К вопросу о профессиональных компетенциях, необходимых для руководителя образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 23.02.2020

Статья просмотрена: 1908 раз

Библиографическое описание:

Рассохин, А. А. К вопросу о профессиональных компетенциях, необходимых для руководителя образовательной организации / А. А. Рассохин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 229-230. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67611/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье приведен обзор основных профессиональных компетенций, которые должны быть развиты у профессионала, занимающего должность руководителя образовательной организации.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, руководитель образовательной организации, необходимые компетенции.

Каждый специалист должен думать о развитии своих профессиональных компетенции. Особенно это важно для руководителей образовательных организаций. От уровня развития компетенций руководителя зависит качество деятельности всей организации. Что же такое компетенции, какие они должны быть у руководителя образовательной организации, какую роль они играют в управленческой деятельности руководителя образовательной организации?

Компетенция — это заданное социальное и профессиональное требование к подготовке специалиста, необходимое для его эффективной профессиональной деятельности. Изучением вопросов развитии компетенций занимались Белова Е. Н., Тарасенко В. В., Хуторской А. В., управленческую компетенцию они определяли, как совокупность личностных качеств руководителя, где раскрывается содержание данного свойства личности с позиции современной управленческой педагогической деятельности руководителя образовательного учреждения, или способность и готовность целостно и глубоко анализировать, выявлять, точно формулировать проблемы образовательного учреждения и находить из большего числа альтернативных подходов к их решению наиболее целесообразный и эффективный относительно конкретной ситуации этого учреждения [2].

Данную компетенцию они считают определяющей для руководителя образовательной организации. Часто ее представляют в виде четырех блоков, именуемых как:

– коммуникативный;

– организаторский;

– когнитивный и мотивационный

– конструктивный, проектировочный;

– креативный, эмоционально-волевой.

Также авторами выделяется инновационная компетентность руководителя. Инновационная деятельность лежит в основе инновационной компетентности руководителя, которая включает «профессиональную подготовленность к управлению инновационной деятельностью (исследовательские знания, умения, навыки); профессиональную пригодность к управлению инновационной деятельностью (мотивы, профессионально значимые качества, индивидуально-психологические особенности); профессиональный опыт и эффективность управления развивающейся общеобразовательной школой (качество деятельности результативность деятельности) [1].

Также авторами выделяется экономическая компетентность руководителя. Экономическая компетентность специалиста рассматривается как «интегративное качество личности, отражающее готовность и способность субъекта профессиональной деятельности эффективно осуществлять решение экономических задач в условиях рыночной экономики на основе актуализации соответствующих знаний и умений» (Ткачева О. Н.).

Актуальность этой компетентности для руководителя непосредственно продиктована содержанием его деятельности, которая включает в том числе решение вопросов, связанных с экономической составляющей деятельности образовательного учреждения в условиях инновационной экономической среды.

Нельзя выявить важность одной конкретной компетентности, они все вместе и каждая делают руководителя образовательной организации профессионалом своего дела, так к примеру немаловажную роль играет психологическая компетентность руководителя. Психологическая компетентность включает когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой, мотивационный, регуляционный аспекты.

Психотерапевтическая и конфликтологическая компетентность руководителя носит обособленный характер, в ее структуру часто включают виды профессиональной компетентности, которые граничат с личностными качествами и отражают специфику деятельности руководителя в области выстраивания межличностных отношений, в том числе в сложных и противоречивых ситуациях. Важно отметить и наличие информационной и информационно-технологической компетентности руководителя.

Информационная компетентность руководителя в целом рассматривается как совокупность следующих знаний и умений: «умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных информационно-коммуникационных технологий; использование в своей практической профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающее увеличение производительности труда» (Пьяных Е. Г.).

В заключении хотелось бы отметить, что развитие каждой компетенции должно быть одной из актуальных и первостепенных задач, стоящих перед руководителем образовательной организации, желающим развиваться самостоятельно, а значит и развивать образовательную организацию, руководителем которой он является.

Литература:

  1. Кочешкова Л. О. Технология управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений / Под ред. профессора В. В. Суда кова. — Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. — 44 с».
  2. Чечель И. Д. Директор школы и его команда: стратегия и тактика коллективного профессионального развития. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, инновационная деятельность, компетенция, образовательное учреждение, руководитель, инновационная компетентность руководителя, качество деятельности, умение.


Похожие статьи

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО.

Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.

Компетентность воспитателя дошкольного образования

В статье представлены виды и характеристика профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования, выделенная на основе функций и профессионально-педагогических умений воспитателя.

Формирование информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования

В статье представлены основные аспекты и особенности формирования информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования. Определены критерии и показатели сформированности данной компетенции у обучающихся.

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.

Базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих

В статье рассмотрены базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих.

Актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций педагога ДО, работающего в сфере НОО

В статье раскрываются проблемы формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования, работающего с младшими школьниками. Автор рассматривает взаимосвязь дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также их разли...

Профессионально важные качества сотрудников следственных органов

В статье рассматриваются необходимые качества как личностные, так и профессиональные, которыми должен обладать следователь для эффективного осуществления своей деятельности. Исследуются технологии формирования необходимых профессиональных качеств у с...

Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.

Трудовые функции секретаря руководителя в соответствии с профессиональным стандартом

В статье рассматриваются отдельные трудовые функции секретаря, зафиксированные в профессиональном стандарте специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией. Проводится анализ соответствия практических навыков с...

Похожие статьи

К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО

В данной статье затрагивается тема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Рассмотрены основные аспекты и критерии компетентности педагога ДОО.

Условия повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены условия повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в области воспитания.

Компетентность воспитателя дошкольного образования

В статье представлены виды и характеристика профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования, выделенная на основе функций и профессионально-педагогических умений воспитателя.

Формирование информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования

В статье представлены основные аспекты и особенности формирования информационно-технической компетенции у студентов в системе среднего профессионального образования. Определены критерии и показатели сформированности данной компетенции у обучающихся.

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.

Базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих

В статье рассмотрены базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих.

Актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций педагога ДО, работающего в сфере НОО

В статье раскрываются проблемы формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования, работающего с младшими школьниками. Автор рассматривает взаимосвязь дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также их разли...

Профессионально важные качества сотрудников следственных органов

В статье рассматриваются необходимые качества как личностные, так и профессиональные, которыми должен обладать следователь для эффективного осуществления своей деятельности. Исследуются технологии формирования необходимых профессиональных качеств у с...

Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.

Трудовые функции секретаря руководителя в соответствии с профессиональным стандартом

В статье рассматриваются отдельные трудовые функции секретаря, зафиксированные в профессиональном стандарте специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией. Проводится анализ соответствия практических навыков с...

Задать вопрос