Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организацийв условиях модернизации образования
Карасева Екатерина Александровна, магистрант
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского
В настоящее время открыт вопрос, раскрывающий структуру, содержание и специфику формирования профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования. В значительной степени, именно этим фактом обусловлено отсутствие в настоящее время целенаправленной работы по формированию профессиональной культуры заведующих дошкольных образовательных организаций в регионах России. Профессиональная культура заведующих формируются либо стихийно, либо в традициях фундаментального образования (во втором случае они оторваны от современной практики модернизации дошкольного образования). При этом одной из наименее исследованных в педагогической науке и наименее решаемых в педагогической практике остается проблема формирования готовности заведующих дошкольных образовательных организаций к эффективной управленческой деятельности.
Применительно к работникам системы образования, проблематика профессиональной культуры рассматривается в трудах таких российских исследователей-педагогов, таких как Н. В. Анненкова, Е. Л. Болотова, Р. А. Брехач, А. С. Киндяшова, Н. Р. Нуриахметова, Т. С. Панина, О. А. Панова, М. Л. Субочева, С. Н. Чарнецкий, Т. И. Шамова и др.
Исследования профессиональной культуры руководителя образовательной организации, в том числе, вопросы ее формирования и развития представлены в работах Г. М. Германовой, А. Н. Кузибецкого и В. Ю. Розки, Е. Б. Майоровой, П. А. Мусинова, С. В. Мягковой, А. И. Рытова, М. В. Сакун, Е. В. Сараева, Н. Н. Сапрыкиной и других исследователей.
Пространство деятельности руководителя дошкольной образовательной организации непрерывно меняется, и обучение руководителям образования знаниям быстро теряет свою актуальность. Необходимо вести речь уже не о «знаниях» руководителя дошкольной образовательной организации, а о более сложном феномене «профессиональной культуры», предполагающей не только наличие знаний и готовность их применять на практике, но и готовность к их постоянному самостоятельному обновлению. [3]
Особенность любой компетентности, в том числе и профессиональной культуры руководителя образования, состоит в том, что она ориентирована на результат и имеет продуктивную направленность. В связи с этим мы можем с полным основанием считать ядром профессиональной культуры руководителя ДОО его нормотворческую компетенцию, а подготовку руководителя к нормотворчеству рассматривать в качестве базового процесса его профессиональной культуры.
В то же время, как показал анализ, проблема формирования готовности заведующих дошкольных образовательных организаций к эффективной управленческой деятельности сегодня является одной из наименее исследованных в педагогической науке и наименее решаемых в педагогической практике. Проведенное нами исследование задумывалось как шаг на пути к решению данной проблемы. Основным итогом исследования стали разработка, обоснование и экспериментальная проверка научно-методических основ процесса подготовки заведующих дошкольных образовательных организаций к эффективной управленческой деятельности. [5]
В результате проведённого исследования были получены следующие результаты.
На основе анализа литературных источников выявлена и охарактеризована специфика профессиональной компетентности руководителя образовательной организации в условиях модернизации образования. Профессиональная деятельность заведующих дошкольных образовательных организаций осуществляется под влиянием следующих особенностей современной России: преобладание моральных представлений и установок; избыточность информации, конкуренция и взаимная противоречивость различных актов; преобладание у субъектов прагматичных подходов при использовании ресурсов; низкий уровень общей профессиональной культуры населения.
Специфическими характеристиками профессиональной компетентности руководителя образовательной организации в условиях модернизации образования выступают: необходимость владения отраслевой спецификой (нормативной, содержательно-деятельностной); многомерность (наличие управленческого, психолого-педагогического и производственно-отраслевого измерений); инновационно-адаптационный характер (необходимость оперативно осуществлять организационный отклик со стороны образовательной организации на изменения в образовательном заказе); ведущая роль финансово-экономической, маркетинговой, социально-коммуникативной и социально-защитной функций. [1]
Уточнены место и функциональная роль эффективной управленческой деятельности в структуре профессиональной культуры руководителя дошкольной образовательной организации. Профессиональная культура руководителя — процесс самостоятельного формирования образовательной организацией базы для своей деятельности, не противоречащую законодательству Российской Федерации. Непосредственным субъектом такого нормотворчества является руководитель организации, для которого локальное нормотворчество выступает формой его участия в реализации государственных функций.
Собственными функциями эффективной управленческой деятельности являются: функция корпоративного нормопроектирования; функция актуализации локального нормативного поля.
Обосновано место образовательного нормотворчества в системе профессиональной культуры заведующих дошкольных образовательных организаций: как одной из целевых компетенций руководителя в составе его формируемой профессиональной культуры, как элемента деятельностного содержания; как инструмента профессиональной культуры. [4]
Введены в научный оборот понятия «нормотворческая компетенция руководителя образовательной организации» (определяемая как содержательно-деятельностная и мотивационно-исполнительская готовность руководителя образовательной организации к локальному нормопроектированию); «подготовка руководителя образовательной организации к нормотворчеству» (определяемая как система организационных и педагогических мероприятий, направленная на создание условий, способствующих становлению и развитию субъекта эффективной управленческой деятельности).
