Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность (из опыта работы)
Автор: Петущенко Елена Станиславовна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 11.06.2017
Статья просмотрена: 1004 раза
Библиографическое описание:
Петущенко, Е. С. Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность (из опыта работы) / Е. С. Петущенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2557/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одним из основных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте являетсяобогащение его социально-коммуникативного опыта. Эффективным средством социализации, развития эмоциональной выразительности речи, творчества, любознательности дошкольников традиционно считается детская театрализованная деятельность.
Программа «Детство», построенная в соответствии с ФГОС определяет основные интегративные качества ребенка дошкольного возраста, такие как: любознательный, активный, инициативный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, которые активно развиваются в театрализованной деятельности. Почему именно театрализованная деятельность? Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учись играя.
Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей старших дошкольников. Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: активизация словаря, развитие монологической и диалогической речи, умение организовывать общение со сверстниками, чтобы быть интересным окружающим, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность автор начала с создания предметно-пространственной среды. В группе был создан «Уголок уединения», где ребенок мог побыть один, справится со своими эмоциями. Рядом с уголком уединения был создан «Уголок эмоций». В нем расположено большое зеркало, дневник настроения, в котором дети могут разместить свои фотографии, определяя свое настроение в разное время пребывания в детском саду, многофункциональное пособие «Кубик настроения». Егоможно использовать для мимического изображения эмоций, словесного их обозначения, составления рассказов из личного опыта, которые вызывали настроение, изображенное на определенной стороне кубика, «Чудо-мешочек», стороны которого отображают разное настроение. Для знакомства детей с эмоциями, автор используем пиктограммы, сигнальные карточки для обозначения своего отношения к сказочному, игровому персонажу, поступкам героев литературных произведений, событиям в жизни детей. Так же в группе создан «Уголок сказок». В нем есть небольшая переносная ширма, разные виды театров (пальчиковый, перчаточный, варежковый, би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр игрушек), различные игры по сказкам: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков), «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета). В уголке стоит сказочный сундук, в котором хранятся детские маски, костюмы, шляпы и т. д. Из большого платка была сделана сказочница, которая приходит к детям на занятия и рассказывает сказки.
В своей работе автор использует следующие методы:
− упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
− задания для развития речевой интонационной выразительности;
− игры-превращения, образные упражнения;
− упражнения на развитие детской пластики;
− ритмические минутки;
− пальчиковые игры;
− упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
− театральные этюды;
− разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
− просмотр кукольных спектаклей.
Все эти методы используются как часть образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности детей, в режимных моментах. Итогом работы являются постановки спектаклей, открытые занятия с элементами театрализованной деятельности.
Фрагмент образовательно деятельности:
Воспитатель одевает Сказочницу и говорит: Я вам рассказывала много сказок, а сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказкам.
− Какие сказки вы знаете? (дети называют сказки)
Сегодня мы сами станем сказочными героями. А вот какой сказки вы сейчас узнаете. Сказочница загадывает загадки героев сказки «Теремок». «Из какой сказки все эти герои»? Для того, чтобы поиграть в сказку, нужно выполнить задания, которые приготовили нам герои.
Первая в теремок прибежала мышка-норушка Она просит вас изобразить ее грустную, веселую, удивленную и т. д. Мышка выбирает ребенка, который лучше всего изображал мимикой и жестами и надевает на него шапочку Мышонка.
− Кто второй прибежал в теремок? (лягушка-квакушка)
Лягушка любит путешествовать. Поэтому она сейчас будет вам показывать, а вы должны догадаться, о чем она хочет вам рассказать. Проводится игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». Лягушка выбирает ребенка и надевает шапочку лягушонка.
− Кто следующий прибежал в теремок? (зайчик-побегайчик). Зайка предлагает вам всем превратится в маленьких зайчиков. Проводится пальчиковая игра «Зайка»
Встал зайчишка рано
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… (несколькими пальцами делаем кусающие движения)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался – долго отдувался! (двумя пальцами показываем, как заяц движется по столу).
На лучшего зайку-ребенка надевается шапочка зайчишки-трусишки.
− Кто следующий прибежал в теремок? (лисичка-сестричка). Лисичка хитрая, хочет проверить, как красиво вы можете говорить. Дети произносят скороговорки.
− Рыжая лисица облизала всем лица.
− Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
На ребенка надевается шапочка лисички.
− Кто следующий прибежал в теремок? (волчок – серый бочок).Волк сегодня был художником и нарисовал много лесных жителей, а зайки проказники разрезали его картинки. Вот он и пришел к нам за помощью. Игра «Разрезные картинки по сказкам».
− Кто следующий прибежал в теремок? (медведь косолапый). Проводится подвижная игра «У медведя во бору». Самому ловкому надевается шапочка медведя.
Вот и у нас собрались все герои сказки «Теремок». Остальные дети делают круг и изображают теремок, проговаривая слова. Драматизация сказки «Теремок».
По окончании сказки ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?» Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок.
− Вставайте ребята в хоровод, будем танцевать.
Затем все дети встают в круг, водят хоровод, танцуют и сказка завершается словами:
Стоит в поле теремок, теремок,
Очень-очень он высок, ох, высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!
В работе с родителями автор стремится достичь таких отношений, когда они становятся активными помощниками в развитии речи детей. Для родителей автор проводит консультации, дает советы и рекомендации. Подбирает интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.
Таким образом, театрализованная деятельность — один из инструментов развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Артемова А. В. Театрализованные игры дошкольников. Москва: Просвещение, 1991.
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. — М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
- http://numama.ru