Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 11.06.2017

Статья просмотрена: 1002 раза

Библиографическое описание:

Петущенко, Е. С. Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность (из опыта работы) / Е. С. Петущенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2557/ (дата обращения: 15.11.2024).



Одним из основных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте являетсяобогащение его социально-коммуникативного опыта. Эффективным средством социализации, развития эмоциональной выразительности речи, творчества, любознательности дошкольников традиционно считается детская театрализованная деятельность.

Программа «Детство», построенная в соответствии с ФГОС определяет основные интегративные качества ребенка дошкольного возраста, такие как: любознательный, активный, инициативный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, которые активно развиваются в театрализованной деятельности. Почему именно театрализованная деятельность? Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учись играя.

Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей старших дошкольников. Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: активизация словаря, развитие монологической и диалогической речи, умение организовывать общение со сверстниками, чтобы быть интересным окружающим, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность автор начала с создания предметно-пространственной среды. В группе был создан «Уголок уединения», где ребенок мог побыть один, справится со своими эмоциями. Рядом с уголком уединения был создан «Уголок эмоций». В нем расположено большое зеркало, дневник настроения, в котором дети могут разместить свои фотографии, определяя свое настроение в разное время пребывания в детском саду, многофункциональное пособие «Кубик настроения». Егоможно использовать для мимического изображения эмоций, словесного их обозначения, составления рассказов из личного опыта, которые вызывали настроение, изображенное на определенной стороне кубика, «Чудо-мешочек», стороны которого отображают разное настроение. Для знакомства детей с эмоциями, автор используем пиктограммы, сигнальные карточки для обозначения своего отношения к сказочному, игровому персонажу, поступкам героев литературных произведений, событиям в жизни детей. Так же в группе создан «Уголок сказок». В нем есть небольшая переносная ширма, разные виды театров (пальчиковый, перчаточный, варежковый, би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр игрушек), различные игры по сказкам: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков), «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета). В уголке стоит сказочный сундук, в котором хранятся детские маски, костюмы, шляпы и т. д. Из большого платка была сделана сказочница, которая приходит к детям на занятия и рассказывает сказки.

В своей работе автор использует следующие методы:

− упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

− задания для развития речевой интонационной выразительности;

− игры-превращения, образные упражнения;

− упражнения на развитие детской пластики;

− ритмические минутки;

− пальчиковые игры;

− упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

− театральные этюды;

− разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

− просмотр кукольных спектаклей.

Все эти методы используются как часть образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности детей, в режимных моментах. Итогом работы являются постановки спектаклей, открытые занятия с элементами театрализованной деятельности.

Фрагмент образовательно деятельности:

Воспитатель одевает Сказочницу и говорит: Я вам рассказывала много сказок, а сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказкам.

− Какие сказки вы знаете? (дети называют сказки)

Сегодня мы сами станем сказочными героями. А вот какой сказки вы сейчас узнаете. Сказочница загадывает загадки героев сказки «Теремок». «Из какой сказки все эти герои»? Для того, чтобы поиграть в сказку, нужно выполнить задания, которые приготовили нам герои.

Первая в теремок прибежала мышка-норушка Она просит вас изобразить ее грустную, веселую, удивленную и т. д. Мышка выбирает ребенка, который лучше всего изображал мимикой и жестами и надевает на него шапочку Мышонка.

− Кто второй прибежал в теремок? (лягушка-квакушка)

Лягушка любит путешествовать. Поэтому она сейчас будет вам показывать, а вы должны догадаться, о чем она хочет вам рассказать. Проводится игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». Лягушка выбирает ребенка и надевает шапочку лягушонка.

− Кто следующий прибежал в теремок? (зайчик-побегайчик). Зайка предлагает вам всем превратится в маленьких зайчиков. Проводится пальчиковая игра «Зайка»

Встал зайчишка рано

Вышел на поляну.

По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)

И большой кочан нашел (кулак другой руки)

Стал зайчишка с хрустом

Грызть кочан капусты:

Хруст-хруст, хруст-хруст… (несколькими пальцами делаем кусающие движения)

Съел, свалился под куст

И уснул. Проснулся…

Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)

А домой добрался – долго отдувался! (двумя пальцами показываем, как заяц движется по столу).

На лучшего зайку-ребенка надевается шапочка зайчишки-трусишки.

− Кто следующий прибежал в теремок? (лисичка-сестричка). Лисичка хитрая, хочет проверить, как красиво вы можете говорить. Дети произносят скороговорки.

− Рыжая лисица облизала всем лица.

− Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

На ребенка надевается шапочка лисички.

− Кто следующий прибежал в теремок? (волчок – серый бочок).Волк сегодня был художником и нарисовал много лесных жителей, а зайки проказники разрезали его картинки. Вот он и пришел к нам за помощью. Игра «Разрезные картинки по сказкам».

− Кто следующий прибежал в теремок? (медведь косолапый). Проводится подвижная игра «У медведя во бору». Самому ловкому надевается шапочка медведя.

Вот и у нас собрались все герои сказки «Теремок». Остальные дети делают круг и изображают теремок, проговаривая слова. Драматизация сказки «Теремок».

По окончании сказки ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?» Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок.

− Вставайте ребята в хоровод, будем танцевать.

Затем все дети встают в круг, водят хоровод, танцуют и сказка завершается словами:

Стоит в поле теремок, теремок,

Очень-очень он высок, ох, высок.

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья!

В работе с родителями автор стремится достичь таких отношений, когда они становятся активными помощниками в развитии речи детей. Для родителей автор проводит консультации, дает советы и рекомендации. Подбирает интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.

Таким образом, театрализованная деятельность — один из инструментов развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Артемова А. В. Театрализованные игры дошкольников. Москва: Просвещение, 1991.
  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. — М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  3. http://numama.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, театрализованная деятельность, теремок, дошкольный возраст, какая сказка, развитие, театрально-игровая деятельность, упражнение.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Развитие одаренности через погружение в различные виды деятельности (из опыта работы)

Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы)

Формирование и развитие социальных навыков во взаимодействии со сверстниками через театрализованную деятельность

Развитие творческого потенциала детей (из опыта работы)

Развитие творческих способностей средствами проблемного обучения

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы)

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей

Похожие статьи

Развитие творческих способностей личности (из опыта работы)

Развитие одаренности через погружение в различные виды деятельности (из опыта работы)

Развитие навыков культуры общения и поведения через активные формы организации воспитательного процесса (из опыта работы)

Формирование и развитие социальных навыков во взаимодействии со сверстниками через театрализованную деятельность

Развитие творческого потенциала детей (из опыта работы)

Развитие творческих способностей средствами проблемного обучения

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы)

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей

Задать вопрос