Теоретические аспекты формирования правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 25.01.2017

Статья просмотрена: 829 раз

Библиографическое описание:

Конашенкова, К. О. Теоретические аспекты формирования правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации / К. О. Конашенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 566-569. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38611/ (дата обращения: 22.12.2024).



В современном мире правовая компетентность руководителя общеобразовательной организации играет ключевую роль в теории и практике управления этим непростым механизмом, так как именно руководитель несет ответственность за образовательную, воспитательную, научную и организационно-хозяйственную деятельность организации.

Происходящие в последние годы преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономических институтов, политики, социокультурной сферы кардинально изменили требования к работе руководителя образовательной организации. На сегодняшний день школа является полноценным субъектом права, юридическим лицом, имеет устав, обладает правом оперативного управления имуществом, заключает договоры, может являться истцом и ответчиком в суде. Все это вносит существенную специфику в реализацию функции управления, требует от руководителя определенных личностных качеств, необходимых знаний, сформированных умений, навыков и компетенций. В свете данных тенденций актуальна задача рассмотрения содержания и структуры правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации, ее основных признаков и компонентов. правовая компетентность представляется исследователями как интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний, способности оказать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе и предупреждать и устранять противоправные проявления поведения.

Содержание понятия «правовая компетентность руководителя общеобразовательной организации» является составной частью управленческой компетентности, определяющей возможность принимать эффективные управленческие решения в пределах современного правового поля. Также согласно ч. 3 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководитель «является исполнительным органом образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации» [4]. Нормативный подход к определению правовой компетентности руководителя был дан в предыдущей редакции Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, где она характеризовалась как качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы [2].

В Проекте профессионального стандарта руководителя образовательной организации обращается внимание на то, что руководитель должен знать действующие законы Российской Федерации, Конституцию, подзаконные акты, правовые возможности доступа к образовательной деятельности, основные положения законодательных актов в сфере гражданского, налогового, экологического, хозяйственного права, основы законодательства о бухгалтерском учете и прочее. Среди умений руководителя в соответствующей сфере выделяют: ведение коллективных переговоров, правильность оформления финансовой и управленческой документации, решение трудовых конфликтных ситуаций и другое. Правовая компетентность в документе выступает одним из необходимых механизмов эффективного управления образовательной организацией.

Руководитель общеобразовательного учреждения, по сравнению с другими категориями педагогических работников, несет более высокую юридическую ответственность за свои решения и результаты деятельности. В силу этого акцент в его подготовке, в том числе в системе дополнительного профессионального образования, должен быть сделан именно на правовой составляющей, но не в ущерб другим сторонам его деятельности. Директор школы в повседневной жизни выступает гарантом соблюдения законных прав участников образовательного процесса, ему принадлежит ключевая роль в регулировании правовых отношений, их развитии и укреплении.

Следует отметить, что руководители общеобразовательных организаций, как правило, знакомы с традиционным, устоявшимся законодательством в сфере образования. Они имеют достаточно высокие знания норм и правил применения таких процедур и аспектов управления, как аккредитация образовательных учреждений и лицензирование образовательной деятельности, выстраивание договорных отношений с потребителями образовательных услуг, партнерами и поставщиками, санитарные нормы и правила, требования Государственного образовательного стандарта. В то же время руководители общеобразовательных организаций недостаточно хорошо владеют изменениями в нормативной базе, к которым можно отнести изменения в проведении аудита в образовании, независимой оценке качества, разработке и сертификации тестов и контрольно-измерительных материалов, сертификации систем менеджмента качества, защиты персональных данных.

К наиболее часто встречающимся нарушениям действующего законодательства в образовательных учреждениях относятся:

– Сборы денег с родителей обучающихся для нужд школы.

– Нарушения в области лицензирования и аккредитации образовательных учреждений (применяются просроченные лицензии или не соответствующие Уставам свидетельства об аккредитации или лицензии, в большинстве случаев из-за внесения изменений в наименования учреждений).

– Нарушение прав участников образовательного процесса.

– Нарушения в учебных планах учреждения.

