Развитие актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Муляр Надежда Владимировна, Черниговских Евгения Васильевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 31.03.2020
Статья просмотрена: 2727 раз
Библиографическое описание:
Муляр, Н. В. Развитие актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5050/ (дата обращения: 19.12.2024).
Детская школа актерского мастерства – это уникальная возможность для ваших детей развивать свои творческие навыки в театральном искусстве и самореализоваться, выплеснуть неуемную энергию и найти новых друзей. Здесь создана основа для успеха каждого ребенка, вне зависимости от возрастных особенностей и степени подготовки.
Irbis-Studio.ru – это:
- Профессиональные преподаватели студии, актеры, которые проходят скрупулезный отбор из множества кандидатов.
- Занятия в комфортной, доверительной обстановке, которая помогает ребенку раскрыть свои актерские таланты.
- Собственная театральная сцена с атрибутикой, благодаря чему обеспечена реалистичность занятий и получение ребенком уникального опыта.
Во время уроков в студии дети становятся более открытыми и общительными, они раскрепощаются и обретают уверенность в себе. А это пригодится не только в творчестве.
Ваш малыш склонен к творчеству и играм? Помогите ему раскрыть себя и проявить свои таланты на полную. А театральная студия «Ирбис» сделает все, что потребуется для этого интересного и увлекательного дела.
Огромную, ни с чем несравнимую, радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях. Дети по своей натуре являются уже готовыми одаренными актёрами. Подтверждением тому служат сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок раскрывает колоссальный творческий, эмоциональный актерский потенциал. Причём, здесь он проявляет себя сразу в трёх амплуа: как сценарист, как режиссёр и как актёр. Но вот парадокс! Этот же самый ребёнок, выходя на сцену, чувствует себя потерянным и неуверенным. Что же происходит?
Играя в своём маленьком театре, ребенок свободен и раскован, так как ему известны правила этой игры. Он применяет те навыки и знания, какими располагает, не чувствует зрительской заинтересованности и поэтому не боится сделать что-то не так, ему понятна каждая деталь в его же пьесе. Выступление на публике, требует порой большего знания и умения, чем располагает наш «актер», и, конечно, на сцене существуют свои законы и правили игры. Педагогу необходимо разъяснить их маленькому актеру, познакомить с ними ребёнка.
Актерское мастерство— это неразрывная совокупность навыков и умений:
– владение речью и интонацией,
– игра мимики, жестов, пластика тела,
– владение импровизацией,
– развитие воображения и внимания.
Рассмотрим этапы и приемы развития данных навыков, приемлемых для детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительности речи просто необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Дикция. Важнейшая дисциплина актёрского мастерства, да и что говорить — важнейшая деталь человеческого общения. Приятно разговаривать с человеком, у которого четкая, хорошо поставленная речь.
Этапы работы над дикцией:
– гимнастика языка, губ;
– произношение парных звонких и глухих согласных (например, «б» — «п»; «з» — «с»; «г» — «к»);
– произношение рифмованных слов с этими звуками на конце слова (например, «лаз» — «пас»; «кот» — «брод»; «жук» — «луг»). Педагог следит, что бы дети не «проглатывали» окончания слов.
– работа со скороговорками.
Прежде всего, объясните, что скороговорка — это занимательное сочетание слов. Скороговорки произносятся быстро и несколько раз подряд, но при этом каждое слово чётко выговаривается. Этапы работы со скороговоркой:
– познакомить детей с текстом скороговорки;
– разобрать создаваемую зрительную картину или сюжет скороговорки;
– разучивание начинайте в очень медленном темпе, отчетливо произнося слова, особенно те, на которых язык «спотыкается» и тихой интонацией. Когда дети запомнят текст, увеличивайте темп и громкость.
Работа над интонацией:
На первом этапе разделите скороговорку по фразам, предложите каждому участнику проиграть свою фразу интонационно. Например, скороговорка «Пришёл Прокоп — кипел укроп. Ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без про Прокопа кипит укроп»
На втором этапе работы дать детям самостоятельно выбирать интонацию и жесты.
Упражнения на развитие интонационной выразительности.
- Исполнять песенку Козы из сказки «Волк и козлята» сначала голосом Козы, потом голосом Волка.
- Попросить ребенка задать вопрос от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого, так чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает.
Эмоциональность имеет внешнюювыраженность в мимике. Необходимо познакомить детей и поработать над представлением внешних признаков того или иного чувства. Упражнения для развития мимики:
Игра «Зеркало».I этап. Рассмотреть и определить на схемах эмоции: радость, спокойствие, грусть, смущение, удивление, насмешка, злость, недовольство, страх.
Игра «Глаза в глаза». Дети делятся попарно и берут друг друга за руки. Ребёнок № 1,глядя в глаза и чувствуя тепло рук, молча передаёт напарнику свои эмоции, например: «Я грустный. Помоги мне», «Мне весело. Поиграй со мной!». Ребёнок № 2 — угадывает. Далее дети меняются ролями.
Пластику тела можно развивать с помощью игр-этюдов.
Игра «Тропинка». Путешествие по представляемой тропинке, с преодолением воображаемых препятствий.
Этюд «Из семени в дерево». Сочетая пластику, мимику, жесты пройти этапы роста и увядания цветка, дерева, растения: семя — росток — появление листьев — вытягивание стебля — распускание цветка — настроение лета — ветер — осень — борьба со стихией — грусть — опадание и увядание — превращение в семя.
Импровизация как одна из вершин художественного творчества и способ творческого самовыражения. Способность к импровизации, как на сцене, так и в жизни, у многих является врожденной способностью. У некоторых способность импровизировать существует подспудно, и ее надо развивать и воспитывать. Например, с помощью игры «Пантомимо»: дети становятся в круг. Ведущий в центре. При помощи пантомима он показывает какое-либо действие (собирает ягоды, шьёт и т. д.) Дети угадывают.
Дальнейшим этапом является драматизация: обыгрывание сказок, скороговорок, предлагаемых сюжетов.
Педагогу следует ребёнку рассказать о положении сцены. Приучить работать на зрительную аудиторию. Преодолеть страха перед публикой возможно лишь наработкой, самоутверждением. Этому способствует организация концертов перед куклами, ребятами своей группы.
Ребёнок не понимает, что обладает многими навыками и умениями. Основной задачей развития артистических способностей ребенка, является раскрытие неосознанных, «спящих» способностей, талантов и умений самого ребенка.
Литература:
- Гильманова, Л. В. Использование театрализованной деятельности в сотрудничестве ДОУ с семьей [Текст] / Л. В. Гильманова, Е. А. Газизулина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014.
- Лубяко Л. В. Программа «Театр маленького актера» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606315/. — 20.11.2017.
- Петрова, В.Г., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями [Текст] / В. Г. Петрова и др. — М.: Школьная Пресса, 2004.