К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО
Авторы: Зиновенко Ольга Андреевна, Егорова Жанна Сергеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 16.12.2016
Статья просмотрена: 1733 раза
Библиографическое описание:
Зиновенко, О. А. К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО / О. А. Зиновенко, Ж. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11636/ (дата обращения: 22.12.2024).
В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, педагог, компоненты компетентности
В современной Российской системе образования ни так давно, дошкольное образование стало первой ступенью. Новейшие нормативные требования к определению условий и структуре реализации общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации оказывают непосредственное воздействие на деятельность педагогических кадров, которые призваны реализовывать воспитательно-образовательную деятельность в трансформирующихся условиях. В различных регионах Российской Федерации образовательные учреждения, которые обеспечивают педагогический процесс в ДОУ испытывают ряд проблем в кадрах. В частности, отмечена нехватка квалифицированных кадров, слабая чувствительность традиционной системы образования современным потребностям социума, которая реальным образом отстает от насущных потребностей педагогической отрасли. Система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров улучшает процесс развития кадрового потенциала, которое будет способно обеспечить современное содержание образовательного процесса и использовать соответствующие образовательные технологии.
Поскольку в системе российского образования реализуется компетентностный подход, то и педагог ДОО должен владеть рядом компетенций. Более подробно рассмотрим данное понятие. Компетентность, рассматриваемая как интегральное качество личности, проявляется, прежде всего, в способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретённом в процессе обучения и социализации [4, с. 29–32]. Таким образом, иметь сформированную компетентность значит обладать определенными знаниями, определенной характеристикой; владеть компетенцией — значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.
Как отмечает В. Г. Суходольский, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования — способность педагога к выполнению профессиональной деятельности, которая определяется требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном педагогическом образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Компетентность включает в себя владение необходимыми значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями в области дошкольного образования, практическими умениями и навыками [2, с. 74].
По мнению таких ученых, как С. Е. Шишов, А. В. Хуторской, В. Г. Суходольский, В. А. Кальней, профессиональная компетентность — интеграция знаний, умений, опыта и личностных качеств, которые представляют собой способность педагога качественно и эффективно выполнять профессиональную педагогическую деятельность и включают в себя педагогическое мастерство и профессионализм.
Профессиональная компетентность педагога — совокупность знаний и умений структурировать и интегрировать теоретические и практические знания для лучшего решения задач педагогической деятельности [4].
Хотелось бы отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — совокупность требований, необходимых при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования, в качестве основной целевой установки рассматривает компетенции, полученные студентами в ходе обучения. Во ФГОС ВО компетенция — способность применять полученные знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности.
Изучением сущности профессиональной компетентности педагога занимались такие исследователи как Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, Т. И. Шамова и многие другие. В исследованиях данных ученых раскрыты следующие аспекты педагогической компетентности:
– управленческий: способности педагога к анализу, планированию, организации, контролю, регулированию педагогического процесса, выстраиванию взаимоотношений с воспитанниками, их родителями и педагогическим коллективом;
– психологический: умения оказывать влияние собственной личностью на детей, учитывать индивидуальные способности и возрастные особенности воспитанников;
– педагогический: владение формами и методами осуществления воспитания и обучения дошкольников.
В целом, профессиональная компетентность характеризуется как совокупность интегрированных знаний, личностных качеств, умений и опыта, позволяющих педагогу эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим социумом.
А. Н. Дорофеев и К. В. Шапошников в своих исследованиях указывают, что в основу показателей субъектной профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста.
Профессиональная компетентность включает в себя следующие компоненты:
Гносеологический компонент профессиональной компетентности педагога включает в себя теоретические и методологические знания основ педагогических и психологических наук, владение современными информационными технологиями, знание тех требований, которые предъявляются к современному педагогу, знание нормативно — правовых документов, касающихся профессиональной педагогической деятельности, наличие дополнительных знаний.
Деятельностный компонент профессиональной компетентности включает в себя множество умений: гностические, аналитические, информационные, проектировочные, творческие, коммуникативные, организаторские, развивающие.
Личностный компонент профессиональной компетентности включает в себя готовность работать в коллективе, к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к профессии.
Л. М. Митина выделяет в структуре педагогической компетентности три подструктуры:
– деятельностную, которая включает в себя знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности;
– коммуникативную, которая включает в себя знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения;
– личностную, которая включает в себя потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки и принципы развития личности ребенка.
