Младший возраст ребенка является благодатной почвой для воспитания духовных ценностей, формирования морально-нравственных установок и основ взаимодействия в обществе. Исходя из этого утверждения, следует обратить внимание и создать в дошкольных образовательных учреждениях необходимые условия для формирования и развития духовно-нравственных качеств личности, а главной задачей педагогов является доскональное разъяснение важнейших ценностей, необходимых для создания полноценного цивилизованного общества.
Старший дошкольный возраст является периодом нравственного развития ребенка, формирования его моральных качеств. Игра в данном случае выступает одним из важнейших видов образовательной деятельности, так как именно благодаря ей ребенок на подсознательном уровне получает, анализирует и запоминает необходимые знания и навыки, укрепляющие его самосознание, мировоззрение и нравственную позицию.
Работа воспитателя в дошкольном учреждении достаточно деликатный и требующий особой осторожности процесс. Существует огромное количество программ и методик, направленных на развитие и воспитание ребенка, в их число входят такие виды образовательной деятельности, как рисование, пение, творческие кружки, игры. Методы, которые использует педагог, должны быть направлены на снятие психоэмоционального напряжения, улучшение и сохранение физического и психического здоровья ребенка, а также должны способствовать его духовному и нравственному развитию.
Главной задачей педагога в рамках духовно-нравственного развития ребенка является непрерывное благотворное влияние на становление личности дошкольника, помощь в освоении элементарных навыков поведения, самостоятельному принятию решений и поддержка в осуществлении нравственного выбора. [1, 48]
Ребенок в дошкольном возрасте сильно подвержен различным эмоциональным воздействиям, именно поэтому очень важно объяснить детям общечеловеческие нормы нравственности, понятия о морали.
Воспитательно-образовательный процесс по развитию духовно-нравственного облика старших дошкольников в ДОУ строится, учитывая требования ФГОС [2, 32]:
‒ •комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей;
‒ •учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
‒ •единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
‒ •недопустимость перегрузки детей;
‒ •использование необходимого и достаточного материала;
‒ •введение культурных и региональных компонентов;
‒ •двухнедельный (и более) период, посвященный одной теме.
Комплексный анализ воспитания духовно-нравственной культуры ребенка в рамках дошкольного образования наглядно доказал, что большая часть проблем и конфликтных ситуаций берет свое начало именно в семье. Многие родители не имеют представления о том, именно дошкольный возраст является отправной точкой, когда ребенок приобретает нравственные установки, усваивает социальные нормы и требования, установленные обществом. Необходимой на данный момент задачей педагогов является помощь родителям в осознании важности воспитания ребенка, объяснения ему нравственных и духовных обычаев, правил поведения.
Главным институтом воспитания традиционно является именно институт семьи. Приобретенные в семье знания ребенок сохраняет на протяжении всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Дошкольный возраст ребенка характеризуется специфичными особенностями, знание и учет которых способствует дальнейшему формированию личности ребенка, его полноценному развитию. Одним из наиболее важных условий формирования личности ребенка, его духовно-нравственных качеств, следует назвать индивидуальный подход.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
Литература:
- Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Нравственноe воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-с 72.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
- Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. — 2-е изд., переработ. и доп. — Биробиджан: БГПИ, 2005. — С. 109–110, 122.