Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 05.05.2021

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Валежанина, К. В. Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения / К. В. Валежанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 278-281. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80727/ (дата обращения: 16.12.2024).



Согласно ст. 273 ТК РФ руководитель организации — это физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа [2].

Руководитель образовательной организации, уполномоченный выступать от ее имени, должен действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно [1].

Под правовым статусом руководителя образовательной организации следует понимать совокупность прав и свобод, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, установленную законодательством.

Правовой статус руководителя общеобразовательного учреждения четко определяется в статье 51 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273, утверждающей, что «единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации» [3].

Правовую компетентность руководителя образовательной организации можно определить как совокупность компетенций, необходимых для принятия эффективных управленческих решений в существующем правом поле, предполагающую высокий уровень информированности руководителя общеобразовательной организации в области нормативно-правового регулирования сферы образования и других смежных областей права, способность анализировать полученную информацию, возможность применять имеющиеся знания при реализации своих должностных обязанностей, осознание степени материальной и дисциплинарной ответственности в ситуациях нарушения законодательства.

Применение правовых знаний понимается как готовность и способность руководителя к правовой деятельности, что требует высокого уровня информированности и выражается в форме юридических знаний, которые требуют систематического обновления. Ответственность руководителя общеобразовательной организации закреплена в нормативно-правовых актах и заключается в правовых последствиях.

Основными признаками правовой компетентности можно назвать коммуникативные умения и навыки, позволяющие эффективно выстраивать линию взаимодействия руководителя с заинтересованными субъектами, способность и готовность к принятию оперативных и эффективных решений правового характера, оперативность и мобильность правовых знаний, способность к их динамичному обновлению и применению в различных правовых ситуациях, наличие определенного отношения к праву, его оценка, правовая культура (знание норм права и уважительное отношение к правовым ценностям), способность к поиску, приобретению и усвоению правовых знаний.

Структура правовой компетенции представляется исследователям по-разному. Так, в исследованиях С. В. Мягковой структуру правовой компетентности составляют правосознание, правовое мышление, правоприменительная деятельность, готовность и способность к правовой деятельности [8, с. 20].

Необходимо отметить, что структура правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации состоит из сложной системы компонентов, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга. Учитывая реалии сегодняшнего дня, совершенно очевидно, что современному руководителю недостаточно только знаниевой основы правовой компетентности, недостаточно только одних умений применить эти знания. Современный руководитель должен быть готов к выполнению комплекса действий правового характера и владеть средствами деловой коммуникации при взаимодействии с заинтересованными субъектами (контрольно-надзорными органами, учредителем, родителями, обучающимися, педагогическими работниками).

Правовая компетентность руководителя общеобразовательного учреждения является сложным, динамичным и полиструктурным личностно-профессиональным свойством, определяемым личностными и внеличностными факторами, эффективно формируемым при условии использования традиционных и инновационных методов и технологий, организованных форм обучения, самообразования и информационной поддержки в вопросах правоотношений в образовательном процессе.

В качестве основных компонентов целостного процесса формирования правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения выделяются:

  1. содержательно-целевой — компонент, обеспечивающий заданную направленность процесса подготовки;
  2. организационно-процессуальный — компонент, определяющий единство процессов конструирования содержания и средств обучения, педагогического и методического взаимодействия обучающих и обучающихся;
  3. операционально-технологический — компонент, ориентирующий процесс подготовки на использование активных форм и методов обучения, обеспечение субъектной позиции обучающихся.

Эти три компонента могут быть соотнесены с такими традиционными структурными составляющими образования как целеполагание, содержание и образовательный процесс.

Цель формирования правовой компетентности руководителя профессиональной образовательной организации, в соответствии с определением правовой компетенции, может быть определена как подготовка руководителя к эффективной правовой деятельности в современном образовательно-правовом поле.

Формирование правовой компетентности руководителя образовательной организации представляет собой, как и всякий процесс, — закономерную, последовательную, непрерывную смену следующих друг за другом моментов развития.

В системе правовой подготовки руководителей общеобразовательных учреждений могут найти применение такие технологии, как:

— технология стратегического планирования процесса правовой подготовки с включением этапов системного анализа (например, в виде SWOT‐анализа);

— технология правовой подготовки руководителей школ на основе дистанционного обучения и дистанционного консультирования;

— рефлексивные технологии анализа возможностей и потребностей, обучающихся на курсах повышения квалификации руководителей школ в правовых знаниях.

