Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 527 раз

Библиографическое описание:

Илюхина, Т. Г. Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций / Т. Г. Илюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42771/ (дата обращения: 19.10.2024).



Каждый народ имеет свои традиции, обряды и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Важную роль семейные традиции играют для всех сфер человеческой жизни: передача достижений рода, знаний, жизненного опыта.

В современном мире, где реформы и многочисленные изменения затрагивают практически все сферы общества, семья как главный социальный институт для ребенка остается фундаментом, формирующим его личность.

Все чаще нам приходится сталкиваться с таким понятием, прочно вошедшим в наше обиход, как «семейное неблагополучие». У этого понятия много определений, но ключевым является то, что в этих семьях игнорируются основные семейные функции, присутствуют явные и скрытые дефекты воспитания.

Дошкольный возраст — время важных изменений и формирований в становлении личности. Ребенок для принятия решений и собственных выводов руководствуется наблюдениями за значимыми взрослыми, то есть за членами своей семьи. Родители — как ориентир, пример для подражания. Именно в семье усваиваются, формируются морально-нравственные ценности, духовный базис. Мировоззрение, сформированное в семье, дает возможность ребенку принимать автоматизированные решения. Будут ли они правильными или нет, зависит от того, что заложили родители.

В условиях современного кризиса института семьи функцию взаимодействия с семьями, направленную на повышение педагогической культуры родителей, формирование семейных традиций, профилактику семейного неблагополучия, могут взять на себя дошкольные образовательные организации.

Являясь значимым социально-функциональным механизмом интеграции современной семьи, традиции имеют огромное значение для общества в целом. Институт семьи и родительства претерпевает изменения, но традиции, трансформировавшись, сохраняют свою функцию как стабилизирующий фактор в современном мире.

Семейные традиции и консервативны, и способны к развитию и изменениям одновременно.

Несмотря на возрождение в обществе интереса к семейным традициям, нельзя не отметить общие тенденции отношения к институту семьи и родительства в целом.

Проведенный по специально разработанной анкете опрос «Отношения к семейным традициям в современном обществе», в котором приняли участие свыше 250 респондентов, показал: в современном мире прослеживается устойчивая неблагоприятная тенденция — для личностной реализации, экономической самостоятельности, воспроизводства потомства необязательно вступать в брак. Уравниваются женская и мужская функция, в связи с этим у подрастающего поколения размыто поло-ролевое поведение. Для того чтобы вести совместное хозяйство, выжить и сохраниться как род, теперь нет необходимости проживать вместе. Мы можем говорить о том, что брак в современном мире рассматривается как взаимовыгодное сожительство или как форма сотрудничества. Таким образом, рассматривать подобный брак как фундамент общества нельзя. [1, с. 97]

Еще в свое время И. А. Ильин писал о том, что человеческая семья, в отличие от «семьи» у животных, — целый остров духовной жизни. Если семья этому не соответствует, она обречена на распад и разложение. С достаточной наглядностью история это показала и подтвердила: исчезновения народов и великие крушения возникают из духовно-религиозных кризисов, которые находят свое отражение в разложении семьи. [2, с. 32]

Потеря исторической преемственности с прошлым, разрушение межпоколенческих связей влияет на понимание процесса воспитания ребенка. Не задаваясь вопросами собственного телесного и духовного воспитания, родители не могут передать духовно-нравственные ценности следующему поколению.

Результаты опроса показывают, что существуют противоречия и неблагоприятные тенденции в виде кризиса института семьи и родительства, являющиеся лишь отражением нерешенных в свое время проблем, с которыми общество не справилось.

В современном мире идет разрушение связей между поколениями, потеря исторической преемственности. Подрастающему поколению не передаются семейные традиции, утратилось понимание воспитания ребенка как целостного процесса. Иерархичный уклад традиционного русского общества позволял подрастающему поколению учиться выстраивать свою жизнь с учетом действий других людей. В условиях нуклеарной семьи такой возможности у современных детей нет.

Семья — основной фактор надежности и стабильности для социума. Роль государства, образовательных организаций для формирования осмысленного отношения родительства, духовного и нравственного становления и обогащения семьи неоценима.

Учитывая важность и сензитивность детей дошкольного возраста, можно говорить о необходимости поддержки родителей в условиях дошкольных образовательных организаций. Нам представляется необходимым усиление государственной политики, направленной на поддержку семьи, профилактику семейного неблагополучия в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций.

Усилия должны быть направлены на популяризацию семейных ценностей, уклада, традиций, обычаев, осознанного воспитания детей. На наш взгляд, необходимо способствовать, поддерживать инициативы, направленные на ознакомление с укладом и культурой традиционной семьи, формирование культуры семейных отношений, создание условий для укрепления семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций.

Возможно, именно сегодня слова Василия Александровича Сухомлинского прозвучат еще более актуально: «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

Литература:

  1. Бородина О. В. Проблема формирования семейных традиций в условиях деятельности социально-педагогических организаций. //Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. 2017, № 1 — с.96–97.
  2. Кислицына Т. Г. Русская семья. Праздники и традиции. М.: Белый город, 2013, — 295.
Основные термины (генерируются автоматически): современный мир, традиция, подрастающее поколение, семья, дошкольный возраст, институт семьи, историческая преемственность, ребенок, семейное неблагополучие, условие деятельности.


Похожие статьи

Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование социальной грамотности в дошкольных образовательных учреждениях

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольных образовательных учреждениях

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной образовательной организации

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное развитие обучающихся начальной школы в рамках внедрения ФГОС

Похожие статьи

Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование социальной грамотности в дошкольных образовательных учреждениях

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольных образовательных учреждениях

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной образовательной организации

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное развитие обучающихся начальной школы в рамках внедрения ФГОС

Задать вопрос