Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 21.04.2016

Статья просмотрена: 1484 раза

Библиографическое описание:

Валишевская, Е. М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 16.11.2024).



Эффективным средством развития творческих способностей детей является театральная деятельность, которая особенно актуальна в условиях реализации ФГОС. Методологической основой занятий (обучения) являются основные положения теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); теория развития детского творчества (Л. С. Выготский); теория амплификации и самоценности младшего школьника (А. В. Запорожец); теория развития общих и художественных способностей у детей младшего школьного возраста (Л. А. Венгер); основные положения теории развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин); теория и методика музыкального воспитания и обучения детей 7–8-летнего возраста (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, К. В. Тарасова).

Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Важная познавательная и нравственная роль театрального воспитания способствует интенсивному формированию психологической деятельности обучающихся. Новизна образовательной технологии состоит в интеграции разных видов театральной, психологической и музыкальной деятельности детей, обеспечивающих оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей и психоэмоциональной устойчивости в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Мною разработана программа «Золотой ключик» первого и второго года обучения, целью которой является развитие творческого потенциала личности ребенка и приобщение детей к театральному творчеству через овладение основами актерского мастерства, сценического движения и сценической речи.

Обучение театральной деятельности ориентировано на эмоциональное раскрепощение ребенка, снятия «зажатости», обучение чувствованию и художественному воображению. Это достигается через занятия в игровой форме, задания на фантазирование и сочинительство. В процессе обучения дети знакомятся со сценической речью и действием, актерским мастерством, историей театра и театральными терминами. Это позволяет школьникам самовыражаться, воспитывает в них чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки, партнёрства. Занятия театральной деятельностью носят креативный характер, в них предусматривается возможность творческой импровизации, каждый обучающийся получает первоначальные знания о феномене театра, как в общекультурном контексте, так и в контексте национальных традиций, и одновременно погружается в широкий мир искусства: театра, литературы, музыки, в мир народного праздника.

В первый год обучения мы пробуждаем интерес детей к театру и актерскому мастерству через занятия и тренинги в игровой форме, что помогает школьникам лучше усваивать знания. Игры и упражнения направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. На занятиях с помощью скороговорок и специальных упражнений отрабатывается ясная, четкая речь, дети учатся громко и отчетливо говорить со сцены и посылать звук в зрительный зал, а также выразительному чтению. Мы включаем игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий: умываюсь, чищу зубы, мою посуду, вышиваю, одеваюсь. Игры на развитие двигательных способностей: муравьи (уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом), кактус и ива (по хлопку педагога превращения из кактуса в иву и наоборот), самолеты — бабочки. Простейшая театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок с дальнейшим показом зрителям).

Таким образом, мы уделяем большое значение работе над психофизическим состоянием и речевым аппаратом обучающихся. Большое внимание отводится элементам психогимнастики, ритмопластике, вводятся актерские тренинги, уделяется большое значение жестам, мимике. Юные актеры учатся сценическому движению, сценическим этюдам, инсценировке стихотворений.

Все это благотворно влияет на развитие личностных качеств школьников и приобщение их к искусству.

На второй год идет углубленное изучение театрального творчества, где обучающиеся приобретают компетенции актёрской «пристройки» к партнёру. Юные актеры учатся существовать не раздельно, в разных мирах, а чувствуя друг друга, действовать едино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Именно на втором году обучения предусматривается последовательное усложнение заданий, выделяется большее количество часов на подготовку спектаклей, пьес, концертным номерам. Дети с удовольствием выступают на школьной сцене, участвуют в школьных и городских мероприятиях, получают награды на районном, городском уровнях и от учреждений дополнительного образования.

Хорошей традицией стало регулярное посещение драматического театра. Ребята с большим интересом смотрят спектакли, примеряя роли настоящих актеров на себя.

Основным методом развития творческих способностей выбрано актёрское мастерство: мы учим детей не только повторять за педагогом актёрские приемы, но и творчески подходить к выполнению той или иной роли. Прежде всего, школьники должны почувствовать себя настоящими актерами. А комплекс специальных тренингов помогает развивать внимание, фантазию, речь и пластику обучающихся. Подобраны творческие задания, которые развивают память, сообразительность, а также координацию движений, упорство в достижении цели. Дети могут проявить свои компетенции в разнообразных тематических праздниках, что способствует их творческой самореализации.

Занятия с младшими школьниками театральной деятельностью дают возможность реализовать их творческие способности, что соответствует эстетическому направлению в рамках ФГОС. Формируются положительные стороны личности, развивается художественный вкус, творческий потенциал личности, творческая активность, креативность, расширяются коммуникативные умения, навык работы в команде, развивается образное мышление и наблюдательность, формируются личностные качества: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к театру.

Театральная деятельность — это эффективная технология, применение которой активизирует творческий потенциал младшего школьника.

Литература:

  1. Гавришева, Л. Б. Музыка, игра — театр!: сценарии театрализованных праздников [Текст] / Л. Б. Гавришева. — СПб.: Детство — ПРЕСС, 2004. — 80 С.
  2. Колодчевская, Т. В. Развитие одаренности школьников через использование технологии «театральная педагогика» [Текст] / Т. В. Колодчевская // Создание инегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад — школа — университет. — Томск.: 2012. — с. 202–203.
  3. Кузнецова, Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: пособие для руководителей и педагогов [Текст] / Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 96 С.
  4. Никитина, А. Б. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие [Текст] / А. Б. Никитина. — М.: Владивосток, 2001. — 288 С.
Основные термины (генерируются автоматически): театральная деятельность, актерское мастерство, занятие, игра, игровая форма, младший школьник, сценическая речь, сценическое движение, театральное творчество, теория развития.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие познавательных творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников

Похожие статьи

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время

Развитие творческих способностей младших школьников

Развитие познавательных творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Социально-коммуникативное развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников