Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 21.12.2016

Статья просмотрена: 1728 раз

Библиографическое описание:

Тупикова, С. А. Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи / С. А. Тупикова, Т. А. Спиридонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 951-953. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37002/ (дата обращения: 23.12.2024).



В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.

Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребёнка. Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства — критический период в жизни ребенка (Борисова Н. Е.). Ведь именно в этом возрасте формируется фундамент здоровья человека.

Одним из многих факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность.

По мнению Руновой М. А. понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

Все виды движения — одно из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует ЦНС детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера ребенка.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.

Для достижения цели формирования у детей основ здорового образа жизни, включающей элементарные знания о собственном организме, воспитание привычки к соблюдению правил гигиены, понимание зависимости здоровья человека от состояния экологии, осознание полученных представлений, обобщение и систематизация знаний детей являются стержневым компонентом педагогической системы.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет семья ребёнка и система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А. Ф. Аменд, С. Ф. Васильев, М. Л. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, О. Ю. Толстова, З. И. Тюмасевa и др.), — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми и семьёй, нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен.

Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:

− совместные занятия физкультурой, прогулки;

− отсутствие вредных привычек у родителей и наглядный пример;

− рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;

− дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;

− бережное отношение к окружающей среде, к природе;

− медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;

− формирование понятия «не вреди себе сам».

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду и в семье, обеспечение его управляемости. Управление целесообразно строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях «ДОУ — семья, семья — ДОУ».

Физическая культура — образовательная область в программе дошкольного образования, напрямую связанная со здоровьем дошкольников. Систематическое занятие физкультурой способствует развитию физических качеств, выносливости, укреплению здоровья воспитанников. Это вовсе не означает, что от занятий физической культурой надо освобождать тех детей, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, детям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы даже больше, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка, в том числе особенностям состояния их здоровья, в частности, с учетом группы здоровья.

Приобщение к здоровому образу жизни родителей является составной частью системы работы по приобщению к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса. Задачи:

− повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения;

− повысить интерес родителей к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми;

− сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье;

− оказать квалифицированную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей силами специалистов ДОУ и поселка.

Важно заметить, что ежедневная оздоровительная работа родителей, детей становится процессом управляемым и эффективным только постепенно. Эпизодические, разовые акции и мероприятия, проведенные даже на очень высоком уровне, не позволят повысить педагогическую компетентность родителей в области здоровья, а злоупотребление групповыми формами работы не создаст партнерские, доверительные отношения с семьей.

С целью создания условий для индивидуализации при проведении физкультурных занятий в детском саду они должны быть построены на дифференцированном использовании средств физической культуры и физической нагрузки с учётом группы здоровья каждого воспитанника. Только тесное взаимодействие и интеграция деятельности всех специалистов детского сада может обеспечить истинно индивидуальный подход к каждому ребёнку.

При реализации дифференцированного подхода к организации физкультурных занятий необходимо систематически осуществлять контроль за реакцией организма воспитанников на физическую нагрузку по внешним признакам утомления.

В качестве перспектив работы по реализации дифференцированного подхода нами запланирована интеграция деятельности инструктора по физкультуре с педагогом — психологом детского сада, так как дифференциация степени сложности, интенсивности, скорости общеразвивающих упражнений и основных движений зависит не только от физиологических особенностей воспитанников, но и от типа их темперамента, индивидуального темпа и способностей.

Литература:

  1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. И. Адашкявичене. — М.: Просвещение, 1992. — 275 с.
  2. Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю. Е. Антонов. — М.: АРКТИ, 2001. — 199 с.
  3. Безруких М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
  4. Каштанова Г. В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2006. — 64 с.
  5. Канеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед. инст-ов по спец-ти № 2110 «Дошк. педагогика и психология». — М.: Просвещение, 1985. — 271 с.
  6. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 1997. — 88 с.
  7. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 168 с.
  8. Щербак А. П. Физическое развитие детей в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий, спортивные развлечения. — М.: Академия Развития, 2009. — 228 с.
  9. Яковлева Л. В. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет. — М.: Физкультура и спорт, 2003. — 236 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, детский сад, двигательная активность, ребенок, семья, физическая культура, дошкольное детство, дошкольное образование, дошкольный возраст, физическая нагрузка.


Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста

Сотрудничество семьи и ДОУ как фактор повышения качества образования

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста

Сотрудничество семьи и ДОУ как фактор повышения качества образования

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Задать вопрос