Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности
Автор: Григорьева Дина Витальевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 07.05.2017
Статья просмотрена: 1061 раз
Библиографическое описание:
Григорьева, Д. В. Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности / Д. В. Григорьева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12420/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений дошкольников.
Ключевые слова: актерские умения, театральная деятельность самостоятельность, дошкольное образовательное учреждение, игра-драматизация
Постановка проблемы. Cовременная жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, зачастую требуя от человека не строго определенных, шаблонных действий, а активности, гибкости мышления, быстрой и успешной адаптации к новым условиям. В настоящее время одной из наиболее важных проблем является проблема развития детского творчества и диагностики детского таланта на раннем этапе его развития, а именно — в дошкольном детстве. Главным условием успешного решения данной проблемы является наличие благоприятного «климата» в детском коллективе, основанном на взаимном доверии и уважении, где возможность проявить себя и эмоциональное благополучие каждого ребенка — фундамент будущего успеха.
Анализ литературы. Перечисленные выше задачи подробно описаны в трудах Михайловой Е. М., где автор описывает методы формирования самостоятельности актерского мастерства у дошкольников через систему последовательных действий. В настоящее время в педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал, посвященный развитию самостоятельности актерских умений у дошкольников посредством театральной деятельности (Антипина Е.А, Зимина И., Доронова Т.Н, Фурмина Л.С, Чурилова Э.Г, Артемова Л. В.).
Цель статьи: осветить проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста с помощью театральной деятельности.
Изложение основного материала. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [3, с.42].
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
В специальном исследовании, посвященном формированию театрального творчества, Л. С. Фурмина дает такое определение: «Театральное детское творчество — это создание и раскрытие драматургом, режиссерами, актерами (детьми) игровых существенных образов, объединенных единым замыслом» [6, с.25]. Она высказывает мысль о том, что если в театрально-игровой деятельности сочетаются три направления — сочинение собственных сценариев, исполнительское и оформительское творчество, то этот случай следует расценивать как высшее достижение в художественно-творческом развитии детей. Именно такое творчество, по мнению автора, и следует развивать.
Научно доказано, что в результате работы над музыкальными сказками дошкольники уверенно справляются со сложными творческими заданиями. Это, как правило, дети с высоким уровнем музыкальных способностей, склонные к импровизации, они коммуникабельны и раскрепощены. Высокий уровень проявления самостоятельности актерских умений позволяет выпускникам детского сада успешно продолжать обучение в хореографических и музыкальных школах, театральных студиях. Это дошкольники с ярко выраженными актерскими способностями, способные чувствовать, понимать искусство, проявлять творческую инициативу, фантазию [4, с.33].
Участвуя в театральной деятельности, дети старшего дошкольного возраста знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы мотивируют их обобщать, делать выводы, анализировать. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Чтобы работа педагога по развитию актерских способностей была результативной, необходимо наладить контакт с детьми, умело строить с ними партнерские отношения. Для этого необходимо изменить характер воспитательного процесса: отказаться от прямых указаний, больше времени уделять косвенным воздействиям через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства. Основная цель педагогического руководства на данном этапе — «будить» воображение ребенка, создавая условия для изобретательности, творчества детей.
На основании цели и задачи исследования, нами было проведено экспериментальное изучение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы «Сказка» МБДОУ «Первомайский детский сад № 1 «Семицветик». Перед тем, как приступить к планированию работы, было проведено анкетирование родителей и предварительная беседа с детьми.
Диагностирование уровня развития актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста проводилась на основе творческих заданий. Диагностика уровня актерских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста проходила в два этапа: наблюдение за проявлением актерских умений в повседневной жизни, а также выявление актерских умений и навыков с помощью предложенных этюдов и упражнений.
На первом этапе наблюдение проводилось в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. С помощью анализа полученной информации можно узнать, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях. Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театральной деятельности с использованием этюдов и упражнений. Например, ребенку предлагается передать содержание фразы с учетом интонации, с которой она была произнесена или рассказать один и тот же текст разными интонациями (удивленно, радостно, сердито, ласково). Кроме того, использовались различные пантомимические этюды. Например, как радуется Карлсон или танцует добрая Фея на балу у Золушки. В творческих заданиях на выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на пантомиму «Покажи». Тяжелее дались задания на изменение тембра речи.
В результате работы над музыкальными сказками дошкольники уверенно справляются со сложными творческими заданиями, они музыкальны, прекрасно импровизируют, пластичны, общительны и незакрепощены. Высокий уровень проявления творческой активности позволяет выпускникам детского сада с успехом продолжать обучение в музыкальных и хореографических школах, театральных студиях. Это дети с ярко развитой музыкальностью, эмоциональной и певческой культурой, способные чувствовать, понимать и воспринимать музыку, проявлять творческую инициативу и фантазию.
Анализ результатов группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию актерских способностей детей. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий, дают вполне ощутимый положительный результат. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень позиции «актер» повысился на 20 %, уровень развития актерских способностей детей повысился на 35 %.
Развитие творческих возможностей — процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. У всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. У детей продолжают развиваться нравственно — коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца), формируется положительное отношение к театрализованным играм. Происходит постепенный переход ребенка от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов. Конечно, все эти особенности отмечаются у детей пока еще только на занятиях. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. Появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи, мимике, пантомиме). Появилось желание придумать сказку, историю, сочинить танец.
Выводы: Театральная деятельность способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности дошкольника и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки. В театрализованных играх ребенку открываются нормы нравственного поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение.
Развивая актерские способности, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных особенностей, мы должны чутко улавливать особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом. Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития актерских способностей. Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем пунктам проводимого исследования.
Литература:
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М., 2003. — 200 с.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 2000. — 180 с.
- Караманенко Т. Н., Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам. — М., 1992. — 160 с.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: Сфера, 2001. — 202 с.
- Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 4.
Ключевые слова
дошкольное образовательное учреждение, актерские умения, театральная деятельность самостоятельность, игра-драматизацияПохожие статьи
Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...
К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.
Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.
Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника
В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.
Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста
В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...
Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации
В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.
Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов
В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстет...
Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.
Похожие статьи
Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...
К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.
Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.
Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника
В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.
Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста
В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...
Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации
В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.
Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов
В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстет...
Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.