные, доверительные, уважительные, такая позиция даёт максимальный эффект взаимодействия в системе «педагог-родители».
Практически половина педагогов (49 % в экспериментальных и 46 % в контрольных группах) владеют оптимальным способом общения, на первом месте стоит позиция «взрослый». Это значит, что они выбирают способ общения, соответствующий обстоятельствам, знают от каких стереотипов следует отказаться, а какие желательно включить. С родителями отношения ровные, отношение родителей к предложениям педагогов заинтересованное, действия, связанные с приучением детей к здоровому образу жизни, согласованные.
23 % педагогов в экспериментальных и 30 % в контрольных группах преимущественно стоят на позиции «(дитя-Д) ребёнок», что означает их неуверенность в себе, в том, что они предлагают родителям. Они, при всякой возможности, избегают общения с родителями, их излишние эмоции, избыток чувств не всеми родителями принимаются.
Самая сложная позиция в третье подгруппе, в которую вошли 28 % педагогов экспериментальных и 24 % контрольных групп. Позиция «родителя» означает, что данные педагоги стремятся жестко, авторитарно воспитывать и детей, и родителей. Собственная точка зрения, решения, которые они принимают, требования таких воспитателей никогда не подвергаются ими сомнению, что не совпадает с мнением родителей. Поэтому желания взаимодействовать ни у кого не возникает.
Таким образом, изучение компетентности родителей, детей и педагогов в области здоровьесбережения убедительно показывает необходимость создания специальных организационных условий для повышения качественных показателей здоровья детей и приучения их к здоровому образу жизни.