Л. М. Митина под компетентностью понимает характеристики конкурентоспособной личности педагога, владеющей элементами общей культуры современного общества, содержанием фундаментальных наук, педагогических знаний и умений, наличие культуросообразных образцов поведения и взаимодействия в социуме [3].
Современная система образования предъявляет новые требования к компетентности педагога дошкольного образования. Педагог ДОО должен быть компетентным в вопросах организации и содержания педагогической деятельности по следующим направлениям:
– воспитательно-образовательной;
– учебно-методической;
– социально-педагогической.
Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
– умение планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
– умение создавать развивающую предметно-пространственной среду;
– обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья детей.
Данные критерии уточняются следующими показателями компетентности педагога:
– знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
– умения формировать знания, умения и навыки у воспитанников в соответствии с образовательной программой.
Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
– умение планировать воспитательно-образовательную работу;
– умение проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии уточняются следующими показателями компетентности:
– знание примерных общеобразовательных программ и методик обучения и воспитания детей;
– умение планировать, проектировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
– владение технологиями психолого-педагогического исследования и мониторинга воспитания и обучения детей.
Кроме того, воспитатель должен уметь соединять основные и парциальные программы, обогащая и расширяя содержание каждого направления развития, избегая выборочности в формировании тех или иных качеств ребенка, формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь интегрировать содержание всех образовательных областей, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий и событий исходя из воспитательных и образовательных задач.
Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
– умение оказать консультативную помощь родителям;
– создание условий для развития и социализации детей;
– защита интересов и прав детей.
Данные критерии уточняются следующими показателями:
– знание основных нормативно-правовых документов о правах ребенка и обязанностях родителей по отношению к детям;
– умение вести не директивную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Таким образом, современный педагог системы дошкольного образования должен обладать необходимыми знаниями в области обучения и воспитания дошкольников, уметь проектировать и воплощать целостный педагогический процесс формирования всесторонне развитой личности, знать нормативно — правовую базу ДОО, возрастные особенности детей, уметь вести педагогическую работу с родителями детей. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования включает в себя большое количество аспектов, без которых невозможна образовательная деятельность.
Литература:
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 120 с
- Кухарев И. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — С. 74.
- Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Под общ. ред. Л. М. Митиной. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2005.
- Селевко, Г. К. Педагогические компетенции и компетентность: [их классификация] / Г. К. Селевко // Сельская школа: Рос. пед. журн. — 2004. — № 3. — С. 29–32.
Похожие статьи
Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности
В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.
Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности
В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования
В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».
Формирование профессиональной компетентности педагогов
В статье рассмотрен процесс формирования профессиональной компетентности педагогов-лингвистов, проблемы формирования профессиональной компетентности и ее компонентов.
Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике
Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изуче...
Компетентность воспитателя дошкольного образования
В статье представлены виды и характеристика профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования, выделенная на основе функций и профессионально-педагогических умений воспитателя.
Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы
В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.
Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка
В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.
Актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций педагога ДО, работающего в сфере НОО
В статье раскрываются проблемы формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования, работающего с младшими школьниками. Автор рассматривает взаимосвязь дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также их разли...
К вопросу о профессиональных компетенциях, необходимых для руководителя образовательной организации
В данной статье приведен обзор основных профессиональных компетенций, которые должны быть развиты у профессионала, занимающего должность руководителя образовательной организации.
Похожие статьи
Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности
В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.
Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности
В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования
В статье рассматривается проблема профессионального становления педагогов дошкольного образования, анализируются научные подходы к содержанию понятий «компетентность», «профессиональная компетентность».
Формирование профессиональной компетентности педагогов
В статье рассмотрен процесс формирования профессиональной компетентности педагогов-лингвистов, проблемы формирования профессиональной компетентности и ее компонентов.
Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике
Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изуче...
Компетентность воспитателя дошкольного образования
В статье представлены виды и характеристика профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования, выделенная на основе функций и профессионально-педагогических умений воспитателя.
Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы
В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.
Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка
В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.
Актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций педагога ДО, работающего в сфере НОО
В статье раскрываются проблемы формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования, работающего с младшими школьниками. Автор рассматривает взаимосвязь дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также их разли...
К вопросу о профессиональных компетенциях, необходимых для руководителя образовательной организации
В данной статье приведен обзор основных профессиональных компетенций, которые должны быть развиты у профессионала, занимающего должность руководителя образовательной организации.