Значительный потенциал решения проблемы правовой подготовки руководителей образовательных учреждений представляет система повышения квалификации. Особенностью форм правовой подготовки руководителей общеобразовательных учреждений на курсах повышения квалификации должно быть то, что они применяются комплексно, обновляются, совершенствуются, предполагают групповое и индивидуальное участие слушателей, участие представителей власти, высшего руководства органов управления образованием и специалистов в области образовательного права, юридических учреждений и организаций.

Для создания педагогических условий, способствующих развитию профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения необходимы комплекс педагогических условий, включающий в себя непрерывность правового образования, самостоятельную познавательную активность в изучении нормативно-правовых актов, регулирующих развитие правовой компетентности руководителей образовательных учреждений, комплекс юридических мероприятий, результатом которых может стать эффективное развитие правовой компетенции:

— консалтинговое юридическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений по качеству образования, создание систем менеджмента качества;

— проведение юридической экспертизы материалов, локальных актов, разрабатываемых в ОУ по вопросам качества образования; проведение внешнего юридического аудита состояния нормативного правового обеспечения деятельности образовательных учреждений по применению системных методов управления и оценки качества образования;

— дистанционное решение руководителями образовательных учреждений кейс‐задач по проблематике правовых аспектов работы в области качества образования;

— организацию канала обмена опытом и материалами нормативного правового характера между руководителями образовательных учреждений, участвующих в инновационных работах по качеству образования;

— оказание помощи руководителям образовательных учреждений в разработке документов системы менеджмента качества в соответствии с номенклатурой международных стандартов качества и проведение их юридической и специализированной экспертизы.

Изменение правового поля в системе образования связано с такими процессами, как внедрение модульно-компетентностных ФГОС нового поколения, требующих тесного взаимодействия образовательных организаций с работодателями; реструктуризация профессиональных образовательных организаций и формирование многоуровневых комплексов, реализующих образовательные программы разного типа; развитие системы независимой оценки качества профессионального образования; развитие механизмов внебюджетного финансирования и других новых финансово-экономических механизмов и др. Важно, что нормативно-правовое пространство деятельности руководителя профессиональной образовательной организации непрерывно меняется, и обучение руководителям образования правовым знаниям быстро теряет свою актуальность. Необходимо вести речь уже не о «правовых знаниях» руководителя профессиональной образовательной организации, а о более сложном феномене «правовой компетенции», предполагающей не только наличие знаний и готовность их применять на практике, но и готовность к их постоянному самостоятельному обновлению.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 03.05.2021).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 03.05.2021).
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.05.2021).
  4. Артамонова Л. Г. Использование активных методов в правовом обучении и воспитании / Л. Г. Артамонова. — Текст: непосредственный // Вестник образования России. — 2014. — № 6. — С. 48–61.
  5. Атласова О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: специальность 13.00.01 «Педагогика»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Атласова О. М.; — Санкт — Петербург, 1995. — 18 c. — Текст: непосредственный.
  6. Голубев Ю. В. Формирование правовой компетентности руководителя / Ю. В. Голубев. — Текст: непосредственный // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 9. — С. 39–42.
  7. Карева А. В. Формирование педагогико-правовой компетенции в профессиональной подготовке специалистов по сервису и туризму: специальность 13.00.018 «теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Карева А. В. — Екатеринбург, 2009. — 27 c. — Текст: непосредственный.
  8. Мягкова, С. В. Структура и функции правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения / С. В. Мягкова. — Текст: непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2009. — № 3. — С. 19–21.
  9. Мягкова, С. В. Формирование правовой компетентности директора школы в современных условиях / С. В. Мягкова. — Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 35. — С. 127–129.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, правовая компетентность руководителя, общеобразовательное учреждение, качество образования, общеобразовательная организация, правовая компетенция, правовая подготовка руководителей, профессиональная образовательная организация, учреждение, единоличный исполнительный орган.


Похожие статьи

Психологические аспекты исследования факторов карьерной успешности руководителя образовательного учреждения

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Интеграция работы учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС и внедрения профессионального стандарта педагога

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Особенности формирования нормативно-правовой базы школы в условиях введения профессионального стандарта педагога

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Правовые основы реализации административно-правового статуса некоммерческой организации в отношениях легализации и контроля их деятельности

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Похожие статьи

Психологические аспекты исследования факторов карьерной успешности руководителя образовательного учреждения

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Интеграция работы учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС и внедрения профессионального стандарта педагога

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Особенности формирования нормативно-правовой базы школы в условиях введения профессионального стандарта педагога

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Правовые основы реализации административно-правового статуса некоммерческой организации в отношениях легализации и контроля их деятельности

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Задать вопрос