Выявлены формы и методы обучения, оптимальные для подготовки руководителя дошкольной образовательной организации к эффективной управленческой деятельности. Обосновано место педагогической технологии учебного проектирования, предполагающей разработку каждым руководителем-слушателем персонального нормотворческого проекта, в качестве системообразующего элемента методики формирования готовности руководителя дошкольной образовательной организации к эффективной управленческой деятельности. Метод кейсов, деловые (ситуативно-ролевые) игры и краш-тесты используются как формы учебной работы, поддерживающие процесс учебного нормотворческого проектирования.
Разработана, научно обоснована и экспериментально апробирована модель формирования готовности руководителя дошкольной образовательной организации к эффективной управленческой деятельности (включая соответствующую дополнительную профессиональную программу). Модель представляет собой описание и теоретическое обоснование организационно-педагогической системы, обеспечивающей эффективную реализацию процесса формирования готовности руководителя дошкольной образовательной организации к нормотворчеству. Структуру модели составляют концептуально-методологический, технологический, содержательно-деятельностный, инструментальный, ресурсный и рефлексивно-оценочный компоненты. [2]
В рамках модели:
– сформирована система принципов формирования профессиональной культуры заведующих дошкольных образовательных организаций, структура которой соответствует четырем уровням методологического анализа (философскому, общенаучному, конкретно-научному и методическому);
– уточнена последовательность этапов реализации процесса формирования готовности руководителя дошкольной образовательной организации к эффективной управленческой деятельности, включающий ряд последовательных этапов:
- диагностико-дифференцировочный,
- мотивационно-ориентировочный,
- теоретической подготовки,
- практической подготовки,
- рефлексивно-прогностический,
- межкурсовой поддержки;
Разработаны и апробированы модель дополнительной профессиональной программы «Управление профессиональной образовательной организацией средствами образовательного нормотворчество» и методика ее реализации в работе с руководителями дошкольных образовательных организаций.
В результате проведенной опытно-экспериментальной апробации модели доказано, что ее реализация позволяет достичь следующих педагогических и социально-психологических эффектов:
1. сбалансированное и целостное повышение степени сформированности всех функциональных элементов профессиональной культуры;
2. повышение степени осознанности нормотворческой деятельности заведующих;
3. корректировка их профессиональной самооценки.
Таблица 1
Матрица индикаторов сформированности профессиональной культуры заведующего ДОО
Легтитмизация акта |
Умение определить исполнителей ипользователей акта |
Готовность эффективно организовать процесс согласования подготовленного локального акта |
Умение прогнозировать поведение субъектов после введения акта |
Контроль за исполнением такта |
Наличие и осознанность индивидуального стиля поведения |
Умение осуществлять саморегуляцию поведения при решении профессиональных задач в поле |
Умение выделять проблемы, затруднения, ограничения в решении конкретных профессиональных задач |
Участие в инициативах муниципального, регионального, федерального уровней |
Умение грамотно формулировать и вносить собственные инициативы |
Готовность аргументированно и корректно отстаивать внесенные инициативы |
Умение оценивать, критически осмысливать и корректировать собственную деятельность |
Саморазвитие |
Готовность к совершенствованию индивидуального стиля поведения |
Готовность извлекать конструктивные уроки из собственных ошибок и критических замечаний |
Умение осуществлять самодиагностику и самооценку |
Определены организационные условия эффективности реализации модели формирования готовности руководителя дошкольной образовательной организации к эффективной управленческой деятельности в образовательной практике:
– во-первых, реализация модели как открытой и развивающейся системы;
– во-вторых, создание и поддержание в образовательной организации, реализующей модель, адекватной среды и демократического образовательного уклада;
– в-третьих, организация систематической работы по преодолению ценностно-смысловых барьеров руководителя, его отчуждения от целей, задач, содержания и процесса повышения квалификации.
Литература:
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновац. курс: учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казан. ун-та 1996. — 552 с.
- Баева О. Н. Обучение руководителей образовательных учреждений / О. Н. Баева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — Иркутск, 2011. — № 6. — С. 229–233.
- Управление развитием школы: пос. для руководителей образоват. учреждений / В. С. Лазарев, М. М. Поташник, А. М. Моисеев и др.; под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995.
- Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. — М.: Изд-во Академия, 2007. — 384 с.
- Яркова И. В. Философско-методологические принципы проектирования процесса обучения руководителей образовательных учреждений / И. В. Яркова // Ценности и смыслы. — М., 2010. -№ 3. С. — 68–78.