Современная система дошкольного образования направлена на решение задач, одна из которых — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В настоящее время в связи с постоянными изменениями в экономике и на рынке труда в стране требуются творческие люди компетенций. Востребованы такие качества личности, как умение и желание учиться, активность, инициатива, креативность, готовность к инновациям. Дошкольный возраст — благоприятный период для максимально возможного уровня развития личности ребенка. Поэтому задача детского сада нацелена на развитие у ребенка умений, обеспечивающих его собственную готовность учиться и переучиваться в течение всей жизни.
Театральная деятельность является эффективным путем формирования важнейших сторон психической жизни, эмоциональной сферы, образного мышления и творческих способностей. Вот почему необходимо дошкольника вводить в мир искусства, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для выявления и развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
Придя в этот мир, дети впитывают в себя все человеческие способы общения, знакомятся с окружающим миром через образы, звуки. Для этого используют свои собственные наблюдения, что заставляет их думать, анализировать, делать выводы. Ребенок, подражая взрослым, двигается вперед путем проб и ошибок, овладевая правилами жизни в обществе. Роль взрослого, как социального проводника, очень важна и ответственна. Театрализованная деятельность, как источник развития глубоких чувств и открытий, приобщает ребенка к духовным ценностям и представляет собой конкретный результат.
Театрализация как эффективное средство воспитания и обучения дошкольников применяется в педагогике давно. Основой ее служит театрализованная игра. А. С. Макаренко писал: «Каждую минуту он (ребенок) немного играет, он что-то из себя немного воображает. Он более высоким себя чувствует, играя». Игра пронизывает всю жизнь ребенка, способствует физическому и духовному здоровью. В игре дети чувствуют себя комфортно, потому что по своему желанию включаются в творческий процесс, играя по правилам, предусмотренные ролью.
Л. М. Артемова считает, что характерными особенностями театрализованных игр являются фольклорная основа их содержания. Ребенок верит в сценический вымысел, его воображение переносит из мира реального в мир сказочный. Очень важно в дошкольном возрасте читать сказки, разыгрывать по ним игры-драматизации. Сказки вызывают у детей особое внимание, оказывают яркое эмоциональное впечатление. Любимые герои становятся образцами для подражания. Сказка рождает оригинальные идеи и решения, позволяет видеть вещи в необычном свете. Можно сказать, что сказки решают задачи развития творческих способностей, креативных качеств личности, у дошкольников прививается устойчивый интерес к театру, литературе, совершенствуется актерское мастерство. С этой целью в нашем детском саду активно применяется театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
В группе созданы необходимые условия для развития творческого потенциала в процессе театрально-игровой деятельности. Родителями были изготовлены разнообразные виды театров настольных, театр — рукавичка, а также костюмы, маски, музыкальные инструменты и декорации для спектаклей. Имеется центр ряженья, книжный уголок, центр уединения, где ребенок может побыть один, поиграть, прорепетировать у зеркала.
Репетиция — важнейший процесс театрализованной игры, развития творческих чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. На мой взгляд, не следует заучивать текст речи, жесты, позы, движения, потому что театрализованная игра сохраняет непосредственность детской игры, импровизацию. Если ребенок хорошо знает пьесу, он может самостоятельно придумать диалог действующего лица, мимику, жесты, игровые импровизации.
Кукольные спектакли подбирались интересные и понятные детям, короткие по времени. Обыгрывали потешки, небылицы, стихи.
В нашем детском саду разработана система работы театрализованной деятельности:
– Знакомство с театром, его устройством, с профессиями людей, работающих в нем через экскурсии, посещение спектаклей, видеофильмов, презентаций;
– Выявление игровых, музыкальных и литературных предпочтений детей (беседы, наблюдения);
– Чтение сказки, беседа по содержанию текста;
– Освоение выразительных средств передачи образа: речь, мимика, движения, ритмопластика;
– Применение упражнений и этюдов с героями и элементами сюжета сказки;
– Изготовление атрибутов, декораций, масок, костюмов;
– Организация спектакля.
В игровой форме дошкольники превращаются в актеров, режиссеров и сценаристов. Они выбирают роли, придумывают истории, озвучивают героев и разворачивают игру. Дети учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Этюды развивают ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном театре. В театрализованной деятельности ребенок самореализуется, естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы и поведения. В совместной деятельности педагоги лучше узнают своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.
Систематическая и планомерная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности приносит свои плоды. Происходит интенсивное развитие речи, активизируется и обогащается словарный запас, развивается воображение, способность управлять собой, эмоции и чувства. Дети становятся более свободными и раскрепощенными в общении, а главное у них загораются глаза и светятся лица улыбкой при слове «театр». Они хотят и желают выступать на сцене. Дошкольники стали более общительны, активны в театральной деятельности, эмоциональны на содержание художественных произведений.
Литература:
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Артемова Л. В. Психология игры: современный подход: учебное пособие для студентов высших учебных заведениий.- М.: Академия, 2009.-208с.
- Наумова И. Е. Мы играем в сказку. Развитие креативности у детей в музыкально-художественной деятельности. Для старших дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2020.
- Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой», Фолио АСТ.,2000г.