– Нарушения в делопроизводстве и документации.

– Нарушения Уставов (отсутствие локальных актов).

– Нарушение условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

– Нарушения при ликвидации и реорганизации образовательных учреждений.

Руководитель осуществляет текущее руководство деятельностью общеобразовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования [4]. Требования к нему высоки, их достаточно много, но в данном случае нас интересует правовой аспект: знание законодательной и нормативно-правовой базы в области образования, умение ориентироваться в правовом пространстве и применять правовые нормы в сфере образовательной деятельности.

Условно можно выделить несколько уровней правового знания:

– информированность;

– ознакомление с полученной информацией;

– действия в правовом пространстве на основании полученных знаний.

На первом этапе получается базовый объем правовой информации и происходит ознакомление с нею. На втором этапе необходимая информация уже усвоена, устанавливается алгоритм действий в правовом пространстве. На заключительном этапе возникает потребность действовать в соответствии с полученными знаниями [3]. Все этапы взаимосвязаны и перейти на следующий уровень — правовую компетентность — без прохождения предыдущего фактически невозможно. Руководитель отвечает не только за свои решения, но и за решения, которые принимают его подчиненные. Таким образом, правовая компетентность является важным и актуальным аспектом для подготовки современного руководителя.

Формирование правовой компетентности достаточно длительный и многообразный процесс. В науке правовая компетентность определяется как интегративное свойство личности, которое выражается в способности оказывать непосредственное влияние на процесс саморазвития и развития социально-ценностных характеристик личности, которые позволяют выполнять социально — ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения, а также выражается в совокупности компетенций в правовой области знаний.

Также можно выделить правовую компетентность руководителя общеобразовательной организации. Её можно описать как сложное свойство, которое определяется социальными факторами и личностными качествами при динамичном развитии в профессиональной и личностной сфере [1]. Поэтому, можно сказать, что в современном мире с его многообразием различных методов и инновационных технологий, разнообразными организационными формами обучения созданы все условия для самообразования и информационной поддержки в вопросах правоотношений в образовательном пространстве.

Для должного обеспечения управления образовательным процессом правовая компетентность руководителя должна быть на соответствующем уровне. Для этого имеется целый ряд причин:

– Частые изменения нормативной базы, регламентирующей образовательную деятельность.

– Возросшие требования к качеству образования.

– Система рейтингов общеобразовательных организаций.

– Наличие сильных конкурентов среди общеобразовательных организаций.

– Достаточно высокий уровень правовой культуры граждан в вопросах образования.

– Отсутствие в штате общеобразовательных организаций юрисконсульта.

Таким образом, формирование правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации играет ключевую роль в повышении качества образования и престижа данной образовательной организации. Также не стоит забывать, что в период реформирования системы российского образования разрабатываются и внедряются в жизнь новые профессиональные стандарты и образовательные программы, расширяется перечень нормативно-правовых документов, необходимый для полноценного функционирования общеобразовательных организаций.

Литература:

  1. Атласова О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Атласова Ольга Михайловна. — СПб., 1995. — 18 с.
  2. Майорова Е. Б. Правовая компетентность руководителя образовательного учреждения как индикатор эффективности управления в условиях финансово-экономической самостоятельности. — URL: http://www.emissia.org/offline/2008/1229.htm (дата обращения: 17.12. 2014).
  3. Махрова М. В., Хузина А. Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности // Вестник ОГУ. ‒ 2008. ‒ № 81. ‒ С. 9‒14.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). — С.22.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая компетентность, образовательная организация, общеобразовательная организация, правовая компетентность руководителя, образовательная деятельность, ключевая роль, образовательный процесс, правовое пространство, руководитель, Российская Федерация.


Похожие статьи

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы

Особенности процесса формирования правовой компетентности будущих менеджеров аграрной области в высшей школе

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Теоретические аспекты развития аксиологического потенциала обучающихся

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Похожие статьи

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы

Особенности процесса формирования правовой компетентности будущих менеджеров аграрной области в высшей школе

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Теоретические аспекты развития аксиологического потенциала обучающихся

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Задать вопрос